С момента трагедии в Хабаровском Музыкальном театре прошло полторы недели. Коллектив театра выходит из "шоковой комы", все ответственные за пожар лица найдены, бюджет на материальную помощь артистам выделен, первые постановки в новых стенах сыграны, жизнь продолжается.
Но посмотрим немного в ретроспективе на роковые события начала месяца. 4 октября в официальных источниках появилась версия о причине пожара: из-за нарушений правил безопасности искры от сварки попали на утеплитель, что привело к возгоранию и стремительному распространению огня. 7 октября версия следствия подтвердилась: руководителю ремонтных работ судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком 2 месяца, по 02.12.2024 включительно, по ст. 216 УК РФ и ст. 322 УК РФ.
Здание Хабаровского краевого Музыкального театра после пожара. Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
Корреспондент ИА AmurMedia решил разобраться в вопросе горючести материалов и правилах пожарной безопасности, для этого побеседовал со специалистом в области ремонта кровли Павлом Астаховым.
— Что может пойти не так во время ремонта кровли?
— Много чего может пойти не так. Потенциальных ЧП множество. Всё зависит от квалификации и опыта бригады. Кровельные работы относятся к классу пожароопасных. Довести до горения рулонный битумсодержащий материал очень сложно, поэтому чаще всего загорается утеплитель или ветровлагозащита. Это происходит при работе с огнем вблизи навесных фасадных систем. Пламя или жар задувает под облицовочные плиты и, в первую очередь, загорается ветровлагозищита, если она относится к классу горючих материалов. Затем пламя поднимается вверх по стене и загорается все то, что накопилось под облицовкой фасада — пух, паутина, листва, пчелиные ульи и т.д. Такое возгорание сложно тушить, потому что оно закрыто облицовочными фасадными плитами и быстро распространяется. Если ветровлагозащиты проектом не предусмотрено, то может загореться утеплитель. Причем, он может загореться не сразу, а просто затлеть и со временем разгореться. Есть негорючие материалы, а есть горючие. Выбор материалов предусматривается проектом здания, в зависимости от его назначения. Также может загореться монтажная пена. Большинство возгораний происходит при работе с огнем в зонах примыканий — фасады, вентшахты, отливы, водоприемные воронки и т.д. Такое происходит, как правило, при неосведомленности бригады о наличии горючих материалов, которые часто чем-то прикрыты и находятся вне зоны прямой видимости. Опытные грамотные кровельщики такие моменты отслеживают.
Кровля. Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Как тушить такие материалы, если они загорелись?
— Должен быть опыт или хотя бы теоретические знания, как препятствовать распространению пожара. Чтобы не запаниковать. Этому тоже надо учиться, потому что разные классы материалов тушатся по-разному. К горючим материалам также относятся фасадные герметики. Они очень хорошо горят, пока не застынут. Вспыхивают моментально, горят долго и активно, и потушить их сложно, особенно если герметик нанесен на протяженный участок. Но для этого нужен прямой контакт с огнем.
Хорошо горят любые мастики, потому что они на растворителях. Но возьмем конкретно битумсодержащие мастики. Они тоже бывают двух типов: горячего и холодного применения. Горячего применения — это те, где битум нужно разогревать. Он представляет собой твердое тело, он застывший. А есть мастики битумосодержащие холодного применения. Они сильно пожароопасные, потому что они на растворителях, за счет этого и обеспечивается их жидкое агрегатное состояние в холодном виде. При любом прямом контакте с огнем такие мастики холодного применения вспыхивают в ведре или на плоскости. В ведре их легко потушить, если знать, как — перекрыть доступ кислорода. На плоскости труднее. В основном, кровельщики работают с рулонными битумосодержащими материалами: они менее горючие, поэтому большинство кровельщиков редко сталкиваются с возгоранием битума и не знают, как действовать в таких ситуациях. Ни в коем случае нельзя тушить горящий битум водой или снегом. Это приведет к увеличению возгорания. Плеснуть в горящий битум воды — все равно, что подлить масла в огонь. Температура горения битума высокая и сам кипящий битум реагирует на контакт с водой — начинает детонировать, разлетаться во все стороны. При попадании влаги в кипящий горящий битум она быстро испаряется и этот газ разлагается на водород и кислород. Сначала появляется облако газов, а потом эти газы возгораются. Битум потушить непросто. У него группа горючести Г4: максимально высокая группа распространения пламени (РП4) и воспламеняемость (В3). Это опасный материал. Безопасно потушить его можно только перекрыв доступ кислорода к очагу возгорания, и попытаться снизить температуру битума, растянув его по холодному участку, чтобы он отдал свою температуру в другое место. Это важно сделать, потому что битум при достижении определенной температуры начинает воспламеняться сам, без прямого контакта с огнем. Поэтому, даже сбивая огонь с горящего битума, он будет раз за разом воспламеняться, пока не снизит свою температуру.
Здание Хабаровского краевого Музыкального театра после пожара. Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Могут ли материалы воспламениться из-за неправильного хранения?
