В конце минувшей недели ФАС России распространил информацию о том, что выявлен сговор между хабаровским регоператором по вывозу ТКО "Хабавтотранс ДВ" и его подрядчиками. Подробнее — здесь, в новости ИА AmurMedia. Сумма, на которую обогатились участники антиконкурентного соглашения, по мнению ФАС РФ, составляет ни много ни мало 1,6 миллиарда рублей. Депутат Государственной Думы Борис Гладких прокомментировал ситуацию специально для нашего информагентства.
Напомним, Борис Гладких ранее уже поднимал вопрос о том, что "мусорная реформа" в Хабаровском крае свернула не туда. В марте 2022 года вопрос был обсужден на уровне приемной председателя партии "Единая Россия" в крае. Тогда единороссы отметили неготовность регоператора к полноценной работе в регионе.
— Именно вопрос о отсутствии техники, вопрос о объективности расчетов, связанных с тарифным и нормативным регулированием, был поднят на уровне приемного председателя партии "Единая Россия" в Хабаровском крае, — вспоминает Борис Гладких, отмечая, что на тот момент по его оценке даже не были в полной мере решены вопросы взаимодействия регоператора с органами местного самоуправления.
Тогда, в самом начале предполагалось, что регоператор зайдет в Хабаровск, Хабаровский район и район имени Лазо. Однако острая нехватка техники, как напоминает депутат, не позволила это сделать: оператор взял в обслуживание две территории: город "Хабаровск" и район им. Лазо.
Как раз на той встрече было принято решение, что региональный оператор не начнет работу в мае, как изначально предполагалось. Партийцы акцентировали внимание на том, что поспешность в данном случае может привести к ухудшению обстановки. Собственно, несмотря на то, что регоператор начал работу с 1 июля (на два месяца позже планируемого срока), к результатам есть вопросы.
— Мы увидели результат: город весь был завален отходами. Если бы на тот момент не участие управляющих организаций, причем абсолютно безвозмездное, не участие сил и средств города по поручению на тот момент мэра города, то город утонул бы в мусоре, — продолжает депутат ГосДумы. — Но все это должен был делать регоператор. И ответственность за ход реализации реформы по обращению с ТКО лежит в первую очередь на министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Это исключительно компетенция исполнительной власти.
По мнению депутата, министерство в принципе не должно было наделять статусом регионального оператора компанию, если она недостаточно подготовлена.
— На тот момент в городе Хабаровске была сильная своя организация, и мы об этом говорили. Да, у нее были свои плюсы и минусы, но приход новой компании объективно не дал качественного улучшения в вывозе отходов. Люди наоборот — почувствовали ухудшение, — напоминает Борис Гладких. — Отходы вывозились и складировались на полигон в районе имени Лазо — собственно, как и раньше. Изменилась только плата за вывоз — выросла. Других качественных изменений не произошло.
К слову, депутат Государственной Думы считает, что в связи с источниками финансирования деятельности, региональный оператор должен отчитываться о своей работе перед исполнительной и законодательной властью края, обязан информировать о том, как собирается достигать целей, поставленных реформой в сфере обращения с ТКО.
— Ближайший разговор на эту тему планируется в конце текущего года. Но, думаю, что уже разговаривать будет не с кем. Либо будем разговаривать с учетом результатов проверки, — подводит черту депутат.
Каким будет этот самый результат, будет ли возбуждено дело, продолжит ли свою работу "Хабавтотранс ДВ" в регионе и в каком виде, если продолжит — на все эти вопросы нужно подождать ответы. Думается, что с учетом значимости темы (реформа по обращению с ТКО относится к президентским), ждать придется недолго.
Официальный комментарий от "Хабавтотранс ДВ"
В ответ на официальные запросы и частный интерес сообщаем: доводы и решения, изложенные УФАС по Хабаровскому краю, в настоящее время проходят проверку. ООО "Хабавтотранс ДВ" намерен обжаловать данное решение в суде.
Всю необходимую информацию, подтверждающую законность и обоснованность действий, в адрес антимонопольной службы регоператор предоставил.
Отдельно отметим необходимость организации аукционов для определения подрядчиков. Согласно Правилам проведения торгов N1133, так как на территории Хабаровска и района имени Лазо образуется более 30% от всего объема твердых коммунальных отходов нашего края, регоператор был обязан провести торги для определения цены транспортирования ТКО.
Просим воздержаться от преждевременных выводов и обвинений.