В предыдущем политобозре ИА AmurMedia эксперты дали прогнозы по явке, затронули эффективность предвыборных кампаний партий, участвующих в выборах. Сегодня мы пересчитаем деньги в чужих карманах, заглянем на ВЭФ (16+) и узнаем, за что ругают кандидатов в депутаты.
ВЭФ-2024: первые успехи
В эти дни проходит Восточный экономический форум (16+), уже традиционно к форуму открывают выставку "Улицы Дальнего Востока" (16+), среди которых есть и "улица" Хабаровского края. Наш павильон поражает воображение посетителей высокотехнологичной начинкой, яркими красотами региона и знакомит их с локальными брендами. В том числе — с брендом "Молодежь Хабаровского края". Причем одежда представлена не на безликих манекенах — в нее одели классиков русской литературы: Льва Толстого, Антона Чехова, Александра Пушкина, Анну Ахматову, а также графа Муравьева-Амурского и Геннадия Невельского. Выглядит весьма симпатично.
Единственное, на мой взгляд, могло быть больше людей, напрямую связанных с Дальним Востоком и Хабаровским краем: Николая Задорнова, Николая Наволочкина, Всеволода Никанорова, Дмитрия Нагишкина, Петра Комарова, того же деда Матвея и Кола Бельды. И среди ныне живущих есть творцы, о которых было бы неплохо напомнить молодым поколениям, например, о Геннадии Павлишине. Думаю, тут пригодился бы и список лауреатов премии им. Арсеньева, которая задумана как раз для популяризации дальневосточных писателей и Дальнего Востока в целом.
Впрочем, все это — антураж для главного: деловой программы. И первые дни форума уже принесли пользу Хабаровскому краю. Врио губернатора Дмитрий Демешин подписал соглашение с одним из крупных маркетплейсов о создании в Хабаровске логистического центра, предполагается, что край получит 7000 новых рабочих мест; в 2025 году запустят первый на Дальнем Востоке терминал перевалки сжиженного газа — у нас, в Советской Гавани; в планах — развитие ветроэнергетики, в крае масса энергоемких производств, начиная от железнодорожных объектов, заканчивая растущими жилыми кварталами и увеличением доли высокотехнологичной медицинской помощи. Впереди еще два дня форума, наверняка, они получатся не менее насыщенными.
Золото партий
Итак, за мной, читатель, я покажу тебе самые красноречивые документы на свете — финансовые отчеты. Все они выложены в открытом доступе на сайте Хабаровского крайизбиркома: кто сколько собрал и потратил. А еще мы узнаем какая политическая партия, по мнению экспертов, оказалась наиболее эффективна по соотношению "потратили — получили голосов".
По политическим партиям отчет по состоянию на 30 августа.
- "Единая Россия". Поступило 58 млн, израсходовано 47,6 млн рублей (в основном — на оплату услуг информационного и консультативного характера, изготовление и распространение агитматериалов и иные цели).
- КПРФ. Поступило 1,9 млн, израсходовано 1,64 млн рублей (в основном на агитматериалы и их распространение).
- "Справедливая Россия — За правду". Поступило 2,98 млн рублей, израсходовано 2,89 млн рублей (в основном потрачено на изготовление агитационных материалов).
- "Новые люди". Поступило 5,3 млн рублей, израсходовано 4,57 млн рублей (агитматериалы и "иные расходы, связанные с выборной кампанией").
- "Коммунисты России". Поступило 16,96 млн рублей, израсходовано 16,5 млн рублей (в графе "Назначение платежа" в основном указано "Оплата иных работ/услуг", и только один платеж на 57,7 тыс. рублей помечен как "Изготовление и распространение печатных и иных агитационных материалов").
- "Партия пенсионеров". Поступило 4,4 млн, израсходовано 4,24 млн рублей (2,8 млн — на сбор подписей, остальное — на печать и распространение агитпродукции).
- ЛДПР. Поступило 11,6 млн, израсходовано 8,3 млн рублей (на изготовление и распространение агитпродукции, на оплату услуг информационного и консультативного характера и другие цели).
- Партия "Родина". Поступило 22,79 млн рублей, израсходовано 22,42 млн рублей (2,93 млн — на сбор подписей, остальное на "Оплату иных работ/услуг" и изготовление и распространение агитматериалов).
