Даже пациенту без гортани мы можем помочь обрести речь - врачи хабаровской Горбольницы №2
Фото: Алексей Тимиргалеев

Даже пациенту без гортани мы можем помочь обрести речь - врачи хабаровской Горбольницы №2

Доктора медицинского учреждения провели для корр. ИА AmurMedia фотоэкскурсию по взрослому оториноларингологическому отделению

Пациент без гортани может полноценно разговаривать, инородное тело из пищевода можно удалить с минимальным травматизмом для пациента — об этом и других достижениях современной медицины доступных обычным хабаровским пациентам, корр. ИА AmurMedia Евгению Никитенко рассказали доктора оториноларингологического взрослого отделения КГБУЗ "Городская больница № 2" имени Д.Н. Матвеева. Как выглядит взрослое ЛОР-отделение, как поставлена работа врачей, и какие методы высокотехнологичной медицины в данной области доступны жителям краевой столице, читайте в нашем новом репортаже.

Мы уже рассказывали, что не так давно в КГБУЗ "Городская больница № 2" имени Д.Н. Матвеева прошел плановый ремонт отделений. Больницу преобразил не только свежий ремонт, но и новое высокотехнологичное оборудование, закупленное недавно. Корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко, до этого показавший, как выглядит один день из жизни врача челюстно-лицевого хирурга, на этот раз отправился на фотоэкскурсию во взрослое ЛОР-отделение.

В рамках нового репортажа о КГБУЗ "Городская больница № 2" имени Д.Н. Матвеева моим экскурсоводом по Оториноларингологическому взрослому отделению выступила заведующая отделением, врач оториноларинголог Елена Девяшкина.

корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко и заведующая оториноларингологическим взрослым отделением Елена Девяшкина

корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко и заведующая оториноларингологическим взрослым отделением Елена Девяшкина. Фото: Алексей Тимиргалеев

Взрослое оториноларингологическое (ЛОР) отделение рассчитано на 48 коек круглосуточного пребывания и 13 коек дневного стационара. Сюда обращаются люди с заболеваниями всех ЛОР-органов ушей, горла или носа. Отделение занимается оказанием как экстренной помощью, так и плановой.

— К нам могут прийти пациенты с острыми отитами, обострениями хронических отитов, различными синуситами, ларингитами, да в принципе, со всеми заболеваниями ЛОР-органов, — рассказывает заведующая отделением.

Оториноларингологическое взрослое отделение

Оториноларингологическое взрослое отделение. Фото: Алексей Тимиргалеев

В недавних материалах мы писали,, что из-за созданного десятилетиями работы громкого имени КГБУЗ "Городская больница № 2", люди при травмах лица зачастую идут напрямую сюда, не обращаясь в медучреждения по прописке. Интересно, а как дела обстоят у ЛОР-отделения?

— Да, действительно, пациенты попадают к нам, в основном, без направления – самостоятельно обращаются в приемный покой и просят, чтобы мы их посмотрели. Есть, конечно, и пациенты, которые обращаются по направлениям из поликлиник, их выдают ЛОР-врачи и терапевты, но их заметно меньше. Третья категория – это пациенты, доставляемые в больницу бригадами скорой медицинской помощи. Их еще меньше, но, как правило, это самые тяжелые пациенты, требующие большого внимания и профессионализма персонала, оказывающего им медицинскую помощь. Вообще, по нашей специальности в Хабаровске работает также первая краевая больница, так что, часть пациентов с ЛОР-патологией отправляется туда. Но ни мы, ни наши коллеги без работы не остаются никогда. В дневное время у нас в отделении работает три врача, еще один врач оказывает помощь в приемном покое, а вот в ночное время, в выходные и праздничные дни дежурит один врач и по отделению и по приемному покою. Как я уже говорила, чаще к нам приходят за экстренной медицинской помощью. Раз в неделю заведующим отделением проводится запись пациентов на плановое оперативное лечение. Таких больных тоже немало, в день может быть до 12 операций на трех оперирующих врачей. А операционных дней бывает 3-4 в неделю.