— Из-за неправильного хранения стройматериалы не загораются, тем более в такое время года, как сейчас. Жары нет. Из-за неправильного хранения строительные материалы теряют свои свойства — портятся, если говорить простым языком. Опять же, смотря какие строительные материалы. Не хранить же бензин в пятилитровках под открытым солнцем? Но сейчас все таки погода не та, осень.
— А газовые баллоны по какой причине могут взрываться?
— Газовое оборудование тоже взрывоопасное. Нужно соблюдать технику безопасности и правила эксплуатации при работе с ним. Сами по себе газовые баллоны редко взрываются. Бывает, осечка может произойти и пойти искра по шлангу. Но, чтобы такого не было, на баллонах применяются редукторы. Есть два способа соединения с магистралью: штуцер или редуктор. Штуцер представляет из себя гайку, накрученную на резьбу на баллоне и соединенную через уплотнительную прокладку со штуцером. На него натягивается шланг. По факту, это прямое соединение. Штуцеры тоже бывают двух видов. Бывают простые, а бывают с обратным клапаном — сеточкой внутри. По идее, эта сеточка должна защищать от потенциально взрывоопасных ситуаций. Второй способ соединения — через редуктор, он более безопасный. Потому что, во-первых, там всегда есть эта сеточка, во-вторых, через редуктор можно выставить давление в магистрали, чтобы снизить нагрузку на шланг и запорную арматуру. Шланги, конечно, рассчитаны и справляются с давлением баллона, но “береженого Бог бережет”, а шланги со временем рассыхаются. Когда работаете в жаркое время года, палящее солнце греет баллон и температура баллона повышается — повышается и давление газа в сосуде. Если полностью заправленный баллон долго стоит на солнце, это может привести к взрыву от избыточного давления. Надо защищать баллон от перегрева — натягивать на него белый мешок. Но горения в таких случаях не происходит: баллон просто разрывает по сварному шву. Конечно, высвобождается большое количество энергии и впоследствии этот газ может загореться от искры, но в моменте горения не происходит. Для воспламенения нужна искра или контакт с открытым огнем. Утечка газа со шланга может стать причиной пожара, если проморгать. Потому что в баллонах смесь пропана-бутана, и это тяжелый газ: он не рассеивается на воздухе — он стелется и скапливается в низинах. Если это крыша, то начинает стекать по фасаду. Такие ошибки недопустимы, конечно. Возгорание газа само по себе не является таким уж пожароопасным явлением, потому что он довольно быстро прогорает, но выглядит это страшно. Огонь горячий, поэтому быстро поднимается вверх и образуется огненное облако. Выглядит это страшно и неопытный человек в таких ситуациях может запаниковать и ошибиться. Сам газ прогорает и испаряется, но может загореться что-то поблизости. Паникер может не сориентироваться и убежать. Опытный или просто хладнокровный человек отбежит на безопасное расстояние, и будет наблюдать, что происходит. Сообразит, что газ прогорел, закроет баллон и побежит тушить то, что успело загореться, как-то так.
Сварочные работы. Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Расскажите про технику безопасности при проведении сварочных работ?
— Сварочные работы тоже относятся к пожароопасным, поэтому рядом не должно быть пропановых баллонов и подобного. В случае утечки газ загорится. Конечно, нужно смотреть, чтобы искры никуда не капали: та же ветровлагозащита на навесных фасадных системах или листва под ними тоже могут загореться. Искры тоже разные бывают. Бывают мелкие, бывают крупные капли падают. Все это уносит ветром в неизвестном направлении и неизвестно, как скоро искра потеряет свою температуру. Бывает, капли расплавленного металла капают с обратной стороны конструкции, если вдруг прожег ее. Частицы расплавленного металла тоже разнятся: могут быть и крупные капли, которые долго свою температуру гасят. Также надо смотреть, чтобы с обратной стороны элемента, который подлежит обварке, не находилось ничего прилегающего вплотную. Потому что металл нагревается во время сварки, раскаляется докрасна, и многие материалы могут загореться просто от температуры. Древесина, например. Требуется осторожность и бдительность. Но все мы люди и от ошибок никто не застрахован. Для того, чтобы свести риски к минимуму и существуют правила организации работ и лица, ответственные за эту организацию. Должен быть правильно организован сварочный пост. Если сварочного поста как такового нет, например, если обваривается перильное ограждение и сварка происходит в разных точках, то надо прикрывать место обварки. Да хоть крагой (сварочные перчатки — прим. авт.), чтобы искры не разлетались. Можно поставить наблюдателя, чтобы он отслеживал, куда попадают искры и следил, чтобы это не привело к возгоранию. Потому что сам сварщик с этой задачей точно не справится. На объекте должны быть средства пожаротушения и ход выполнения работ необходимо проверять. Потому что нарушения, если они есть, они, как правило, регулярные — просто в один раз не свезло и что-то загорелось. Производство — это ответственное дело и зачастую оно сопряжено с опасностью и риском. Много потенциальных угроз. Благо, большинство из них уже известны и правила ТБ учат нас, как избежать несчастных случаев. Однако, случается всякое, никто не застрахован, все мы люди, все ошибаемся.
Корреспондент ИА AmurMedia побывала на тест-драйве прототипа