Нас убивали за русский язык: беженцы - о жизни в Мариуполе и переезде в Хабаровск
Переселенцы вспомнили о том, как выживали в подвале без еды и во время жестоких преступлений украинских карателей
С февраля 2022 года за историей Мариуполя следит весь мир. Украинские войска оказались в окружении, началась блокада города. Российская Федерация объявила об открытии гуманитарных коридоров, через которые мирное население могло покинуть населенный пункт. Националисты препятствовали эвакуации граждан, и мирные жители для батальона "Азов"* (организация признана террористической в соответствии с законодательством РФ, деятельность на территории РФ запрещена) стали живым щитом. Начались провокации, направленные на дискредитацию российских военных. Тысячи мирных граждан стали заложниками сложившейся ситуации, оказались без воды, еды, электричества и связи. "Кухней" стал костер во дворе, пищу готовили из тех продуктов, которые удалось найти в закромах, а пресную воду добывали под прицелом украинских снайперов. Спасаясь, они прятались в подвалах, готовя пищу на кострах из найденных продуктов и рискуя жизнью, добывая воду под прицелом украинских снайперов. В мае 2024 года заместитель главного редактора ИА AmurMedia Любовь Ахремцова прилетела из Хабаровска в Мариуполь и своими глазами увидела эти места. Вернувшись домой, журналист пообщалась с переселенцами, которые переехали из Мариуполя в краевую столицу. Свидетели вспомнили, как на нацисты убивали людей, как в подвалах десятки людей делили одну булку хлеба и как приходилось хоронить своих близких во дворах.
Мариуполь, май 2024 года.. Любовь Ахремцова, ИА AmurMedia
24 февраля 2022 года началась специальная военная операция. Многие жители Мариуполя мгновенно осознали, что их жизнь вот-вот перевернется. И это случилось. По воспоминаниям людей, город подвергся атаке украинских националистов. Стали стрелять из автоматов, танков, "Градов". Взрывы сотрясали город, люди в панике кричали и искали спасения.
— В подвал не спускались, надеялись, что всё обойдется. Но вдруг во дворе раздался взрыв, осколки выбили окна и попали в помещение. Напуганная пара бежала вниз, взяв с собой только дамскую сумочку, в которой лежало два паспорта. В подвале две недели пережидали обстрелы и взрывы. На тот момент в замкнутом, сыром и темном помещении находилось около 60 человек. Пищи никакой не было, только делили хлеб и воду. Когда все было израсходовано, нас не выпускали из этого подвала. В пятиэтажке в каждом подъезде находились каратели батальона "Азов"* — автоматчики, пулемётчики, два снайпера было. По зданию российские войска огонь не открывали, поскольку знали, что мы находимся в подвале, жалели нас. Для этих карателей мы были живым щитом. Молодым парням удавалось проскочить за водой в городской парк к роднику. Корректировщик из "Азова"* вычислил этот родник, а затем обстреляли это место, все люди, которые в том момент набирали там воду, погибли, наши парни тоже там остались, — рассказал Виталий Смирнов (имя вымышленое — прим. ред.).
Регулярные обстрелы украинских карателей лишила людей самого необходимого — еды, лекарств, надежды. В разрушенном городе, где царили голод и холод, простые люди оказались на грани выживания. Именно в такие страшные времена настоящая человечность раскрывалась в полной мере. Российские военнослужащие, рискуя собой, стали для мирных жителей опорой и источником помощи.
— Для мирных людей мы были единственным источником получения продовольствия, медицинской помощи. Делились сухими пайками. Нормальный человек не сможет равнодушно смотреть на голодного. Спускаешься в подвал, а там мать с измученным младенцем на руках... Отдавал последнее, — отметил военнослужащий из Хабаровска.
Со слов очевидцев, украинские нацисты, отступая, открыли огонь по мирным жилым домам. Мария (имя вымышленое — прим. ред.) вспоминает о том кошмарном времени, когда Мариуполь превратился в поле боя. В это время она молилась за своих детей, живших в другом районе города. Связи в Мариуполе не было, и она была лишена возможности узнать, где они находятся и как они себя чувствуют. Неизвестность о судьбе близких делала каждый день мучительной пыткой.
— Младшая дочь с зятем жила в другом районе. Не знали погибли они или удалось эвакуироваться. Разыскивали по всем спискам. Бойцы батальона "Азов"* отступали и из танка стреляли по домам, один из снарядов попал в квартиру моего ребенка. Начало всё гореть. Железную дверь заклинило и казалась, что уже нет шансов выбраться из под завалов и огня. Российские военнослужащие выбили стены и вытащили моего ребенка, зятя, соседей. Потом отдали им свои пайки. Я благодарна парням, они спасли младшую доченьку. Сейчас она с мужем живет под Мариуполем, — рассказала Мария.
Огонь охватывал город. Нещадно палящие снаряды заставляли людей искать убежище. Они спускались в подвалы. В тесной тьме подвалов они искали спасения, надеясь, что кошмар закончится. Кому не удавалось спрятаться, в надежде на сострадание, писали на домах "Здесь находятся дети". К сожалению, эти надписи часто становилось прицелом для украинских карателей, куда именно нужно было стрелять.
