Завод "Дальдизель" в Хабаровске нуждается в сносе

Фоторепортажи

Завод "Дальдизель" в Хабаровске нуждается в сносе

Снести останки "умершего" завода "Дальдизель" в Хабаровске предлагают некоторые горожане. Предприятие уже не возродится, а его разрушающиеся строения могут быть опасными для окружающих, сообщает корр. ИА AmurMedia.

От ИА AmurMedia напомним, что Хабаровский край ныне растерял большую часть своей былой промышленной мощи - заводы-гиганты ныне либо заброшены и разорены, либо значительно сократили свое производство.

Завод "Арсенал", позднее названный "Дальдизелем", был самым старейшим крупным промышленным предприятием Хабаровска. История хабаровского завода началась в 1902 году. Сначала это была Окружная артиллерийская мастерская, переквалифицировавшаяся позже в завод "Арсенал". Первым начальником "Арсенала" был полковник Семен Ванков, в честь которого названа одна из улиц, примыкающих к заводу, ныне утопающая в нечистотах. В разные годы завод выпускал вооружение, сельскохозяйственную технику и дизельные двигатели для морских и речных судов.

В 2007 году завод "Дальдизель" прекратил свое существование. Сейчас его территория практически необитаема. За зиму здесь выросли сугробы, покрылись плотным пластом снега тропинки и плечи вождя пролетариата – памятник Ленину, украшающий литейный цех, облупился и выглядит странно. Вышеуказанный цех пользуется большой популярностью у хабаровских сталкеров – любителей экстрима и острых ощущений, которые проникают в цеха через дыры в окнах.

Изредка "Дальдизель" навещает сторож, осматривает все цеха, и быстро уходит. Бывший когда-то гигантским завод сегодня является мертвой зоной, населенный разве что дикими собаками, воющими от голода и безысходности. Из выбитых стекол цеха на необитаемую улицу смотрит забытое, потускневшее прошлое завода. Внутри пылится брошенное будто в спешке оборудование, рабочие инструменты, документы и ворох фотографий, на которых запечатлена жизнь завода в годы расцвета. Напротив литейного цеха стоит такой же заброшенный трехэтажный дом с "запакованными" окнами.

Сейчас все помещения бывшего промышленного гиганта выставлены на продажу или сдаются в аренду. В заброшенных цехах пылятся станки, рабочие инструменты, документы и прочие атрибуты заводской жизни из советского прошлого.

В 2012 году "Дальдизелю" бы исполнилось 110 лет.

Как рассказал корр. ИА AmurMedia бывший заместитель директора завода "Дальдизель", а ныне профессор кафедры литейного производства и технологии металлов ТОГУ, почетный житель Хабаровска Анатолий Яскевич, сейчас заводу только одна дорога - под снос.

- Я проработал на заводе 51 год, был заместителем директора, начальником производства. На заводе работало свыше трех тысяч человек. В последние годы "Дальдизель" только выживал, хоть мы и боролись за него всем коллективом. Причины краха завода кроются в глобальных переменах, постигших страну. Развалилось судостроение, дизели, производимые заводом, стали никому не нужны, их некому было продавать. И сейчас его огромные площади пустуют, цеха ветшают и разрушаются. Завод уже пора снести, он отжил свое, - сказал Анатолий Яскевич.

По словам Анатолия Яскевича, возродить дизелестроение в Хабаровском крае ныне можно, только при условии помощи из-за границы - иностранные технологии и кадры. Своих же кадров у региона почти не осталось.

Сейчас от былого величия завода не осталось почти ничего.

От ИА AmurMedia напомним, что по мнению председателя постоянного комитета по бюджетам и налогам краевой думы Евгения Исакова, у региона есть все предпосылки для скорого развития.

Справка:

Торжественное открытие только что отстроенных зданий Хабаровской окружной артиллерийской мастерской (с 1908 года – "Арсенал") состоялось с 21 (8) ноября 1902 года. А 7 июня 1898 года была официально сформирована Хабаровская окружная артиллерийская мастерская “согласно Высочайше утвержденного постановления Военного Совета”. Она в свою очередь была создана на базе мастерских при Артиллерийском складе (1883), занимавших на берегу Амурской протоки два небольших здания, деревянное и каменное. Здесь в 1891 году побывал наследник престола Николай.