Оториноларингологическое взрослое отделение

Оториноларингологическое взрослое отделение. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Что касается плановых оперативных вмешательств, то это чаще всего вмешательства на придаточных пазухах и полости носа, гортани. Благодаря наличию в отделении современного эндоскопического оборудования проводим, в том числе, и малоинвазивные эндоскопические и микроларингоскопические операции. Микроларингоскопической хирургией занимается, кстати, заведующая кафедрой оториноларингологии Дальневосточного государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Виктория Эдуардовна Кокорина. Необходимо отметить, что данные операции, как и большинство операций на гортани, относятся к высокотехнологичной медицинской помощи.

Безусловно, оказание высокотехнологичной медицинской помощи и работа с современным оборудованием просто невозможна без постоянного повышения квалификации в данной области. Именно поэтому многие врачи ЛОР-отделения проходили дополнительное обучение на центральных базах:

— Лично я проходила последипломное обучение в московском университете – первичная специализация у меня была по сурдологии, этим я и занимаюсь. (Сурдология — отрасль дефектологии, включающая работу с пациентами с глухотой и нарушениями слуха — ред.). Оборудование у нас постоянно обновляется, те же лазерные установки совсем новые – их закупили менее года назад. Мы с коллегой Владиславом Павловичем Синяковым учились клиническому использованию установок на рабочем месте в одной из ведущих клиник Санкт-Петербурга, — рассказывает Елена Девяшкина.

корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко и заведующая оториноларингологическим взрослым отделением Елена Девяшкина

корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко и заведующая оториноларингологическим взрослым отделением Елена Девяшкина. Фото: Алексей Тимиргалеев

Интересно, что малоинвазивные эндоскопические операции для взрослого ЛОР-отделения КГБУЗ "Городская больница № 2" имени Д.Н. Матвеева вовсе не в новинку. Первые эндоскопические стойки здесь появились еще около десятилетия назад:

— Эндоскопическое оборудование у нас уже довольно давно, конечно видеоэндоскопические стойки периодически обновляются, закупаются более современные модели.

Оториноларингологическое взрослое отделение

Оториноларингологическое взрослое отделение. Фото: Алексей Тимиргалеев

Я обратил внимание, что врачи отделения по большей части выглядят очень молодо, интересно, каков их средний возраст?

— Отделение у нас правда достаточно молодое. По возрасту сотрудников разброс составляет от 25 лет у самых молодых ребят и до 52 лет у специалистов, работающих здесь уже несколько десятилетий. Причем, интересно, что все медики отделения – это выпускники нашего хабаровского ДВГМУ и Хабаровского медицинского колледжа.

Сурдологический кабинет взрослого ЛОР-отделения

Сурдологический кабинет взрослого ЛОР-отделения. Фото: Алексей Тимиргалеев


Одним из пунктов экскурсии по отделению стал сурдологический кабинет. И он действительно заслуживает отдельного внимания. Как выяснилось из разговора с заведующей отделением, он оснащен аудиометрами, позволяющим проводить импедансометрию. Это специальный метод исследования, позволяющий определить тонус и подвижность барабанной перепонки и цепи слуховых косточек, а также проверить давление в среднем ухе и даже оценить рефлексы стапедиальной мышцы, а также состояние слуховой трубы.

1 / 2

Не специалисту вышеперечисленные манипуляции скажут мало, но поверьте на слово — это очень и очень важные исследования, дающие врачу оториноларингологу бесценную информацию для качественного лечения пациента.

— Собственно, на нашей базе есть кафедра оториноларингологии, поэтому в отделении нередко можно увидеть и студентов ДВГМУ, — говорит Елена Девяшкина.

Группу студентов ДВГМУ мы как раз и встретили, когда заглянули в сурдологический кабинет.

1 / 2

Отдельного упоминания заслуживает и часть работы отделения по удалению инородных тел из ЛОР-органов. Как рассказали мне врачи отделения, пациенты с инородными телами поступают не просто ежедневно, а по несколько человек в день.

— Из наиболее необычных пациентов в последнее время можно выделить студентов. Особенно их поток увеличивается в период сессии, когда они "теряют" в ушах микронаушники, вставленные туда, чтобы облегчить сдачу экзамена. Конечно, есть и более привычные пациенты – приходят люди, которые подавились рыбьей костью, ну или те, у кого таракан в ухе оказался, здесь еще возможны вариации – мотылек, жучок — объясняют медики отделения.

