Что такое фаер-шоу, наверное, знает каждый. Это завораживающее, яркое и главное, живое представление. Шоу, в котором артисты демонстрируют настоящие чудеса огненной дрессуры: создают оригинальные фигуры, рисуют в воздухе узоры и дышат огнем. Кому-то эти отважные ребята, приручившие стихию, кажутся настоящими героями, а некоторые считают их сумасшедшими. Кто же они, артисты или экстремалы? На этот и другие вопросы корр. ИА AmurMedia ответил участник огненного шоу Денис Чернышев.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Я начал крутить огнем, когда учился – это был 2009 год, то есть уже порядка 9 лет. Но на самом деле, все это зародилось еще в детстве, когда я увидел по телевизору каких-то американцев, которые "плюются" огнем. Помню свои мысли тогда: "Нифига себе! Я тоже так хочу!". Но школа, домашние дела как-то отвлекли от мечты. Со временем я стал тренером спортивного клуба в своем родном городе Биробиджане, и в один прекрасный день к нам пришла девушка, которая предложила преподавать фаер-шоу. Вот тут-то вернулись мысли из детства, и понял, что хочу заниматься.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Совсем нет — поначалу, на мне даже ставили крест, типа "у него не получится". Ничего, через год я уже вел как тренер свою группу. Мне помогло то, что до этого я занимался танцами и фехтованием, поэтому "огненная наука" далась хоть и нелегко, но достаточно быстро, где-то недели за три, остальное – наработка опыта.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Это театрализованное представление с огненным инвентарем – выступление с элементами опасности. Инвентарь разнообразный, самое популярное – это пои, если объяснить как можно проще – мячики на цепях. Идет цепь, а на ней стоит фитиль, пропитанный горючей смесью. Стаф – это такой шест, по краям которого расположены фитили. Есть еще веера, палмы, дабл-стаф, кометы, кубы и многое другое. Со всеми вышеперечисленными штуками мы создаем акробатические, хореографические, театрализованные номера. Кроме того, существуют выступления с касанием или метанием огня и огненные "плевки".
— Кто делает этот инвентарь? Есть специальные мастера?
— Раньше каждый фаерщик создавал себе рабочие "инструменты" самостоятельно, но вследствие развития экономики, что называется, те, кто умеет делать инвентарь стали продавать его тем, кто не желает заморачиваться, и готов заплатить. Я отношусь ко второй категории людей.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Все зависит от человека, кому-то это дается легко, а кому-то приходится попотеть. В среднем, один элемент учится за три дня упорной работы.
— Все так легко?
— Если начинать, то все совсем не так просто как звучит. Не знаю, как точнее объяснить, но работу с инвентарем надо прочувствовать. Во время выступлений мы инвентарь не видим, мы его именно ощущаем. Мы знаем, куда он должен полететь и с закрытыми глазами видим его расположение – это все отрабатывается на тренировках. Если ты начинаешь следить за инвентарем глазами, то мало того, что не уследишь, так еще и наверняка собьешься. Это как в фехтовании, меч – продолжение твоей руки.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Меньше косяков на сцене и ты вполне неплох. А если серьезно, то должен быть большой набор качественно отрабатываемых элементов, плюс учитывается умение создать театрализованное представление и хореографический талант. Однако, лучшая оценка профессионализма участника огненного шоу – любовь публики.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Для фаера главное – это пластика, а полный ты или худой, не имеет значение. Физическая подготовка, конечно, хорошо, ведь мы работаем с тяжелым инвентарем, но практика показывает, что хрупкие девушки справляются с этим не хуже сильных мужчин.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Ожоги, само собой, ушибы и это поджидает абсолютно всех, независимо от уровня подготовки, просто у новичков больше шансов получить такой "подарок". Ты выполняешь элемент, а инвентарь перекрутился и ударил тебя, провел огонь слишком близко к себе – обжегся. Еще есть возможность спалить себе шевелюру и любую другую растительность на теле.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Вообще достаточно сложно поджечь кожные покровы, ведь касания меньше секунды большого вреда не приносят. Между тем, у нас строгие правила техники безопасности, которые фаерщик должен знать "от зубов". На каждом выступлении или тренировке должно быть обязательное средство пожаротушения. Немаловажно огнеупорное обмундирование или как минимум одежда из тканей, которые сложно поджечь – хлопок, лен. Синтетику мы стараемся вообще не использовать, ведь даже если она не загорится, то может здорово оплавится, а отдирать куски обуглившейся ткани от кожи, совсем не весело. Если ты не можешь подобрать себе "правильную" одежду, то лучше выступать вообще без нее (с минимумом элементов), намочив при этом кожу и волосы водой. Иначе есть вероятность стать человеком-спичкой.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Чтобы целиком загорались – нет. В моей практике такого не было. Один раз, правда, я сам частично загорелся – меня случайно подожгли запаниковавшие перед выступлением плохо подготовленные ребята. Загорелся мой снейк – это такая огненная коса, которую если поджигаешь, то нельзя переставать ею крутить, чтобы огонь не перекинулся на тебя. Я не сразу это заметил, почувствовал только тепло, а потом услышал крик о том, что у меня полруки в огне. В итоге обошлось без серьезных повреждение, поскольку на мне была специальная защита, но, тем не менее, руку я обжег. А вообще, если фаерщик опытный, адекватный и отдает себе отчет в том, что огонь это все-таки опасность, то все будет хорошо.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Это так называемый бризинг, он относится к трюкам из категории "опасно". Техника дыхания огнем состоит в том, чтобы набрать горючего в рот, а затем выплюнуть его на источник пламени. Вся "фишка" состоит в том, что если ты проглотишь керосин, то страшного с тобой ничего не случится – он покинет тебя вполне естественным путем. Другое дело, что можно запросто обжечь лицо, ротовую полость и даже легкие. После последнего скорей всего понадобиться госпитализация и нормально дышать ты не сможешь еще недели три. А если артист еще и не опытный, есть большая вероятность поджечь своего партнера по выступлению. Поэтому к таким трюкам подход только "с головой".
— Многие фаерщики, также как и ты, работают в шоу-группах. Это работа для опытных, для тех, кто серьезно занимается огнем?
— На самом деле, фаер сложно назвать серьезным занятием, скорей уж это хобби. Даже если ты зарабатываешь выступлениями, вряд ли сможешь прожить только на это. У меня, например, есть основная работа, а в свободное время я занимаюсь фаером.
— На своем любимом деле совсем нельзя заработать?
— В теории можно. В Москве, например, каждый фаерщик зарабатывает около 10 тысяч рублей в неделю и штат сотрудников шоу-группы, обычно, немал. В Хабаровске же огненное шоу в среднем стоит в районе пяти тысяч, что несоизмеримо меньше, нежели в столице. Поэтому больших денег у нас не заработать.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Артисты-экстремалы. Очень сложно провести черту и ответить определенно. Начинаешь всегда из-за экстрима, но если ты решаешь посвятить этому делу свою жизнь, то в тебе просыпается артист. Огонь фаерщик ощущает не как, что-то опасное, а как нечто заманчивое, интересное и подвластное тебе – это экстрим. А потом тебе вдруг хочется показать свое эго в таком стиле и это уже черты артиста.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Я, наверное, больше экстремал. Потому что у нас бывают совсем не подготовленные выступления, тут-то и просыпается адреналин и тот самый пресловутый экстрим. Для меня фаер – это хобби, увлечение, страсть, то, что мне позволяет отвлечься от реальности. Что-то вроде моего второго я.
Фаерщик Денис Чернышев. Фото: Алексей Тимиргалеев