27 мая 1900 года состоялась закладка будущего “Арсенала”. Уже в августе 1902 года был издан приказ о приостановлении работ в старой мастерской с целью перенесения станков и машин в новые помещения. Одновременно начало поступать оборудование из Петербурга. В конце октября начальник мастерской и председатель строительной комиссии полковник С.Н. Ванков объявил, что работы по возведению зданий и установке оборудования полностью завершены.

На территории возвышалась заводская труба, водонапорная башня, казармы, кухня, канцелярия. Сердцем предприятия были паровые машины в 25 и 16 лошадиных сил. Два паровых котла обеспечивали работу динамо-машины и трех кузнечных молотов. Действовали цеха – литейный, кузнечный, токарный, слесарный, механический. лесопильный, столярный и сборочный. До 1913 года начальником Окружной артиллерийской мастерской, а затем “Арсенала” был С.В. Ванков.

В годы Гражданской войны завод продолжал выпускать вооружение. Оружие частично попадало в руки арсенальцев-красногвардейцев, частично поступало на вооружение белогвардейцев-калмыковцев. Рабочие завода саботировали выполнение заказов калмыковцев и интервентов, утаивая оружие для своих.

После окончания Гражданской войны завод оказался в полузаконсервированном состоянии, не раз поднимался вопрос о его закрытии. Но коллектив “Арсенала” отстоял свое предприятие: деньги, выданные для расчета с рабочими, решено было сделать оборотным капиталом. Начали принимать всевозможные заказы на металлические, деревянные и шорные изделия, в том числе и частные.

В 1924 году “Арсенал” получил название “Дальсельмаш”, тогда же сельскохозяйственные машины завода были отмечены дипломом I степени на Всероссийской выставке. “Дальсельмаш” сыграл важную роль в техническом оснащении сельского хозяйства Дальнего Востока в годы первых пятилеток.

С первых дней Великой Отечественной войны завод переключился на фронтовые заказы – отправлял на фронт артиллерийское вооружение и боеприпасы: мины, снаряды, гранаты, тележки для транспортировки минометов. Главной продукцией была 76-миллиметровая пушка ЗИС–3. Накануне празднования 30-летия Победы перед проходной завода открыли памятник – пушка на постаменте и мемориальная доска с надписью: “Честь и слава коллективу завода “Дальдизель” за самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”.

После окончания войны завод вновь приступил к выпуску мирной продукции. Вначале это были сельхозмашины, а с 1950 года перешли на производство новой профильной продукции. Начав с 25-сильных двигателей внутреннего сгорания, “Дальдизель” в 70-е годы выпускал уже двигатели мощностью до 300–400 лошадиных сил. Продукция “Дальдизеля” вышла на мировой рынок – поставлялась в 30 стран мира, участвовала в международных выставках и ярмарках. Завод снабжал судовыми двигателями и генераторами полстраны. Тысячу машин в год поставляли только на новые суда, не считая того, что шло для судоремонта.

В 90-е годы завод был приватизирован и преобразован в ОАО "Завод Дальдизель". Экономические реформы вызвали остановку многих производств. Закрыли на консервацию некоторые цеха, помещения приходилось сдавать в аренду под автостоянки и ремонт иномарок. Из 2,4 тысяч человек, работавших на заводе в 1990 году к 1999 году осталось 1,1 тысяча. Для обеспечения деятельности брались за всевозможные заказы: от ремонта поршней до выпуска мотокультиваторов. По заказу Мостостроя выполняли художественное литье для нового моста через Амур, отливали памятник маршалу Р.Я. Малиновскому, который установлен ныне на стадионе им. В.И. Ленина в Хабаровске.

В 1999 год было выпущено почти полторы сотни дизелей. В 2007 году "Дальдизель" прекратил свое существование.  

26.02.2013

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia