Александр Мартынов — известный актер, запомнившийся зрителям по роли Вали в сериале "Универ" (16+). Но мало кто знает, что его настоящая фамилия — Стекольников, а Мартынов — это фамилия по обеим линиям его семьи. В экслюзивном интервью ИА AmurMedia мы узнаем, почему Александр решил вернуть себе фамилию предков, а также поговорим о его карьере, о том, как сегодня живет киноиндустрия и какие вызовы стоят перед ней.
— Александр, в социальных сетях вы Мартынов, в жизни вы Стекольников. Что это за интрига с фамилией?
— Никакой интриги. Я уже и в жизни Мартынов. И в соцсетях Мартынов. Я везде Мартынов. Мартынов — это фамилия по обеим ветвям моей семьи. И по папиной линии, и по маминой. Мама в девичестве была Мартынова, по папиной дед придумал, эту фамилию Стекольников, это еще в сталинские времена. Видимо, что-то созвучное. Сталин, Стекольников, как-то так. Я подозреваю, потому что он никогда не рассказывал, почему он решил отречься от фамилии Мартынова и придумать новую. А я посчитал важным и нужным вернуть, тем более однофамильцы встретились, папа и мама. Так что Мартыновым мне давно хотелось быть, а в какой-то момент я уже решил, я возвращаю фамилию, поменял документы все. Так что я везде Мартынов.
— Многие вас знают по роли Вали в сериале “Универ” (16+). Как удалось заполучить эту роль?
— Кастинг. Да, трудно, долго, муторно несколько месяцев этапы. Все это, как 9 кругов ада. Но зато какая награда.
— Ради этой роли вы приехали в Москву. Чем вас зацепил этот персонаж?
— Персонаж… Ну я таких еще на тот момент не играл и, конечно же, было интересно. Ну и проект культовый, то есть “Универ” (16+). Хотя я не смотрел старый “Универ” (16+), не видел серии, но он был популярен. Почему бы и нет? То есть, когда я жил в Питере, то все какие-то эпизоды в ментовских сериалах. Либо преступника малолетнего какого-нибудь, либо лейтенантика очередного, который тоже погибает. Вот был перечень ролей такой. А ”Универ” (16+) был первой главной ролью большой. Тут цепляться было за что, так что грех было отказываться.
— Вам легко далась эта роль? Что мешало, что вдохновляло на съемках?
— Да, роли некоторые сложнее, некоторые легче даются. Тут сложности были… просто персонаж другой: ритмический, он такой, прямо весь упакованный, структурированный. Я-то более живчик, свободный, хулиганистый.
— Как повлиял сериал “Универ” на вашу жизнь и на актерскую карьеру?
— Ну кардинально, это новый этап, новая ступень, переезд в Москву, новая узнаваемость, естественно, популярность, медийность, некий мощный старт. Другое дело, что это надо было сразу дальше развивать, воспользоваться этим стартом правильно. Я немножко запоздало включился в эту историю, в развитие карьеры, потому что думал, что оно и так само придет, а оно не приходило, потому что я ничего для этого особо не делал. Но я и не знал об этом, как правильно. Что молодым ребятам, если вы там снялись в ”Слове пацана” (18+), и вы теперь звезда всероссийская, и вы нарасхват на ближайшие два года, учтите, что это ненадолго, что надо дальше развиваться надо дальше понимать, что ты хочешь играть и что нужно делать для этого, нужно развиваться.
— С течением времени вам удалось наверстать то, что было упущено?
— В какой-то степени да, то есть я семимильными шагами. Знаете, когда “Универ” (16+) заканчивается, а ипотека остается, тут хочешь не хочешь, ты начинаешь двигаться и очень мощно вперед к новым ролям. Мне еще это предстоит, то есть я на пути как раз, утверждения себя, потому что, ну вот вы сами сказали: вы меня не знали, кроме как по роли Будейко. Да, я верю, что мне удастся сыграть в будущем такого нового персонажа, который перекроет “Универ” (16+), и я буду просто разносторонним артистом, востребованным.
