Вода ушла в прорыв: подтопленных территорий в Хабаровском крае больше нет
12:30
Как продлить срок хранения продуктов
12:00
В Хабаровске скорректируют движение общественного транспорта
11:30
Центры занятости Хабаровского края предлагают подросткам работу на лето
11:00
Для мониторинга вскрытия реки Тумнин спасатели прибыли в Ванинский район Хабаровского края
10:30
Пока вы спали: запрет на станки и розетки, ВОЗ обеспокоена, средневековая дикость
10:00
Солянка, как в детстве: этот суп сметали за секунды - легенда советских семей
09:30
Даже самый умный знаток СССР не ответит правильно на 12/12 вопросов — ТЕСТ
09:10
19 апреля в календаре: дeнь poccийcкoй пoлигpaфии и шутливый дeнь
09:00
Утро в Хабаровске:+5°С, возможен дождь, 12 домов без света, 2 дома без отопления
07:50
Гороскоп на 19 апреля: соблазн для Раков и борьба со страхами у Рыб
07:00
Итоги дня: авария на ТЭЦ-3, капитальный ремонт в школах, подъем р. Амур
18 апреля, 21:00
Ваша главная черта характера по месяцу рождения
18 апреля, 19:30
Контроль от вылова до полки: хабаровские рыбопромышленники начнут маркировать продукцию
18 апреля, 19:00
Андрей Пынзару: Мои родители — вот мои супергерои
18 апреля, 18:30
Военнослужащий ВВО проявил мужество и героизм в ходе проведения СВО 18 апреля, 16:00
Банк "Открытие": в топ-20 популярных подержанных авто впервые вошли "китайцы" 18 апреля, 15:15
Кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" подтвердил на уровне ruAA 18 апреля, 11:20
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 09:10
В Хабаровске откроется "самый восточный" филиал компании “ПромМаш Тест Инжиниринг” 17 апреля, 15:10
В Хабаровске открыли мемориальные доски погибшим военнослужащим Росгвардии 17 апреля, 11:30
Михаил Дегтярев обсудил с главами районов подготовку к предстоящим выборам в краевой парламент 16 апреля, 14:00
Военнослужащий УЦ ВВО из Хабаровского края проявил мужество и героизм в ходе СВО 16 апреля, 13:00
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:15
Жара на улице и в доме, электросамокаты против пешеходов, пирожное со сложной судьбой 15 апреля, 18:30
Военнослужащий ВВО из Хабаровского края спас боевых товарищей в ходе проведения СВО 15 апреля, 15:00
Партию новых истребителей Су-35С ОАК передала Минобороны России 12 апреля, 16:00
Военнослужащую танкового батальона УЦ ВВО из Хабаровского края наградили медалью 12 апреля, 13:00
Российско-японский банк из Владивостока покупает банк на Камчатке 12 апреля, 10:10
Военнослужащий ВВО из Хабаровского края награжден медалью "За Отвагу" 11 апреля, 14:00

Зачем нужна Советская Гавань

ИА AmurMedia публикует серию очерков о буднях этого города
16 августа 2015, 09:00 Общество
Морская жемчужина Восточного  Приамурья Евгений Спирин
Морская жемчужина Восточного Приамурья
Фото: Евгений Спирин

Благополучие и поступательное развитие Хабаровского края с середины прошлого века  держалось на трех обусловленных краевыми ресурсно-географическими условиями центрах. Это Хабаровск – важнейший транспортный узел Дальневосточного округа, это Комсомольск-на-Амуре – флагман индустриально-технократического прогресса, и это Советская Гавань – в недавнем прошлом головная рыболовецкая судоремонтная база и портовые ворота Транссиба и БАМа в Тихоокеанскую зону. Краевая экономика работает в режиме устойчивого развития, когда все центры силы полноценно взаимодействуют между собой. Самое слабое звено в этом трио на настоящий момент – Советская Гавань. С первых дней своего основания она завязана на прибрежные и морские ресурсы, но к нынешнему времени утратила большую часть накопленного потенциала. О том, какие меры позволят сделать этот город привлекательным, динамичным, процветающим – в обзоре журналиста Виктора Марьясина специально для ИА AmurMedia.

