Костюмер в театре — один из тех незаметных служителей Мельпомены, который помогает актеру создать необходимый образ на сцене. Этой профессии нигде не учат — все знания и опыт передаются от старших работников к молодому поколению. Костюмер обязан обладать физической и психологической выносливостью, а также быть внимательным и находчивым. Корр. ИА AmurMedia побеседовал с костюмером Хабаровского краевого театра драмы и комедии, Анной Дорошенко – человеком, без которого даже самая гениальная постановка может провалиться.
Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Анна, как долго Вы работаете в театре и почему выбрали для себя такую профессию?
— В "Драме" работаю уже три года, до этого была продавцом в магазине и вроде не мечтала о подобной службе. Даже не знаю, почему выбрала именно эту профессию... один раз пришла, попробовала и осталась. Работа оказалось интересной, коллектив приятным, а театральная атмосфера затягивающей.
— Чем конкретно занимается театральный костюмер?
— В мои обязанности входить стирать и гладить костюмы, перед каждым представлением разносить по гримеркам одежду, после собирать. Также, во время спектаклей я нахожусь на сцене или за кулисами и должна одевать задействованных актеров. Есть вполне обычные, а бывают "быстрые" переодевания – это когда актриса во время действия выбегает к тебе, а ты уже держишь в руках платье — одной рукой расстегиваешь костюм, который на ней, она ныряет в новый, и ты другой рукой застегиваешь его. Зачастую на это есть всего лишь 10 секунд.
— Полагаю, такие действия требуют ловкости и сноровки?
— А еще внимательности! Есть такие спектакли, в которых одиннадцать раз меняется "актерское обмундирование" и важно не "закрутиться" и ничего не перепутать. Например, необходимо четко знать куда "заряжать" платье, то есть в каком месте за сценой оно должно висеть, чтобы актер мог им воспользоваться. Есть специальные "партитуры", в которых расписано описание и местоположение вещей для разных спектаклей. Когда-то я по ним училась, а сейчас почти не пользуюсь – все уже выучено наизусть. Кстати, мой дебютный вечер в театре как раз выдался на спектакль с одиннадцатью переодеваниями – суровое боевое крещение получилось!
— Надо полагать, театральные костюмы требуют к себе особенного внимания?
— Конечно, многие предметы одежды нельзя стирать в машинках и можно чистить только специальными средствами и мягкими щеточками. Например, "историческая" одежда для спектакля "Горе от ума" или недавно сшитая для "Фигаро". Есть костюмы еще 50-х годов – с ними необходимо обращаться с особой нежностью. К тому же, предметы одежды редко списываются, в утиль идут в основном мелочи: колготки, перчатки, головные уборы. Недавно заказывали на обувной фабрике "старинные" туфли — старые были уже в кошмарном состоянии. Каждая пара стоила от 7 до 14 тысяч рублей, а обували почти всю труппу.
— Костюмы тоже заказываются "на стороне"?
— Нет, у нас свой пошивочный цех, где работают опытные сотрудники. К ним приходит художник, разрабатывает эскизы, после закупается ткань и шьются разнообразные вещи. Кстати, на тканях давно уже не экономят, есть такие, которые стоят и по три тысячи рублей за метр. Это потому, что спектаклей много, одежда изнашивается быстро, и если пытаться удешевить пошив за счет материала, то это потом выйдет боком.
— Как Вы считаете, костюмер театра – это уважаемая профессия?
— Думаю, что да, особенно актерами. Они относятся к нам как к мамам и во многом полагаются. От нас зависит, подадим ли мы им чистый отглаженный наряд или "тряпку", а также как быстро мы их переоденем, сможем ли вовремя выручить во время спектакля, если с костюмом что-то не так.
Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев
— А часто бывают такие внештатные ситуации?
— Да, только это вполне себе штатные ситуации. Иногда во время действия замок какой-нибудь сломается или начнет "заедать", приходиться рвать по шву, чтобы хоть как-то снять наряд. После несем в пошивочный цех на ремонт. И это хорошо, если платье не одевается за спектакль второй раз, а то бывает, что приходиться прямо "на коленке" вставлять замок и подшивать.
— Можно сказать, что у Вас тяжелая работа?
— Основная сложность в том, что нас всего двое. В других театрах штат таких работников значительно больше, есть костюмеры отдельно для актеров, отдельно для актрис. Например, в спектакле "Примадонны" мы переодеваем парней в девушек, а потом обратно. Сначала надеваем искусственную грудь, женское платье, жабо, а пока я делаю это, гример клеит актеру ресницы и наносит макияж. Это при том, что на сцене всегда достаточно тусклый свет и делать все приходится практически в темноте. А после мы "разоружаем" их обратно: со скоростью света снимаем косметику и превращаем их снова в мужчин.
— Но несмотря ни на что, любовь к театральной жизни сильней, чем все проблемы?
— На самом деле работа в театре – это бешеный ритм. Прогоны, вводы, спектакли вечерние и утренние – не останавливающийся аттракцион. Но эта работа дает то, что не всегда можно получить в профессии: сопричастность, возможность почувствовать себя единым целым с большим механизмом, ощутить себя той самой маленькой, но очень важной шестеренкой, без которой ничего не получится.