1 / 2

Рассказали мне врачи и о том, что за долгие годы работы отделения, накопилась настоящая коллекция всевозможных предметов, извлеченных из ЛОР-органов пациентов. Наиболее интересные экземпляры даже были помещены на специальный стенд.

Предметы, извлеченные из ЛОР-органов

Предметы, извлеченные из ЛОР-органов. Фото: Алексей Тимиргалеев

Не знаю, как вас, а меня особенно впечатлили воблер и кусок арматуры, извлеченные из пищевода. Вопросом "как это оказалось в человеке?" я не задаюсь, но вот "зачем?" — это интересно.

Познакомили меня и с одним из старейших сотрудников не только отделения, но и всей больницы, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры оториноларингологии ДВГМУ Николаем Ивановичем Дерягиным. Он рассказал, как работали врачи раньше, когда о таком оборудовании, как сегодня, никто даже и не мечтал:

— Сейчас-то я уже извлечением инородных предметов не занимаюсь – теперь это уже лет десять, как стало задачей врачей-"эндоскопистов". Но раньше, да, мы удаляли инородные тела в огромных количествах, в том числе из пищевода и бронхов. Но раньше вообще спектр задач у нас был гораздо шире — в программу подготовки по нашей специальности входили заболевания бронхов и пищевода. Сейчас уже появились более углубленные специализации, пищевод "отошел" хирургам и эндоскопистам, бронхами занимаются пульмонологи. Мы же теперь работаем с конкретной патологией – носа, горла и ушей.

Разговор корр. ИА AmurMedia Евгения Никитенко с Николаем Дерягиным

Разговор корр. ИА AmurMedia Евгения Никитенко с Николаем Дерягиным. Фото: Алексей Тимиргалеев

Сказать, что раньше было тяжелей работать именно из-за того, что область лечения была больше нельзя. Сегодня задача упростилась в первую очередь за счет появления более современных методов лечения, новых препаратов, позволяющих предотвратить многие осложнения. Появилась, конечно и совершенно новая аппаратура – эндоскопическая микротехника, мы можем проводить малоинвазивные вмешательства, меньше травмируя человека.

Новую технику необходимо осваивать, и для старшего поколения это бывает достаточно сложным, поэтому здорово, что привлекаются молодые кадры с более гибким умом – им нередко бывает даже проще освоить новую технику, чем пусть более опытным, но возрастным специалистам.

Разговор корр. ИА AmurMedia Евгения Никитенко с Николаем Дерягиным

Разговор корр. ИА AmurMedia Евгения Никитенко с Николаем Дерягиным. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Тем не менее, повышение уровня медицинской техники не гарантирует отсутствия в практике тяжелых случаев – и эта задача остается на нас – отоларингологах. Работаем мы и с тяжелой патологией – онкологическими заболеваниями ЛОР-органов. Я много лет этим занимаюсь и до сих пор оперирую таких больных. Мы стараемся делать функциональные операции, которые, например, позволили бы человеку после удаления гортани вновь обрести речь, голос. Такая операция называется голосопротезирование и проводится по уникальной методике. Причем в результате человек без гортани может полноценно разговаривать.

На самом деле, разговор с Николаем Дерягиным меня по-настоящему впечатлил — доктор работает в больнице несколько десятилетий и своими глазами видел, как менялась отоларингология. Обратите только внимание на плакаты, висящие на стенах его кабинета — так инородные тела извлекались всего 10-15 лет назад, а сейчас все эти манипуляции осуществляются с помощью эндоскопа с минимальным травматизмом для самого пациента.

Наглядные пособия в кабинете Николая Дерягина

Наглядные пособия в кабинете Николая Дерягина. Фото: Алексей Тимиргалеев

Высокие технологии в медицине, как оказалось, гораздо ближе к пациенту, чем видится со стороны: лазеры, эндоскопы, даже искусственные органы ежедневно используются для того, чтобы сохранять здоровье хабаровчан и давать им возможность жить полноценной жизнью. И все это есть не на западе, не на федеральных базах, а в давно знакомой нам с вами Городской больнице №2 им. Д.М. Матвеева.