Хабаровск, 19 октября, AmurMedia. Темпы освоения российской части Большого Уссурийского острова не должны отставать от китайских, иначе экономической выгоды от международного сотрудничества не будет, передает корр. РИА AmurMedia. Многие высказывают опасения, что Китай просто не станет ждать, пока российская сторона воплотит в реальность все проекты, а туристический потенциал трансграничной территории будет востребован только на той территории Большого Уссурийского острова, которая в переводе с китайского на русский звучит как остров Черного Медведя.
14 октября 2008 года в присутствии официальных делегаций Китая и России на острове прошла церемония открытия пограничных столбов. Это событие означало, что западная часть Хэйсяцзыдао (примерно 171 кв. км) официально перешла под юрисдикцию Китая, а его восточная часть закреплена за Россией.
С этих пор Китай активно начал развивать свою часть острова. За три года им не только удалось укрепить берег и изменить течение в нужном им направлении, но также начать быстрыми темпами возводить объекты инфраструктуры.
Основное позиционирование острова китайской стороной - туризм, отдых и охрана окружающей среды. Причем экологии и созданию природных парков будет отведено 75% территории.
Что касается инвестиций, то китайские бизнесмены в настоящее время вложили в развитие территории 1,47 млрд долларов США. В проекте - создать на своей части Хэйсяцзыдао зону беспошлинной торговли. Там планируется строительство гостиниц, ресторанов и магазинов.
Что касается российской части Большого Уссурийского острова, то начиная с момента передачи его части китайской стороне, развитием российской территории никто не занимался.
Отчасти это связано с отсутствием нормального сообщения с островом. Понтонная переправа, устанавливаемая специальными войсками Восточного военного округа в сезон навигации, носит, скорее всего, характер стратегического сообщения. Кроме того, начиная с 2008 года российский берег на острове из-за берегоукрепительных работ на китайской стороне начал методично смываться. По данным пограничников, за два года берег уменьшился более чем на 30 метров. Тревогу забили, когда вода подобралась вплотную к пограничному посту и стала реальной угрозой часовне мученика Виктора.
Развитием российской части Большого Уссурийского решили заняться после 15 регулярной встречи глав правительств Китая и России в ноябре 2010 года. Именно тогда появилась концепция "Один остров – два государства". Обе стороны выступили за превращение Хэйсяцзыдао в остров дружбы и сотрудничества в условиях реализации приоритетной задачи по охране его окружающей среды.
Основной преградой для развития российской части Большого Уссурийского стало отсутствие круглогодичного автодорожного сообщения с островом. Как не раз признавался губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, любое развитие инфраструктуры острова упирается в отсутствие моста.
"Что мы будем строить тут – пока еще неизвестно. Будет мост, будут и инвесторы. Освоение острова будем вести по плану, согласованному с Минрегионом и МИДом", - заявлял губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
Вместе с этим, согласно концепции проекта "Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)", объем финансирования составит 19,3 млрд рублей.
На условиях государственно-частного партнерства власти планируют создать на острове туристско-рекреационный комплекс международного значения.
В рамках проекта, помимо объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, на Большом Уссурийском острове запланировано построить парк развлечений, гостиничный комплекс, торгово-развлекательный и культурный центр, аквапарк, бизнес-центр, конно-спортивный комплекс, Восточно-азиатский центр делового сотрудничества, логистический центр, а также 470 таун-хаусов.
По мнению властей региона, развитие туристско-рекреационной инфраструктуры острова позволит к 2020 году привлекать на остров ежегодно до 1,5 миллиона туристов из Китая и до 575 тысяч туристов из Хабаровского края.
В блогосфере идет активное обсуждение темпов освоения острова китайской и российской сторонами. Высказывается множество мнений, что китайская сторона просто не дождется от России реализации всех проектов. Политика привлечения туристов будет построена таким образом, что на российской части Большого Уссурийского они задерживаться не будут.