Торговые сети Хабаровска высказались по поводу первого в крае протекционистского проекта "Наш выбор 27", призванного защитить местных производителей от "засилья" конкурентов из других регионов. Самое главное, чиновники не учли, что покупатели больше всего интересуются не "местом рождения" товара, а его ценой и качеством, и именно об этом и нужно задуматься местным производителям в первую очередь, сообщили корр. ИА AmurMedia представители торгового бизнеса Хабаровска.
Начавшаяся в Хабаровском крае кампания по поддержке своего местного производителя получила новых адептов в гордуме и среди общественников Хабаровска. На днях инициативная группа опубликовала открытое письмо, адресованное хабаровскому ритейлу, в первую очередь крупным сетям.
Устроить товар по протекции: Ритейл Хабаровска о "Нашем выборе 27". Фото: Андрей Никонов
В письме автор инициативы депутат гордумы Андрей Никонов напоминает о том, что в Хабаровске губернатором был дан старт проекту "Наш выбор 27", а отсюда следует, что логотип "Нашего выбора" "может и должен быть использован всеми производителями края". Сетям предлагается активно подключиться к этом проекту, пополнив армию народных контролеров по продвижению товаров Хабаровского края в ДФО.
Также в письме депутаты гордумы-единороссы, представители общественности и молодежного движения сообщают, что готовы прийти прямо на торговые объекты, чтобы совместно "сделать товары узнаваемыми среди жителей города и края". По мнению депутата Никонова, в идеале сети могли бы предоставить "нашенской" брендированной продукции первые и самые выгодные места в торговых залах.
— Все денежные потоки, которые крутятся в городе, и, соответственно, поступления в налоговую остаются здесь, в городе, в крае. Отсюда вывод, что мы, жители, должны в первую очередь поддерживать не западные регионы, а местные бренды, местного производителя. Тем более, что у местного производителя продукция гораздо вкуснее и лучше, — объясняет свой порыв Андрей Никонов.
Ритейлеры Хабаровска, между тем, по-разному оценили инициативу депутата, призванную закрепить протекционистскую политику в крае.
— К нам действительно приходят местные предприниматели и предлагают разместить свою продукцию с логотипом "Наш выбор 27". Мы всегда только "за", размещение для наших местных производителей будет бесплатно, — рассказала владелица хабаровского минимаркета "8/11" Елена Свирина. — Мы полностью поддерживаем эту инициативу, потому что 30% продукции в нашем магазине — это продукция местная. Сами покупатели интересуются, местного ли производства продукция, если речь идет о молочных и мясных продуктах, тепличных овощах и детском питании.
Своим опытом работы с "Нашим выбором 27" делится заместитель коммерческого директора хабаровской сети гипермаркетов "Три кота" Татьяна Воронцова:
— Насколько нам известно, есть два варианта продвижения этого проекта: брендирование продукции, когда на товарах ставится логотип "Наш выбор 27", и при помощи рекламных постеров. А вот вопрос размещения товаров на полочном пространстве единым блоком остается на усмотрение сетей. Рекламная информация, то есть плакаты, выданные управлением торговли, у нас в залах размещены, логотипы производители клеят самостоятельно. Со своей стороны мы готовы, если речь идет о выделении полки, изготавливать за свой счет шелфтокеры (пластиковые панели, которые крепятся к полке для выделения товара и привлечения внимания покупателей — прим. редакции). Что касается выделения единого блока в наших торговых залах, то у нас такой потребности нет. Да и ни у кого из сетей, насколько я знаю, тоже нет. Вообще собирать под этим логотипом в отдельной холодильной витрине, к примеру, все молоко Хабаровского края — шаг неверный с точки зрения торговли.
Как вообще могла появиться идея собрать столь разные продукты в одном месте, удивляются в сети гипермаркетов "Самбери". Молоко нельзя хранить рядом с мясом, колбасу — с рыбой, а рыбу — с тортами или овощами. У каждой продукции свои технологические условия хранения.
— Зачем вообще нужны отдельные полки, если местные крупные производители в сети "Самбери" и так представлены массивными выкладками? Хабаровский племптицезавод, Переяславский молочный завод, "Чашка чая" — всегда по центру, не по две-три референции, а сразу по пять-десять. То же самое можно сказать о колбасных изделиях наших производителей, которые всегда располагаются на самом видном месте. И то же самое — о рыбной продукции, — подчеркивает руководитель отдела рекламы и PR сети гипермаркетов "Самбери" Ольга Егорова.
Есть и другие не менее важные соображения, касающиеся практики использования торгового знака "Наш выбор 27". По словам представителей торгового бизнеса, продукция выходит настолько разномастная и разношерстная, что оставляет впечатление, что производителям требуется срочная методическая помощь.
— Не просто разные оттенки, но разный цвет, разные поля. На одних продуктах знак раскатан по всему полю, на других — ютится где-то в уголочке. В итоге в голове у покупателя вместо цельного образа остается мешанина, какофония, которая никак не ассоциируется ни с качеством продукции, ни с ответственностью производителя, — отмечает Ольга Егорова. — При этом в положении записано, что производители сами решают, как оформлять полки, и с этими предложениями уже идут к нам. Нам очень нравится этот проект, мы работаем с ним, мы готовы стимулировать продажи наших производителей, но самое печальное, что пока знак "Наш выбор 27" не ассоциируется с высоким качеством местных брендов.
При этом сети деликатно обходят самый щекотливый момент этой патриотической потребительской кампании, оставшийся явно вне поля зрения активистов из гордумы и правительства края. Почему из соображений патриотизма жители края должны поддерживать своих производителей, выбирая их продукцию, а вот местные производители не торопятся поддержать своих покупателей более низкими ценами при высоком качестве. Ведь слишком часто сопоставимые по качеству товары, будь то мясо-молочные изделия или простые овощи, но произведенные в Хабаровском крае, стоят столько же или даже дороже, чем прибывшие из соседних регионов. Из местных брендов лишь единицы отличаются приемлемым соотношением цена-качество или прославились оригинальной, а то и уникальной рецептурой. А это как раз то, что и привлекает массового покупателя.
— Не думаю, что наши покупатели не ориентируются, какая продукция из Хабаровского края, а какая — из других регионов. Но для них как покупателей важны качество и цена товара. И на самом деле это вопрос к нашим производителям: почему они не позволяют себе отпускные цены ниже, чем у конкурентов из других регионов, — говорит Татьяна Воронцова. — Мое личное мнение: рассчитывать на покупательский патриотизм нельзя, потому что у людей его нет в принципе. Покупатель выбирает либо дешевле, либо вкуснее, либо старается найти "золотую середину" — чтоб и повкуснее было и относительно недорого. Покупатель в любом случае голосует сам. Если он выбирает, к примеру, приморское пиво "Жигулевское", то дороже оно или хуже представлено, хоть золотом обклей другое пиво, роли не играет. А еще есть соображения престижа: есть люди, которые покупают продукцию только московских мясоперерабатывающих комбинатов, таких, как "Черкизовский" и "Дымов". У них совершенно другой уровень доходов. Естественно, эта категория покупателей не переключится на продукцию, рассчитанную на массового покупателя, как ее ни продвигай.
Другой важный момент, который не может не тревожить ритейл в реализации проекта "Наш выбор 27", это проявляющиеся черты формализма и авторитарности.
— Предложение отправлять к нам местных производителей с тем, чтобы они оформляли у нас полки, выглядит логичным и объяснимым при старой советской системе, когда все магазины были государственные. Но сейчас-то торговля в руках частного бизнеса, а вот инструменты, кажется, применяются те же самые — административные, — говорит Ольга Егорова. — У каждой торговой точки есть свой брендинг, своя система ценников, своя система навигации и обозначений, в которую производители, которые просто пришли и оформили свою полочку, никак не вписывается.
Еще больше торговый бизнес оскорбляют опасения, изложенные депутатом Никоновым. Он, напомним, поделился информацией, что по Хабаровску ходят слухи, что некие ритейлеры предложили местным предпринимателям, обратившимся к ним в рамках проекта, оформить полки за деньги.
— Ничего подобного нет! Никто из сетей не предлагал решить вопрос с продвижением за деньги. Повторюсь, мы поддерживаем этот проект, но остается нерешенным один-единственный, но самый важный для нас вопрос. Нам непонятно, как будет выглядеть продвигаемая продукция в торговых залах и как нам быть в сложившейся ситуации. Тот же Самбери в ТРЦ "Южный парк" в будни принимает 12 тысяч, а в выходные — до 20 тысяч человек. Мы очень заботимся о том, чтобы поддерживать заданный высокий уровень, в том числе и в выкладке и в продвижении товара, а тут в залах могут появиться разномастные товары, которые нарушат стройность восприятия всего проекта. Мы готовы помочь и поделиться своим опытом работы в этом направлении, но среди чиновников пока понимания не находим, — поделилась Ольга Егорова.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Реализация проекта "Наш выбор 27" не находит поддержки в торговых сетях Хабаровска