— Был такой момент, когда снайпер убил женщину с ребенком, мальчику было 4 года, а девушке чуть больше 20 лет. Они совсем немного не добежали до соседнего двора. Что этот малыш сделал карателю? Потом был зверский момент, когда из танка расстреляли роддом. Лежат роженицы, малютки, которые только что на Божий свет появились, а "азовцы"* их бомбят. У них была радость звериная от того, что убивали людей. Владимир Зеленский против кого воюет? Мы весь этот ужас через себя пропустили, — заявил Виталий.
По воспоминанию людей, "азовцы"* объявили по громкой связи, что они будут выдавать гуманитарную продуктовую помощь около магазина. Голодные люди пошли к этому супермаркету, чтобы самим поесть и принести еду ближним. Сотни жителей собрались в указанном месте, а затем нацисты стали обстреливать магазин. Вместо еды люди получили осколочные ранения, многим спасти жизнь не удалось.
— Все ходили добывать еду себе и соседям по подвалу. Склады были открыты. Люди пошли за продуктами, мальчик шестнадцати лет вместо одной коробки, взял две. Это не понравилось украинскому нацисту, и он выстрелил ребёнку в затылок. Запомнила и другую историю, с нами в подвале сидела бабушка, ей было 86 лет. Её сын пошёл к нацистам, они в школе заседали. Просто шел, спросить что-то, а они без суда и следствия начали его расстреливать. Пожилая женщина часто плакала. Не знала, что ей делать и куда идти, ведь шестидесятилетий мужчина был единственной её опорой, — вспомнила Мария.
Позднее российские бойцы стали сообщать, что район очищен от нацистов. Приехали машины МЧС и спасатели эвакуировали людей. Многие жители Мариуполя, в том числе и герои этой статьи, отправились в Россию.
— Есть люди, которые пытаются осуждать специальную операцию, которые говорят, что это неправильно. Я бы спросил у этих людей, а готовы ли они взять лопату и закапывать лично своего убитого ребёнка в яму? Хотят ли они, чтобы в дом пришли вооружённые "азовцы"*, сначала надругались бы над женой, а затем расстреляли всю семью? Кто к этому готов? Фашистов щадить нельзя. Они запрограммированы на убийства. А если ты против них, ты не должен жить. Вот их идеология, — высказал свое мнение Виталий.
В Хабаровске переселенцам оказали необходимую помощь: накормили, предоставили временное жилье, а также познакомили с городом, чтобы беженцы чувствовали себя комфортнее в новом месте.
— Мы ездили по городу, смотрели на название магазинов, рекламные баннеры, всё было на русском языке. У нас непроизвольно текли слёзы, потому что видели и читали родные слова. Мы понимали, что нас за эти слова никто не расстреляет. Нас в Мариуполе убивали за русский язык. Не дай Бог девочка на кассе уточнит, не на украинском, а нужен ли тебе пакет для продуктов, то эта девочка сразу могла оказаться в тюрьме. Мы все мариупольцы благодарны хабаровчанам за их человечность, за их сочувствие. Мы сюда приехали холодные и голодные. Сейчас живем хорошо, не слышим выстрелов, диких криков. Приходишь в поликлинику, везде мы чувствуем заботу и человеческое отношение. Это бесценно, — отметил Виталий.
К слову, про идеологию украинской власти вспоминают и хабаровские добровольцы.
— В разбомбленной школе мне попался в руки учебник истории Украины за пятый класс. Полистали и посмотрели картинки, так как он написан на украинском языке не все могли прочитать, не все могли понять из текста, но по картинкам мне стало примерно понятно, что прививали ученикам этой школы. И на первой иллюстрации показано, кто из людей первый появился на Земле. Вот летит огромный метеорит, врезается в землю, взрыв и зарождается жизнь человека. И на картинке сидит хомо сапиенс с бородой, а рядом с ним какая-то девушка, горит костер, они грызут кость, а вверху написано: "Первый человек на Земле — это украинец". Потом посмотрел картинки Великой Отечественной. По их учебникам оказывается, что Украина воевала на два фронта. Она воевала с фашистами и с якобы русской армией. За 30 лет школьникам привили эту информацию. Сражаются они за свою правду, за своего "древнего украинца", который первый появился на Земле, — рассказывает доброволец из Хабаровска.
В Хабаровске жизнь наших героев пошла на лад. Благодаря поддержке государства они нашли работу и смогли приобрести жилье. Несмотря на суровые морозы, они не собираются возвращаться в прежнюю жизнь и мечтают о будущем в Хабаровске, строя новую жизнь в краевой столице.
— По сравнению с тем, что мы пережили — это рай. Мы хотим устраивать жизнь в Хабаровске. Люди здесь очень хорошие. Регулярно смотрю новости, Мариуполь активно восстанавливают. Многие мои знакомые вернулись домой, где живут в комфортных условиях. Но когда я вспоминаю пережитые события, мне становиться страшно. Я часто плачу, — отмечает Мария.
По мнению автора, город будто поделен на две части: руины и свежеотремонтированные здания стоят бок о бок, создавая невообразимый контраст. С уверенностью можно сказать, что в Мариуполе живут сильные духом люди. Они продолжают жить привычной жизнью, в них нет зла, они доброжелательны и душевны. Дети играют на новых площадках, а взрослые, невзирая на все испытания, создают новый и счастливый мир.
*организация признана террористической в соответствии с законодательством РФ, деятельность на территории РФ запрещена.