Построить бизнес, приносящий стабильный доход, непросто. А построить бизнес, приносящий еще и пользу обществу, непросто вдвойне. Тем не менее, социальное предпринимательство стремительно развивается и Хабаровск в этом плане не стал исключением. ИА AmurMedia представляет интервью с Андреем Шевченко, создателем и руководителем Центра социальной помощи "Добрые люди", который помогает людям, нуждающимся в услугах сиделки.
— Андрей Александрович, что подвигло на создание такого необычного для Хабаровска дела?
— Толчком для появления 1 февраля текущего года Центра социальной помощи "Добрые люди" послужила совокупность факторов. На мой взгляд, состояние рынка в сфере социальных услуг в Хабаровске удручающее. Это я понял, когда сам столкнулся с проблемой поиска сиделки – у нас в семье бабушка с первой стадией деменции: периодически включает газ, уходит из дома, искали ее уже два раза. Так вот, выяснилось, что найти подходящего человека, которому можно доверить заботу о близком, в Хабаровске довольно непросто. Агентства по подбору домашнего персонала специализируются в основном на нянях и домработницах, сиделки – не их профиль. А нанимая сиделку по частным объявлениям можно попасть пальцем в небо: зачастую их дают приезжие из Украины, Узбекистана, либо люди, которым нужно быстро заработать. Кроме того, по своему опыту работы в правоохранительных органах могу сказать, что нередки случаи, когда сиделки, нанятые "с улицы", превышают, так сказать, свои полномочия и начинают потихоньку выносить ценности из дома. Сиделка становится доверенным человеком для семьи, у нее есть ключи от квартиры, но никакого договора с ней не заключается и иногда люди, нанявшие ее, даже не знают, где она живет.
социальный бизнес. Фото: Алексей Тимиргалеев
Социальное предпринимательство сейчас становится трендовым направлением в мире и в центральной части России. И в Хабаровске оно представлено в разных сферах деятельности: есть производство, переработка сырья, но сфера оказания социальных услуг населению представлена в малой степени и неправильно, с нарушением закона. Да и доля социальных предпринимателей в сфере оказания социальных услуг населению в Хабаровске и на всем Дальнем Востоке очень мала, несущественна и абсолютно никем не развивается, хотя на развитие социального предпринимательства направлен ряд программ правительства Хабаровского края, администрации Хабаровска, которые стремятся привлечь в эту сферу молодых предпринимателей.
— В чем заключается суть вашей деятельности? Чем конкретно вы занимаетесь?
— Как я уже сказал, за сиделкой люди идут в агентство по подбору домашнего персонала либо на сервисы вроде "Авито". Мы же работаем совершенно по особому принципу: по всему городу находим неравнодушных, добросовестных людей, которые готовы работать в социальном бизнесе, оказывать услуги населению, обучаем их, подбираем под них заказчика по месту жительства. У нас подопечный, как правило, проживает рядом с сиделкой, в шаговой доступности. Со своей стороны мы контролируем каждый выход сиделки и отчитываемся перед заказчиком. У нас заказчиком не всегда является подопечный.
Заказчики – это дети, внуки и вообще те, кто обеспокоены проблемой ухода за близкими и в силу занятости либо других обстоятельств не могут делать это сами. Мы подбираем сиделку не только в зависимости от специфики ухода, но и берем во внимание пол, возраст подопечного, а также национальность и религиозные убеждения. Назначаем время для знакомства заказчика и сиделки, если все устраивает обе стороны, заключаем договор.
— То есть человек заключает договор не с сиделкой непосредственно, а именно с вами?
— Да, именно так. Именно мы контролируем работу сиделки и отчитываемся перед заказчиком. Сиделка в данном случае выступает привлеченным сотрудником.
социальный бизнес. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Как вы контролируете работу сиделки?
— Учитываем каждый выход сиделки и отчитываемся перед заказчиком – бывает, что люди, прибегающие к нашим услугам, живут в другом городе, а иногда даже в другой стране. Кроме того, заказчик стопроцентно застрахован от невыхода сиделки – если возникают непредвиденные ситуации, и сиделка не вышла на связь в определенное время, производится ее оперативная замена. Но это случается редко, все наши сотрудники – люди ответственные и пунктуальные, без вредных привычек, большинство имеют медицинское образование. Но хочу сразу оговориться – мы не оказываем медицинских услуг, не ставим уколов, не делаем сложных перевязок. Выполняем процедуры, назначенные врачом: контролируем, чтобы подопечный вовремя принимал лекарства, обрабатываем пролежни, если это не требует медицинских навыков, делаем несложные повязки, выполняем массаж, чтобы размять человека, который долго лежит. И, естественно, осуществляем весь уход: проводим полную гигиену подопечного, готовим пищу и кормим его, проводим санитарную обработку помещения, где находится подопечный. Кроме того, оказываем своего рода и психологическую помощь — когда человек долго лежит, ему хочется с кем-то поговорить, хочется, чтобы ему книжку почитали, рассказали новости.
