По данным Минтранса, средняя стоимость перелета по России в салоне самолета экономического класса выросла на 20 процентов, при этом россияне стали чаще летать (на 6 процентов) по сравнению с прошлогодними показателями. Помимо роста цен на авиатопливо, к возможным причинам удорожания билетов на самолет вскоре могут прибавиться еще две: увеличение аэронавигационных сборов и аэропортовых сборов с российских авиакомпаний. Если существующая нынче динамика пассажироперевозок продолжится, то авиакомпании, учитывая все возросшие факторы издержек, начнут поднимать цены на билеты, сообщил "Парламентской газете" (18+) главный редактор портала Avia.ru (18+) Роман Гусаров. При этом точно спрогнозировать, на сколько конкретно увеличится стоимость авиаперевозок пока невозможно, так как на этот фактор влияет инфляция, бьющая в последнее время рекорды.
Нужны деньги на ремонт аэропортов
В своем Послании Федеральному Собранию в феврале 2024 года президент РФ Владимир Путин поставил задачу сделать авиаперелеты по стране для россиян доступнее, а председатель Совфеда Валентина Матвиенко на пленарном заседании палаты 17 июля дала поручение экономическому комитету выработать сбалансированные, непопулистские меры в этом направлении. Спикер предложила вернуться к этому вопросу по итогам летнего сезона в октябре: "Но уже с конкретными предложениями, выводами и, может быть, обращением в Правительство, если нужно, может быть какими-то изменениями в законодательство". По словам Матвиенко, возможно, сенаторам придется поработать совместно с Минтрансом над уточнением нормативной базы.
В то же время глава Росавиации Дмитрий Ядров ранее отмечал, что на капитальный ремонт и строительство легковозводимых аэровокзалов преимущественно в местных аэропортах ДФО и Арктики требуются деньги и немалые — 40 миллиардов рублей. Деньги будут аккумулироваться в специальном фонде. Ежегодно, до 2030 года, по его словам, планируется ремонтировать по 10 объектов.
И уже определен источник финансирования: придется раскошелиться и пассажирам, и перевозчикам. Федеральная антимонопольная служба утвердила повышение аэронавигационных сборов с российских авиакомпаний: на внутренних рейсах ставка увеличилась на 37 процентов, на международных — в два раза. Такой приказ ведомства, опубликованный на официальном портале правовых актов, вступает в силу 17 сентября.
Индексация сборов повлечет за собой рост стоимости билетов в среднем до 150 рублей в расчете на одного пассажира, подтвердил в беседе с нашим изданием Роман Гусаров. "Но с учетом того, что билеты стоят несколько тысяч рублей, пассажиры этого не заметят", — уточнил он. И хотя 150 рублей вроде величина небольшая, "но авиакомпании не очень довольны данной инициативой". "Потому что их конечная цена на билет для потребителя определяется не себестоимостью, а рынком, спросом и предложением, сезонностью и другими факторами. В том числе периодом покупки билета и так далее", — отметил эксперт.
Это означает, что авиакомпании все издержки будут брать на себя. "Они вряд ли смогут прямо сейчас взять и сразу переложить это бремя на пассажиров. А, по большому счету, будут платить из своего кармана. Причем деньги на круг уже получаются большие. Я делал грубую прикидку. Если самолет с двумястами пассажирами на борту умножаем на 150 (рублей), то за рейс авиакомпания заплатит 30 тысяч", — подсчитал Гусаров. Но если авиакомпания, даже небольшая, которая отправляет 20 самолетов в день, выполнит 100 рейсов, то сумма увеличивается до 3 миллионов рублей в сутки. В месяц уже 90 миллионов рублей.
Поэтому авиакомпании уже обратились в Правительство и Минтранс, описав свои опасения.
Часть заплатят из своего кармана
Что касается аэропортовых сборов, они тоже "однозначно будут повышаться", уверен авиаэксперт. "Во-первых, они как минимум индексируются ежегодно на уровень инфляции. А сейчас она, как мы видим по ключевой ставке ЦБ, высокая. И, соответственно, на эту величину, аэропортовые сборы будут проиндексированы". При этом Гусаров признал, что на ценообразование в сфере авиаперевозок аэропортовые сборы влияют значительно больше, чем аэронавигационные.
"Дело в том, что в структуре затрат авиакомпании, скажем, аэронавигационные сборы составляют единицы процентов. Это относительно небольшая статья расходов, хотя одна из важных. А вот аэропортовые сборы и аэропортовые услуги — это огромные траты, это уже десятки процентов. То есть это очень большая доля в себестоимости авиаперевозки, и она окажет существенное влияние на повышение стоимости билетов", — пояснил эксперт. А значит, неизбежно авиакомпаниям придется перекладывать часть нагрузки на пассажиров и как-то поднимать цены, добавил он.
Однако на практике авиакомпании не могут поднимать цены до бесконечности, "потому что есть еще конкуренция с другими авиакомпаниями и с РЖД". "В конце концов определяющее значение имеет и платежеспособный спрос населения. В какой-то момент население скажет: "да ну эти перелеты, дорого летать, не полечу, поеду на поезде, на машине". Таким образом, если авиакомпании будут все повышения цен на керосин, аэропортовые, аэронавигационные сборы и так далее закладывать в стоимость билета, тогда мы просто летать не станем по таким ценам. Поэтому неизбежно большую часть этого повышения перевозчики возьмут на себя", — резюмировал Роман Гусаров.
Точно спрогнозировать, на сколько поднимутся цены на билеты в следующем году — задача сложная, но в подсчетах необходимо ориентироваться на нынешние показатели, подсказал эксперт. Он напомнил, что недавно министр транспорта Роман Старовойт на Восточном экономическом форуме доложил, что за полгода цены выросли на 20 процентов. "Значит, и в следующем году мы увидим тоже такую значительную двузначную динамику. Если все будет дорожать и сборы будут повышаться, то, значит, и цена билетов будет продолжать дальше вверх расти, как и в этом году", — подчеркнул авиаэксперт.
Ранее "Парламентская газета" писала, что глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов заявил о необходимости усовершенствовать программы субсидирования воздушных перевозок пассажиров и увеличить объем их финансирования. По словам сенатора, необходимо обеспечить окупаемость маршрутов, особенно на юге России, где их протяженность увеличилась из-за закрытия определенных коридоров. Он заявил о готовности инициировать рассмотрение этого вопроса в ходе заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.