Есть на дальневосточной географической карте морской залив, притягивающий магнитом мужественных дерзких романтиков. Глубоководный, просторный, из нескольких смежных бухт, он относится к лучшим гаваням мира, способным принимать любые сухогрузы, танкеры, корабли. Провидение расположило его там, где он нужнее всего – в судоходном Татарском проливе возле богатого ресурсами Сахалина, на удалении от северных и южных портов. Появление многоотраслевого промышленно-сервисного узла на западе Охотского моря может повысить привлекательность этого стратегического региона для новой русской экспансии, и значительно приблизить Магадан, Камчатку и Сахалин к материковой России.

Морская жемчужина Восточного Приамурья

Морская жемчужина Восточного Приамурья. Фото: Евгений Спирин

В мае 1853 года лейтенант Бошняк по заданию адмирала Невельского провел описание этой местности, установил здесь памятный крест и объявил залив Гаванью Императора Николая, принадлежащей отныне Российской империи. В 1922-ом власть на Дальнем Востоке, как и по всей стране, переходит к большевикам и Императорская гавань по приказу занявшего ее революционного партизана Колесниченко становится Советской.

Долгое время великолепная Гавань, уже будучи официально открытой, оставалась неприступной для сухопутных переселенцев. Прошло пятьдесят с лишним лет после похода Николая Бошняка, прежде чем пароходами из Владивостока сюда начали прибывать русские и иностранные колонисты. Первое постоянное поселение возникло вокруг австралийской лесной концессии. Другой весьма влиятельной силой считались японцы, захватившие после успешной для них войны с Россией половину Сахалина и промышлявшие возле Гавани лесом и рыбой, словно у себя дома.

Гавань и ее окрестности концессионеры использовали как классическую сырьевую колонию, недовольство ими среди местных росло, и как только после гражданской войны под контролем партизана Колесниченко был избран местный совет, его депутаты урезали права зарубежных компаний и передали многие рыбные, лесные участки представителям местного населения.

Закрытие владевших этим районом иностранных концессий означало фактический переход от колониального внешнего управления к ориентированной на внутренний рынок советской модели со всеми ее достоинствами и изъянами. В новых условиях создание транспортных коридоров и материальных стимулов для заселения этой изолированной от материка территории целиком и полностью ложилось на государство. Без его консолидированных ресурсов даже самому энергичному и патриотичному частнику такое затратное предприятие не под силу. С учетом японской угрозы с южного Сахалина, идея транспортной смычки "большой земли" с Гаванью носилась в воздухе, когда за нее взялся профессиональный географ, этнограф и кадровый офицер Владимир Арсеньев. Дважды – в 1908 и в 1927 годах - он, рискуя собой, пробивался во главе экспедиций через отроги Сихотэ-Алиня на разведку удобных мест русской колонизации побережья Татарского пролива и для поиска кратчайшего пути от Хабаровска к морю, чтобы проложить здесь автомобильную и железную дорогу через самые низкие перевалы по руслам рек.

При заселении Гавани, наряду с материально и морально мотивированными добровольцами со всей необъятной страны, вторым потоком сюда шли заключенные и ссыльные. По использованию тяжелого принудительного труда советская власть не уступала царизму, и тем не менее, ее мобилизационные методы обеспечили большую прибавку переселенцев – в 1941-ом поселок Советская Гавань получает городской статус. В 1945 году Гавань в рекордные сроки соединяют с Комсомольском железнодорожной веткой и используют как опорную базу для разгрома японских войск.

Едва отгремели залпы войны, и лично Сталин, по утверждению старожилов, распорядился создать здесь мощный военно-морской судостроительный и рыболовецкий город, сравнимый с Владивостоком.

