Хабаровск, 11 ноября, AmurMedia. Старейший банк страны в субботу, 12 ноября, отмечает свое 170-летие. Несмотря на солидный возраст, в своем развитии на территории ДФО он останавливаться ни в коем случае не намерен. О том, с чем подошли к знаменательной дате и о дальнейших планах на будущее в преддверии юбилея рассказал на пресс-конференции корреспонденту РИА AmurMedia председатель Дальневосточного банка ОАО "Сбербанк России" Валерий Пытнев.
— 12 ноября Сбербанку исполняется 170 лет. С чем подходите к такой дате?
— Да, действительно. Возраст очень солидный и значимый. Но хотелось бы отметить, что мы его совсем не ощущаем. Совсем наоборот – чувствуем себя активными и уверенным, и надеемся, что это передается не только нашим клиентам, но и всей стране. Ведь совершенно очевидно, что Сбербанк играет значимую роль в ее развитии. А также в улучшении условий жизни, в том числе и на Дальнем Востоке. Банковские услуги уже давно и прочно вошли в перечень жизненно необходимых людям. И Сбербанк, естественно, старается предоставлять соответствующий уровень комфорта и уверенности тем, кто связал свою клиентскую судьбу именно с ним.
В 2011 году мы преодолели сразу несколько знаковых рубежей, характеризующих бизнес. Прежде всего я говорю о взаимодействии с населением: мы храним на своих счетах средства в размере практически 160 млрд рублей. Мы обеспечили постоянное свое участие в развитии экономики дальневосточного региона. На сегодняшний день наш вклад в нее равняется 95 млрд. А общий кредитный портфель составляет примерно 156 млрд.
На данный момент у нас более 11 млн счетов физических и юридических лиц. Это огромная ответственность и большая работа, которую мы стремимся осуществлять с максимально возможным качеством. Надеюсь, что оно не остается незамеченным. Мы готовы и дальше развивать свое участие в этих активных операциях и приумножать свои усилия, направленные на развитие экономики и повышение уровня благосостояния наших жителей.
— Последнее время Сбербанк заметным образом дополнил свою клиентскую базу представителями малого и среднего бизнеса. Какие задачи и проблемы вы видите перед собой, работая с этим сегментом? Можно ли назвать хотя бы три отличия в деятельности вашего банка, по сравнению с другими?
— Одно отличие я точно назову, это - масштабы взаимодействия. Предпринимательство всегда для нас было приоритетом, мы постоянно работаем в этом направлении. Около трети нашего кредитного портфеля приходится именно на малый и средний бизнес. Это достаточно стабильная часть с низким уровнем проблем, и чего греха таить, вполне приличным уровнем доходности. Стабильность обеспечивается как раз масштабом взаимодействия. Предпринимательство сейчас активно развивается: появляется много компаний, относящихся к малому бизнесу. И вот этой своей массовостью они и создают фонд привлекательности для любого банка.
Конечно, для того, чтобы решать проблемы наращивания кредитного портфеля, проще и удобнее работать с крупными клиентами. Многие банки по этому пути и идут – выбирают для себя определенное направление деятельности, которое даже иногда ограничивается отдельным сегментом рынка. Мы же позиционируем себя как банк действительно универсальный. Поэтому не ставим приоритетом концентрацию на каком-либо сегменте, особенно в зависимости от его масштабов. И вот эта ориентировка на малый бизнес создает нам, повторюсь, достаточно весомую часть кредитного портфеля, которая мало зависит от настроений и уровня взаимоотношений с отдельно взятым клиентом.
— На сегодняшний день тенденции таковы, что кроме основных своих сегментов, мировые банки начинают обращать все более пристальное внимание на молодежь. Вы тоже идете в этом тренде?
— Специально для этой возрастной группы наших клиентов мы используем самые современные технологии. Ведь молодым людям, прежде всего, важна мобильность и оперативность исполнения своих желаний и интересующих их операций. На мой взгляд, наше движение в этом направлении достаточно очевидно. Идет серьезное развитие Интернет-банкинга и устройств самообслуживания. Крайне интересны такие продукты, как кредитные карты и система "Сбербанк-онлайн". Мы замечаем, что ею начинает пользоваться не только молодежь, которая в силу своего возраста и своей заряженности расположена ко всему новому, но и аудитория более зрелого возраста. Отвечая на ваш вопрос, я хочу заметить, что у Сбербанка нет продуктов, которыми он бы отсекал какую-то часть клиентов.
— Можно ли сказать, что после введения в действие программы переформатирования количество молодых клиентов прибавилось?
— Подсчетов мы не вели, но визуально и по ощущениям – да. Бывая в филиалах и спускаясь в операционное управление, я поневоле отмечаю большое количество молодежи. Активнее всего они, конечно же, пользуются устройствами самообслуживания, установленными во всех отделениях на территории нашей ответственности. У нас на обслуживании много учебных заведений и просто огромное количество клиентов, пользующихся карточными продуктами.
— Сбербанк постоянно внедряет что-то новое – автоматизированные системы, возможность управлять счетами при помощи Интернета, ярмарки вакансий, работа с молодежью, различные акции. Иногда кажется, что банк уже исчерпал свои возможности…. Что еще нового можно ожидать от Сбербанка в ближайшем будущем?
— Мы действительно стараемся делать много, потому что осознаем свои возможности и влияние на страну. Но останавливаться мы точно не намерены. Что именно будет? Отвечая на этот вопрос, нужно рассказать о том, что уже было сделано. Построено новое здание, которое, на наш взгляд, улучшило облик города. Началась программа переформатирования. Офисы наши меняются и внешне, и изнутри. Мы работаем по социальному направлению: наши сотрудники с большим удовольствием поддерживают детские дома. И крайне приятно, что это не формальность, а искренне проявление чувств. Что будет происходить дальше? Вся эта работа будет продолжаться. Облик Сбербанка будет меняться и дальше: в этом году мы сдаем здание головного офиса в Приморье. Продолжим внутренние организационные изменения, будем выводить обеспечивающие и поддерживающие функции из сферы ответственности наших бизнес-подразделений. В следующем году на территории Хабаровска будет сформирован межрегиональный сервисный центр. Очевидно, на его базе мы будем обслуживать всю территорию ДФО. В нем будут работать 1,5 тысячи человек. Это существенное влияние на решение вопроса о занятости. Деятельность во всех этих направлениях будет продолжаться.