— Какова оплата услуг и в какой форме она производится?
— У нас нет установленной платы за час работы. Мы по другой схеме работаем. Все уникально для Хабаровска. У нас цены варьируются от 40 до 270 рублей в час. Самая дешевая услуга – 40 рублей в час. Она касается сиделки с проживанием. В сутки человек обходится 960 рублей. Также у нас есть социальный патронаж, то есть когда сиделка приходит утром и вечером на два часа, помогает подопечному, к примеру, совершать гигиенические процедуры. Такая услуга очень популярна, к ней прибегают даже сами пенсионеры и люди, ограниченные в движениях.
В основном стоимость услуг невысока и доступна каждому. Мы можем работать весь месяц без выходных за 12,5 тысяч рублей: сиделка приходит утром и вечером, это тот самый социальный патронаж. Уход с проживанием тоже у нас не дорого – 960 рублей в сутки. В других патронажных службах до 1500 доходит в сутки.
— Отказываете ли вы в предоставлении услуг сиделки, и если да, то что может послужить основанием для этого?
— Да, бывают случаи. Согласно нашим правилам, мы не оказываем услуг детям, лицам, страдающим психическими заболеваниями, особенно буйным людям. Это не касается старческой деменции, которой страдают 80% наших подопечных. Речь идет о психических расстройствах, когда человек состоит на учете в психиатрической больнице. Такие заказы мы не берем, поскольку в данном случае никто не может ручаться за безопасность сиделки. Это важно.
социальный бизнес. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Много ли людей обращается к вам?
— Много. И сейчас мы вынуждены заказы ставить в очередь, поскольку сиделок не хватает, хоть и принимаем новых людей каждый день. Я связываю это с тем, что количество пожилых людей из года в год растет. С 2009 по 2015 год количество людей старше 80 лет увеличилось на 40%. А наши подопечные – как правило, лица старше 80 лет, которые в силу возраста не могут за собой ухаживать.
— Вы упомянули о том, что ведете обучение сиделок. Можно подробнее об этом?
— Мы 1-2 раза в неделю проводим бесплатные семинары, на которых приглашенные медики, имеющие опыт в этой сфере, рассказывают об основах ухода, отвечают на вопросы слушателей. В этой работе немаловажен и психологический аспект, ведь работа сиделки связана еще и с большими эмоциональными нагрузками. Не каждый сможет каждый день ходить к пожилому человеку и делать одно и то же. Нередки случаи, когда ты ушел от подопечного, и он тут же тебя забыл. Не каждый это выдержит. Эта работа сама по себе не чистая, зато востребованная и полезная для общества.
— Андрей Александрович, каков был старт Вашего бизнеса? Использовались ли субсидии, гранты?
— Для старта нам много не понадобилось – арендовали офис, где проводим собеседования с сотрудниками и их обучение. В 2015 года вступил в силу федеральный закон об основах социального обслуживания граждан РФ. В соответствии с ним соцуслуги может оказывать не только государство, но и коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и ИП. Руководствуясь этим законом, мы и строим свой бизнес. На правовых началах, что очень важно.
Наш бизнес отличается тем, что мы никому ничего не "втюхиваем", не ведем агрессивной рекламы. Наши услуги для людей, которые с годами настолько устали самостоятельно ухаживать за своим близким человеком, что обращаются к нам. А по поводу грантов и субсидий — хочется не просто прийти и сказать, "дайте денег", а показать готовый, жизнеспособный проект с хорошей перспективой развития. Но мы уже сейчас готовы участвовать в различных социальных проектах в Хабаровске.
— Наверняка сейчас много планов по развитию вашего дела? Поделитесь несколькими задумками.
— Одна из задумок — издать пособие "Школа профессиональных сиделок", в котором в доступной форме будут изложены инструкции по уходу за лежачими больными – как помыть, переодеть, поменять памперс и при этом не навредить ни подопечному, ни себе. Кроме того, хотим найти помещение побольше, чтобы была возможность обучать не только теоретическим аспектам этой работы, но и отрабатывать ее на практике при помощи манекенов. Подобные занятия смогут посещать не только наши сотрудники, но и все те, кто столкнулся с необходимостью ухода за пожилыми людьми либо людьми, ограниченными в передвижениях. Кто-то годами делает это неправильно, хотя некоторые вещи можно делать легко и просто, только нужно знать, как правильно.
На самом деле планов очень много. Но главное наше стремление — вывести социальный бизнес в Хабаровске на более качественный, высокий уровень.
Яна Астафьева