Взлеты и падения потенциальной столицы

Однако вскоре в Кремле происходит радикальная смена власти и курса. Далеко идущие планы по Гавани в значительной степени были свернуты, упали дальневосточные льготы, возникли определенные трудности со снабжением. Несмотря на разного рода перегибы и недогибы, на побережье около Гавани за четыре послевоенных десятилетия построили два судоремонтных завода, базу океанического рыболовства, завод железобетонных изделий, а также жилье, школы, больницы и многое из того, что необходимо для сносной человеческой жизни.

В Гавани вырос мощный рыболовецкий кластер, который нужно было развивать, совершенствовать, а не раздергивать в период приватизации на куски. И, конечно, не совгаванцы виноваты, что Дальний Восток вместе со всей Россией финансировался в составе СССР хуже братских республик. Возможно, поэтому в советский период не нашлось средств на сквозное дорожное сообщение по побережью от Николаевска до Приморья (Арсеньев считал эту связку безусловно необходимой), и вместо того, чтобы создавать новые рыбно-аграрные поселения, принудительно закрывали благополучные рыбколхозы под предлогами экономии, укрупнения и приобщения к городской жизни.

Такой зигзаг серьезно затормозил демографический и хозяйственный рост Советской Гавани. Она задумывалась как логистический узел в первую очередь для береговых поселений, которые южнее Лососины и северней Датты так и не появились. И в перспективе как транспортно-портовый плацдарм для Приамурья и западных регионов страны. Социально-экономический вакуум на этом стратегическом направлении требовал наполнения, и в 1985 году был принят амбициозный план развития города на следующие 25 лет. План предусматривал кратный рост уже имевшихся в городе производств, диверсификацию транспортной сети, возведение домостроительного, лампового и других заводов и, как результат, увеличение советско-гаванского населения к 2010-му до 240 тысяч душ. К великому сожалению, этим энергично воплощавшимся замыслам не суждено было сбыться. Брутальная дележка госсобственности сорвала вторую попытку создания здесь крупной агломерации и обрушила базовые производства.

Нынешнее коматозное состояние совгаванской экономики не имеет объективных причин, ведь по рыбным запасам хабаровское приморье не уступает Амуру, по потенциалу торгово-транспортного транзита - тем более, и к тому же значительно безопаснее из-за удаленности от государственной сухопутной границы. Поэтому, как ни крути, придется-таки возрождать в Гавани рыбный флот и судоремонт с сервисным базированием имеющих местные квоты траулеров, строить суда в кооперации с Комсомольском, создавать востребованные перерабатывающие мощности, производить местную агропродукцию, развивать сеть дорог и привлекать отовсюду грузопотоки. Желательно без угольной и глиноземной пыли. Целый ряд необходимых инфраструктурных проектов последовательно воплощается в жизнь: автодорога из Хабаровска на стадии завершения, возводится новая ТЭЦ, модернизируется БАМ, пошли частные инвестиции в переработку и транспорт. Чтобы все это дало ожидаемые плоды, необходимо время, которое у Совгавани кончилось еще в нулевые, когда ее дома, сети, дороги дошли до ручки, а жители до отчаяния, хоть объявляй чрезвычайное положение. И объявляли, когда в былые зимы электрические и тепловые сети вылетали из строя жилыми кварталами, а размороженные трубы меняли силами МЧС. При этом желание государства вкладывать серьезные средства в социальную сферу любого населенного пункта при отсутствии в нем активного культурного социума, равно как и у крупного промышленного капитала открывать в нем свои филиалы, стремится к нулю. До тех пор, пока сами жители через честные выборы не сформируют дееспособную власть и совместно с ней не начнут решать свои жизненные вопросы.

Ключевую роль в этих условиях играет малый и средний бизнес. Низкий поклон ему за то, что города и поселки после краха промышленности держатся на плаву. И еще за то, что вчерашние предприниматели во главе своих поселений вытаскивают их из трясины. Советская Гавань не исключение.

