Около полуночи на телефон журналиста ИА AmurMedia упало СМС с кодом подтверждения какой-то заявки — то ли кредит, то ли доступ к каким-то данным. Отправлено оно было якобы от известного "сельского" банка, клиентом которого наш сотрудник никогда не был. Первый порыв — позвонить на горячую линию банка, второй — зайти на сайт банка. Оба были подавлены усилием воли и страха: а вдруг сделают подмену номера или подсунут фишинговую ссылку на сайт. Единственным правильным решением в тот момент было решение лечь спать, а утром сходить в офис.
В офисе других клиентов не было, поэтому вопрос помогли разрешить сразу два сотрудника. Один по паспорту проверил не являюсь ли я клиентом банка, не было ли заявок на кредиты. Второй объяснил, что СМС точно не от их банка.
То самое СМС. ИА AmurMedia
— Обратите внимание, что в коде подтверждения четыре цифры, а у нас больше. К тому же у нашего банка есть преимущество: вы можете онлайн оформить заявку на кредит, подать документы, получить одобрение. Но для того, чтобы подписать договор и уже непосредственно получить деньги, вам нужно прийти в офис лично, — немного успокоил специалист.
Сообщение могло быть как ошибкой, так и попыткой взлома аккаунта тех же Госуслуг. То, что не было звонка после СМС, говорит в пользу первого варианта. Сотрудник банка дал пару советов, что делать, если позвонили аферисты.
Мошенники, звонящие людям, ничего не знают о том, кому звонят. Все нужные данные они выпытывают в ходе разговора. Что вы ответите, если вам скажут: "Меня зовут Иннокентий, я сотрудник безопасности бла-бла. Как я могу к вам обращаться?". Скорее всего, назовете свое имя. И это будет неправильно. Правильно — переспросить "А вы кому звоните?". Или, как вариант, придумать псевдоним для таких ситуаций, чтобы без заминки представиться. Но самый надежный способ — прервать беседу. Потому что, как сказал специалист, мошенники используют различные психологические приемы, которые неподготовленный человек сразу и не распознает.
Итак, если вам приходит подозрительная СМС:
- не переходите по ссылкам, не вводите никуда коды доступа;
- если вам после СМС поступил звонок и звонящий начинает расспрашивать про сообщения, интересуется, оформляли ли вы кредит, кладите трубку;
- как можно скорее обратитесь лично в офис банка, от имени которого пришло сообщение.
Специалистам офиса банка — отдельное спасибо за развернутое объяснение и профессионализм.
Кстати, оформить самозапрет на выдачу кредитов онлайн у меня не получилось — для этого нужно быть клиентом банка. Остается ждать 1 марта 2025 года, когда самозапрет можно будет зафиксировать в своей кредитной истории через портал "Госуслуги" или при обращении в МФЦ.