С приходом в Эльбанский РЭС Александра Даниленко-младшего изменилась спортивная жизнь не только работников местного подразделения филиала АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети", но и всех эльбанцев. Автогонками до этого в поселке никто не увлекался, но желающих попробовать себя в роли пилотов и штурманов гоночного автомобиля нашлось немало. Сегодня ралли активно занимаются три энергетика Эльбанского РЭС, которые являются участникам районных и краевых заездов. Более того, ребята собирают автомобили своими руками и зачастую на собственные средства, сообщает ИА AmurMedia.
На пике скорости. Фото: из личного архива Александра Даниленко
Несмотря на это, весомый вклад в развитие автоспорта в районе оказывает и само руководство РЭСа в лице его директора Александра Даниленко-старшего. Запчасти, помощь специалистов-механиков и автослесарей, организация соревнований на базе Эльбана – далеко не полный перечень того, чем отец помогает своему сыну-коллеге и его единомышленникам.
Именно благодаря таким людям, семьям энергетиков, спорт и многие другие отрасли нашей жизни развиваются в небольших населенных пунктах. Эльбанский РЭС – пример того, что отдаленность от мегаполисов не помеха твоим увлечениям, энергия одного увлеченного заражает собой окружающих.
На сегодняшний день на счету Александра Даниленко-младшего и его напарника Павла Щукина три самостоятельно собранных спорткара: два – собранных на базе Жигулей, а один – на основе японской машины. В работе уже четвертая — "японка".
— Ребята, как вам это удается?
Александр Даниленко (А.Д.): — Легко! Для первого своего спорткара мы за 15 тысяч рублей купили Жигули шестой модели, выкинули из него 250 килограмм лишнего: сидения, панели – и укрепили специальным каркасом весом всего в 50 кг. Максимально упростили переднюю панель, чтобы гонщика ничего не отвлекало во время движения, но при этом слева от руля установили основные датчики контроля: давления масла, температуры выхлопных газов, температуры охлаждающей жидкости и напряжения. Эти показания помогают отследить состояние машины и в случае необходимости оперативно отреагировать на неполадки. Но самое важное – Павел улучшил характеристики "родного" двигателя…
На пике скорости. Фото: из личного архива Александра Даниленко
Павел Щукин (П.Щ.): — Старались, конечно, максимально его усовершенствовать, так как сам объем двигателя должен был остаться неизменным – 1,6 литра. Увеличение мощности автомобиля добились с помощью облегчения клапанов и их тщательной притирки. Сейчас он ездит только на бензине АИ-98, другой машина после модернизации уже не признает. Для лучшего маневрирования и контроля движения установили гидравлический ручник и переделали коробку переключения передач, сократив до минимума ее ход. Кстати, это наше "ноу-хау", благодаря которому управлять спорткаром в заезде стало проще. Нашу задумку оценили многие гонщики, но применить ее на деле пока никому больше не удалось.
А.Д.: — А вообще, собираем наши машины из того, что есть под рукой. Очень помогают запчастями местные предприниматели и, конечно, руководство нашего Эльбанского РЭСа. Кроме расходников, дают нам в помощь автослесарей и содействуют в работе с районной администрацией. Если бы не эта сторонняя поддержка, то, скажем, тот же вариант "жигулевского" спортивного автомобиля обошелся бы намного дороже затраченных в итоге 75 000 рублей. Но главное в таком деле все-таки – руки, голова и сварка!
На пике скорости. Фото: из личного архива Александра Даниленко
— Откуда у вас представление об устройстве спорткаров?
А.Д.: — Что-то почерпнули из Интернета, что-то – из общения с нашими коллегами из Амурска, Комсомольска-на-Амуре, пытаемся самостоятельно до чего-то дойти. Вот, например, собрали машину, были уверены, что учли все нюансы, но в первом же заезде на четвертом круге я вылетаю в кювет. Начали искать причину, разобрали авто практически до винтика. Оказалось, что подвело техническое состояние подготовленного автомобиля: что-то недотянули, что-то недокрутили. Пришлось перебирать свой первый спорткар заново, но с учетом допущенных ошибок. Их постарались учесть при подготовке других своих машин.
П.Щ.: — В основном, конечно, опираемся на собственный опыт. Автомобили – моя страсть с детства. Кажется, что я родился за рулем, стараюсь все свободное временя проводить в гараже или на нашей трассе, за которой тоже требуется постоянный присмотр и уход.
К.: — То есть вы еще и автотрассой заведуете?
А.Д.: — Если у тебя на ходу спортивный автомобиль, то вполне логично, что под рукой должна быть и трасса, по которой можно его прогнать в любое время. В Эльбане подходящего дорожного полотна не нашлось, поэтому мы решили построить свою собственную трассу. Ее местом расположения стал земельный участок бывшего ипподрома, который за несколько лет местные жители превратили в помойку. Администрация нам дала добро на его благоустройство и организацию авторалли. Через несколько месяцев упорного труда в нашем поселке появилась автомобильная трасса. Ничего подобного до этого здесь никогда не видели!
Первый заезд мы на ней организовали летом прошлого года. Пригласили местных ребят, а также команды из Амурска, Комсомольска-на-Амуре. Всего приняли участие около 40 задне— и переднеприводных машин. Зрителей – в разы больше! В заезде на родной земле экипаж от нашего РЭСа взял "бронзу", первые места достались более опытным и титулованным гонщикам из Амурска. Очень надеемся, что теперь ралли в Эльбане будут проводиться регулярно: иногородним командам наша трасса понравилась. А для местных пацанов – это наглядный пример отличного проведения своего досуга. В будущем планируем их привлекать не только в качестве зрителей, но и в роли своих помощников, а потом, возможно, будем воспитывать из них настоящих автогонщиков.
К.: — Александр, вы – старший диспетчер, а вы, Павел, электромонтер. Вашей основной работе увлечение гонками не мешает?
П.Щ.: — Нисколько! Я стараюсь не смешивать личную жизнь с рабочим временем, хотя иногда, особенно перед подготовкой к заездам, хочется посвятить машине максимум внимания.
А.Д.: — Поддержу Павла: работа остается работой, а гонки – увлечением, отдушиной, ведь в поселке с развлечениями проблема, особенно, если ты в городской жизни привык быть все время чем-то занят. Но с другой стороны, переехав из Комсомольска-на-Амуре в пос. Эльбан, я нашел наконец-то время вплотную заняться автоспортом. Но, конечно, всему свое место и время.