Двойная проверка муниципального рейтинга

При перевернутой налоговой пирамиде, кто бы ни возглавил малобюджетное запущенное поселение, из которого разъехались лучшие специалисты, ему, как витязю на распутье, выбирать из трех вариантов: а) мечтать о дотациях, инвестициях и самому ничего не делать, б) пополнять преимущественно личный, а не муниципальный карман, и в) начинать наводить порядок, опираясь на самоуправление граждан, грамотно подключаясь к государственным целевым программам, и, что не менее важно, создавать комфортные и привлекательные условия для частных инвесторов. Но при отсутствии реального сектора экономики муниципальный бюджет на порядок меньше того, что требуется для восстановления быстро разрушившихся в условиях северного климата и бывших долгое время бесхозными дорог, зданий, коммунальных объектов, для капитального ремонта того, что обветшало, но уцелело, и для строительства новой современной инфраструктуры. При этом средние зарплаты словно подачка, неплатежи населения за свет, воду, тепло, квартиру зашкаливают до 80%, убыточные коммунальные службы отвечают жильцам "взаимностью", причем на капремонты и модернизацию ЖКХ ни в городской бюджетной копилке, ни у большинства горожан банально нет средств. Авариям на теплотрассах, электросетях, в домах, казалось, не будет конца, как вдруг на определенном этапе городской пейзаж начал меняться в лучшую сторону, а тревожные сообщения приходить все реже и реже. В считанные годы Советская Гавань поднялась в первые строчки краевого муниципального рейтинга. И хотя в этом году она уступила первое место симпатичному коттеджному Тополево, вторая позиция среди всех муниципалитетов – тоже несомненное достижение.

Прослышав, что администрация Советской Гавани твердо намерена вернуть пальму первенства, независимый отправляюсь присмотреться к ее городскому хозяйству, удостовериться в правдивости рейтинга, и докопаться до причин такого прогресса. Мой вояж пришелся на конец марта, сразу вслед за снежными штормами в Татарском проливе. "Вышло так, что сначала неподкупным проверяющим по городу прошелся циклон, а уже вслед за ним я – с фотоаппаратом и диктофоном. Приготовился обнаружить непроезжие улицы с потухшими фонарями, закрытые школы, магазины, брошенные под сугробами легковушки, замерзающих в холодных квартирах жильцов. Вопреки ожиданиям, центр города порадовал дорожным асфальтом, спешащими пешеходами, бесперебойной торговлей, ярким уличным освещением. И изумил снежными насыпями высотой с великую китайскую стену.

Таких сугробов не было лет пятьдесят

Таких сугробов не было лет пятьдесят. Фото: Виктор Марьясин

Заместитель главы администрации по вопросам городского хозяйства Дмитрий Чайка поделился со мной впечатлениями от стихии:

- Самый мощный заряд обрушился 23 февраля. И почти то же самое потом повторялось еженедельно. Ничего подобного не было 50 лет. Заносы по городу достигали шести метров, около двух метров на крышах домов, были заторы на железной дороге. Несмотря на это, муниципальное предприятие "Наш город" в круглосуточном режиме обеспечивало бесперебойное движение автотранспорта и автобусов по всем маршрутам. При поступлении в диспетчерскую службу заявок сразу же отправляли погрузчик туда, где замело улицу или блокировало заносом подъезд к дому с неотложным больным, чтобы скорая помощь могла его вывезти.

– А что с жилым фондом?

– Мы вели непрерывный мониторинг погоды, предупреждали управляющие компании, ТСЖ и всех горожан о циклонах, чтобы смотрели за кровлями, убирали сосульки, следили за местами парковок. Открыли круглосуточную горячую линию, разбили город на сектора, за каждым закрепили своего сотрудника – контролировать снегоуборку, состояние кровель. Благодаря принятым мерам город нормально пережил зиму. Из всех его 682 многоквартирных домов пострадали только восемь деревянных и три кирпичных, у которых частично провалились кровли. Все эти здания – до 1960 года постройки. Из-за хронических коммунальных долгов владельцев квартир, пострадавшие дома не обслуживаются управляющими компаниями, а их жильцы проигнорировали наши напоминания о том, что нужно очистить кровли от снега. Налицо нежелание граждан управлять своими домами, как того требует российский жилищный кодекс. Зато там, где жильцы самоорганизовались, лучше всего в ТСЖ, – дома в полном порядке, от подвалов до кровель. Конечно, мы не бросим людей, поможем с ремонтом, и будем устранять повреждения (по последним данным администрации, все пострадавшие кровли до 15 апреля были отремонтированы). Возмущает, что сами граждане, даже когда над их головами упали крыши, не соизволили ударить палец о палец. Такое безответственное отношение крайне негативно сказывается на состоянии жилого фонда, особенно деревянных бараков. Их в городе свыше ста. В целом более 60% городского жилья располагается в деревянных домах. А всего у нас 58 ветхих и 67 аварийных домов. К ним могут вскоре добавиться ветшающие дома, где ни разу не проводился капитальный ремонт и не было нормального техобслуживания, в первую очередь, по вине неплательщиков.