— Что важнее для актёрской карьеры — талант, связи или деньги? И почему?
— Талант, связи или деньги — да и не это самое всё важное
— А что тогда?
— Терпение. Вот, наверное, 80 процентов — это трудолюбие плюс терпение. А дальше уже там процентов 10 — талант и связи, конечно же. Да, безусловно, это все важно. Но уметь ждать, уметь готовиться к этому моменту славы, к моменту нового карьерного какого-то роста, ступени, новой. Терпение. Чтобы быть готовым, нужно быть любознательным и трудолюбивым.
— Каким образом актеры конкурируют между собой для того, чтобы получить желаемые роли?
— Господи, как они конкурируют? Ну, как в балете, мы кнопки не подкладываем в обувь. (Смеется)
— Может, какие-то другие делаете вещи?
— Я ничего не делал, потому что конкурировать, оно само собой происходит. Мы сидим втроем в одном помещении, претендуем на роль Будейко, спокойно общаемся. Я лично козни никакие не устраивал. Да, потом до меня долетали слухи, почему я не сыграл какого-то персонажа в каком-то проекте, потому что кто-то что-то сказал. Чаще всего даже не актеры. А кастинг-директора или ассистенты по актерам, и я их могу тоже понять, потому что им своих продвинуть нужно. Там чаще всего кастинг-директор совмещает работу как агент и поэтому двигает своих. И были истории, когда я общаюсь с режиссером знакомым, в Питер приезжал, и какая-то совка, что-то общаемся, говорит: о, я тебя хотел позвать, но ты был очень занятой. Ассистентка сказала, что у него плотный график. Говорю, у тебя есть мой номер, ты можешь меня сам спросить, если я уж прям такой занятой. Во-первых, это значит, чьи-то интересы там всплыли, и я кому-то помешал, видимо. Вот в этом конкуренция есть. Да, впрочем, как и везде, просто в актерской профессии, видимо, чаще улыбаются в лицо, очень мило тебя приветствуют, как старого друга прям, а потом оказывается, что не все так радужно. Но это жизнь, это нормально, ты ее принимаешь, живешь дальше и занимаешься своим делом.
— Как в целом подбирают на роли?
— Да по-разному подбирают. Иногда по какому-то кумовству происходит, но чаще всего, конечно, это типажность. Понятно, что на Джеймса Бонда я никогда не подойду. Чисто по комплекции. Я рост 165 сантиметров. Я могу накачаться там, но я Джеймсом Бондом, наверное, вряд ли буду, я не британец по происхождению. То есть понятно, что нужен типаж, внешние данные, потому что смотрят, конечно, когда визитки отсматривают, портфолио, фотографии, смотрят сначала на лицо и понимают, подходит или нет. Следующий этап уже слушают. А, подходит. Следующий этап уже дают текст на пробы. Следующий этап уже приглашают на знакомство с режиссером, видите, сколько этапов, чтобы дойти до знакомства с режиссером, чтобы у актера конкретно появился вот живой шанс убедить режиссера в своей…том, что ты сыграешь этого персонажа лучше всех, точнее всех.
— Можно ли стать актером без профессионального образования?
— Ну, конечно можно.
— А есть ли такие примеры в кинотусовке?
— Саша Бортич — великолепная актриса, которая без образования, и она умница, она развивается дальше. Такая девчонка, дерзкая такая, с характером, непростая. И, кстати, скоро выйдет сериал. Я видел просто на кинофестивале, видел пилотную серию. Это восхищает. Она, кстати, взяла лучший приз. Вот в Сочи был фестиваль, называется “Новый сезон” (16+). Там все платформы представляют свои будущие проекты. И она взяла приз лучшей актрисы, героини, лучшей героини, как там так называлось. Вот там она прям поразила всех, и она заслуженно получила этот приз. Умница, развивается. Актриса без образования. Блогеры многие снимаются, но вот пойдут ли они дальше развиваться, вот это уже другой вопрос, не знаю.
— Сколько зарабатывают актеры и от чего зависит их гонорар?