— Самая эффективная по соотношению "затраты — процент голосов" кампания у КПФР. У них прочный ядерный электорат, который даже и звать не надо — он сам добросовестно, дисциплинированно придет на участки и проголосует, — уверенно заявил политолог Вячеслав Беляков, с которым мы погрузились в изучение финансовых отчетов.
По мнению эксперта, сторонним взглядом понятно, куда направила средства "Единая Россия": большинство поверхностей наружной рекламы (экраны и баннеры), огромными тиражами распространяются буклеты и листовки, идет работа в СМИ. Такая же ситуация, понятно, что меньше размаха, у "Новых людей", СРЗП и ЛДПР. По последней возникают вопросы, но не денежного, а смыслового характера.
— Мне, наверное, неделю назад попалась газета ЛДПР. Открыл, а на развороте мощный заголовок "Хабаровский край вымирает". И это дает партия, которая последних пять лет руководила краем — и губернаторы от нее были, пусть не на полный срок, но все же, и абсолютное большинство депутатов в заксобраниях разных уровней. Как минимум странно, — высказался Вячеслав Беляков.
Агитационные материалы "Коммунистов России" и "Партии пенсионеров" ни политологу, ни вашему политобозревателю как-то на глаза не попадались. Возможно, они решили направить усилия на работу в районах? Если вы, уважаемый читатель, встречали баннеры этих партий, листовки и т.п., пришлите фото в наш бот обратной связи.
Парламентские партии все же возьмут свой процент, независимо от количества баннеров, считает политолог Илдус Ярулин. При этом может сложиться такая ситуация, что в обновленной Законодательной думе не будет ярко выраженного большинства какой-либо из партий. То есть мы получим думу без "контрольного пакета мандатов", что безусловно скажется на работе парламента.
— Я думаю, что будет нормальная, хорошая Законодательная дума, неоднородная, прямо как Государственная Дума. В ней, скорее всего, будет некий перевес по количеству представителей от одной партии. И будет интересно посмотреть: смогут ли остальные сформировать консолидированное большинство? — задался Илдус Файзрахманович вопросом, репрезантативный ответ на который мы сможем получить уже только в следующем году.
У кандидатов на пост губернатора отчеты выложены на разные даты, это нормально — еще будут итоговые.
- Демешин Дмитрий. Поступило 20,42 млн рублей, потрачено на 23 июля 13,95 млн рублей.
- Переверзенцев Петр. Поступило 1,86 млн рублей, потрачено на 20 июня 1,4 млн рублей
- Прокопьев Сергей. Поступило 400 тысяч рублей, потрачено на 18 июля 389 900 рублей — все ушло на сбор подписей.
- Чемерис Роза. Поступило 2,56 млн рублей, потрачено на 22 июля 2,47 млн рублей.
Особо комментировать тут нечего. Цифры прямо отражают энергичность кампаний кандидатов.
Пожурили и оставили
И еще об эффективности, точнее, узнаваемости. Пожалуй, самый узнаваемый кандидат в депутаты этой кампании — Александр Филин. ИА AmurMedia писало о некрасивой истории, в которой оказался замешан юный (23 года) кандидат. Вчера, 3 сентября, инцидент прокомментировал лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, лично отругав кандидата за плохое поведение. В этом комментарии ваш политобозреватель выделил два опорных момента: произошедшее называют "провокацией"; идет апелляция к возрасту кандидата — дескать, молод еще и неопытен.
Я на минутку представила себя на месте того горожанина: выхожу я из дома, а на меня надвигаются два непонятных человека, пытаются пройти в подъезд, а когда я закрываю дверь, нападают с нецензурной бранью. А потом заявляют, что это я их спровоцировала. Давайте повысим градус абсурда: хулиганы зашли на платную парковку и разбили автомобиль — это владелец авто их спровоцировал, потому что купил дорогую машину.
Ну а списывать все на молодость и неопытность, применительно к потенциальному депутату, законотворцу, человеку, от которого будут зависеть жизни и благополучие других людей, это странно. Логичнее все же сначала учить — потом выдвигать, нет?
На сегодня у меня все. Увидимся уже после выборов: 9 сентября крайизибирком подведет предварительные итоги. С вами была политобозреватель, главный редактор ИА AmurMedia Юлия Терентьева.