Бараки середины прошлого века

Бараки середины прошлого века. Фото: Виктор Марьясин

– Как выходите из этого штопора?

– Политика нашего городского главы нацелена на преодоление доставшейся нам разрухи городского хозяйства и формирование у горожан сознания ответственных собственников жилья и квалифицированных заказчиков коммунальных услуг. Наши усилия идут в ногу с мероприятиями министерства ЖКХ края по просвещению населения и модернизации жилищного фонда. Мы всесторонне стимулируем создание ТСЖ для улучшения обслуживания домов и стабильной оплаты коммунальных услуг. Там, где это удается, ситуация наглядно меняется к лучшему, и в числе первых выигрывают сами собственники жилья. Мы планомерно укрепляем муниципальные предприятия и приводим в соответствие с нормативными требованиями сети электрические, тепловые и водоснабжения. При государственной поддержке в городе строится пять трехэтажных домов для переселения людей из аварийного фонда, капитально обновляется 18 пятиэтажных домов в рамках федеральной и краевой программ по повышению сейсмоустойчивости. С донельзя дефицитным бюджетом, мы восстанавливаем дороги, благоустраиваем площади, парки, и скверы, формируем привлекательный облик нашего города, готовим плацдармы для инвестиций и развития внутреннего туризма.

Говорящие цифры

После беседы с Дмитрием Чайкой знакомлюсь с любопытной статистикой. Только за этот год в Советской Гавани с 28-тысячным населением из аварийного жилья переедет в новое 364 человека. Цена вопроса – более 150 миллионов рублей. В 18 домах, модернизируемых по программе сейсмоусиления, около 4 тысяч жителей. Объем затрат – 420 миллионов рублей. Основная часть средств привлечена из федерального и краевого бюджетов. Плюс как минимум 15 домов согласно по планам министерства ЖКХ нашего края будут капитально отремонтированы с участием регионального оператора. Итого, в 2015-м примерно каждый четвертый-пятый совгаванец кардинально улучшит условия своего проживания. И это еще не все. За последние три года по инициативе городской власти в рамках федеральной программы "Обеспечение жильем молодых семей" получили сертификаты и приобрели квартиры более 40 семей. В Советской Гавани организовано 69 ТСЖ. С 2010-го по 2012 год на капитальный ремонт их домов привлечено свыше 100 миллионов рублей из федеральных и краевых источников.

С началом весны новые дома потянулись вверх

С началом весны новые дома потянулись вверх. Фото: Виктор Марьясин

В целом по городу ТСЖ обслуживают около трети жилищного фонда. Сие означает, что как минимум такая же часть собственников жилья, через правления и председателей своих товариществ, гарантированно наводит в домах порядок, занимается их ремонтом, и деградация до ветхого, аварийного состояния жилью не грозит. По количеству и качеству ТСЖ Советская Гавань в числе передовых муниципалитетов нашего края и всего региона. "Конечно, реальная жизнь многогранней любой приятной статистики и порой бывает с ней не в ладах. Поэтому еще на пару деньков погружаюсь в жилищно-коммунальные будни Советской Гавани. Что из этого вышло, читайте в следующем репортаже". (Продолжение следует)

Виктор Марьясин

1439704845