— Ну, гонорар зависит от некого статуса, то есть медийности. Все же это бизнес. Есть ли аудитория у этого актера, и сколько аудитории этой этот актер привлечет за собой в этот проект, сколько его будут смотреть. Они же все считают. Бизнесмены же. Они понимают, во что вкладывать деньги, во что выгодно, во что нет. Во что рискованно. Как бы талантливый, но неизвестный. Большой риск. Поэтому и снимаются у нас одни, вроде бы одни и те же, из проекта в проект. Потому что это бизнес. Потому что пойдут смотреть и на Сашу Петрова, пойдут смотреть и на Кологривого. И даже после скандалов пойдут смотреть. Еще больше пойдут смотреть. Пиар отрицательный — это тоже пиар.
— Как сегодня живет киноиндустрия с учетом наложенных санкций на нашу страну? Какие плюсы, какие минусы для отрасли?
— Знаете, я не могу судить с точки зрения бизнеса, потому что я не с той стороны, как бы, я не бизнесмен, я не владелец платформ, я не продюсер, но то, что я вижу, — очень мощное развитие наших проектов на платформах. Качественно мощный уровень, он поднялся просто до небес, потому что там сколько, лет 25 снимали для телевидения, это бесплатная кнопка, потому что люди не голосуют рублем, не покупают подписку. Поэтому и уровень качества снижался, снижался, снижался просто вот просто до полного ужаса. Сейчас крутые сценарии, крутые режиссеры и платформы, потому что это, опять же, бизнес-конкуренция. Купишь ты подписочку на платформе какой-то или пойдешь на другую платформу, они конкурируют, соответственно, качество вырастает. И я только счастлив, потому что классный, значит, будет материал, который когда-нибудь и до меня дойдет, и я тоже сыграю в этом.
— Сможет ли когда-нибудь российская киноиндустрия всерьез конкурировать с Голливудом?
— Да не надо с ним конкурировать, господи. Гори он синим пламенем со своими тенденциями, Голливуд. Я когда-то хотел Оскар, честно говорю. Я собирался поехать в Лос-Анджелес, учил язык. Прям была цель. Правда, потом я посчитал финансовую составляющую, сколько нужно там в месяц иметь. Там, во-первых, ты начинаешь все с нуля. Ты никто там просто. Даже если ты здесь популярный, там ты никто. Потому что премия Оскар (18+) тоже таким междусобойчком становится, еще все эти тенденции, всякие их повестки, господи, да ну нафиг. У нас своё прекрасное кино, с большими столетними советскими традициями. Мы про другое, мы не про спецэффекты, мы сильны в другом, мы сильны в психологии отношений, мы сильны про историю человека. Мы никуда не отстаем, спокойно идем своим путем нашим родным.
— Вы уже отчасти ответили про онлайн-платформы. Как, на ваш взгляд, онлайн-платформы повлияли на развитие киноиндустрии в России?
— Кардинально повлияли, потому что это мощный скачок, мощный рывок для всех. И для актеров, и для режиссеров, и для сценаристов, и для продюсеров, потому что выгода в плане финансовой, и их, как продюсеров, и реализация. То есть создать проект некий, какую-то свою давнюю мечту воплотить.
— 3 октября в Хабаровске сгорел Театр музыкальной комедии. Вам удавалось выступать на сцене этого театра и что вы почувствовали, когда проезжали мимо театра, увидев эти руины?
— Первое: об этом я вообще узнал только сегодня утром, когда мне рассказали это коллеги. И я еще не видел руин. И я, кажется, даже не был внутри, когда он еще был целым, потому что мы, когда приезжали со спектаклем, мы в другом месте играли. Но это большая потеря, прям чувствуется от впечатлений ребят, что это такое событие, отрицательное событие, прям чуть ли не траур. Я могу представить, то есть если Эрмитаж сгорит в моем родном Петербурге. Я тоже в траур впаду, потому что мне это важно. Это часть моего культурного кода. Я представляю, какое для вас это тоже имеет значение.