В стенах хабаровской галереи “Лист” в эти майские дни проходит персональная выставка фотохудожника, энкаустика, коллажиста и режиссера документалиста Светланы Тикановой “Рай” (6+). Работы, экспонируемые в арт-салоне, выполнены в разнообразных техниках, сообщает ИА AmurMedia.
Коллажная серия появилась, как ответ на творческий кризис. Светлана много лет была фотографом, но в какой-то момент это занятие ей наскучило. Она начала искать новое направление, в котором хотелось бы развиваться. Творческий кризис совпал с личным. Муж заболел ковидом и Светлана была вынуждена ухаживать за ним. За этим занятием она не заметила, как потеряла себя и перестала творить вовсе. Начались панические атаки.
— До этого у меня не было никогда панических атак. А тут… Тебя колбасит. Это какое-то новое ощущение — темное, негативное, тебе в нём плохо, ты проваливаешься в него. А когда ты из него выходишь, вообще не понимаешь, где ты был и что это было. И я поняла, что мне нельзя отказываться от творчества. Это та важная часть моего существования, которая дает мне энергию, чтобы жить и решать вопросы, — рассказала фотохудожник Светлана Тиканова.
Дверью в светлую полосу стал коллаж. По часу в день Светлана уделяла работе с бумагой — резала, рвала, мяла её, — и очень скоро к ней вернулась былая жизнерадостность, а мрачные состояния отступили. Серия коллажей, которая родилась в этих состояниях, называется “Навь” (6+) и некоторые работы из нее представлены на выставке.
Изюминкой экспозиции стали картины, выполненные в технике энкаустика. Корни искусства живописи воском проистекают из погребальной традиции Римского Египта. Всем известные Фаюмские портреты — сохранившиеся памятники мировой культуры, позволяющие проследить историю развития жанра на протяжении четырех веков.
В России об этой технике известно мало, ей почти не обучают. Светлана Тиканова самостоятельно, “по ниточкам”, открывала для себя секреты работы в этом необычном направлении живописи. В её арсенале на сегодняшний день есть способы нанесения воска и инструменты, которых нет даже у зарубежных мастеров.
Больше 11 лет Светлана экпериментирует в этом жанре, но настоящий скачок для нее, как для художника, произошел с переходом на большой формат. По совету её доброго друга и известного художника из Хабаровска Андрея Тэна Светлана попробовала работать на метровых полотнах. По её словам, крупный формат по-другому структурирует мышление и позволяет погрузиться в совершенно иное состояние, замедлиться.
Это ярко прослеживается в сюжетах, изображенных на картинах. Основная часть из них посвящена абстрактным мотивам, передающим впечатления, чувства и ощущения Светланы в момент творения. Тем не менее, на некоторых из них внимательный зритель может увидеть образы птиц. По словам автора, это спутники, которые сопровождали её изменения в разные переходные периоды жизни.
Персональная выставка фотохудожницы Светланы Тикановой "Рай" (6+). Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— В моей жизни происходят события, на которых я заостряю внимание, как на знаках — и я следую этим знакам. Точно так же я была фотографом, но в какой-то момент поняла, что фотография больше не дает мне прежней энергии, мне стало скучно. Я была в тоске, потеряна, и решила, что буду рисовать. На следующее утро я открыла запрещеную соцсеть и там увидела девушку, которая предлагала провести орнитологический марафон. Суть его была в том, чтобы нарисовать по списку 60 птиц за два месяца. Каждый выбирал свой ритм: можно было рисовать птиц последовательно, в день по одной, а можно было нарисовать всех сразу. Я подумала: вчера ты хотела рисовать — начни с этих, в конце концов. В итоге, к концу двух месяцев у меня было 80 птиц. Каких-то птиц я перерисовывала, потому что мне не нравилось, потом я добавляла каких-то новых офигенных птиц. Вот за эти два месяца я сделала плавный переход от фотографа к художнику, — поведала личные тайны своего жизненного пути Светлана Тиканова.
Часть экспозиции занимают картины, посвященные петроглифам Сикачи Аляна. Начавшись, как выкрасы, эти работы превратились в серию, ставшую творческим высказыванием автора на тему древних памятников культуры малочисленных народностей Дальнего Востока.
Выставка объединила несколько поколений художников и творцов, создающих предметы искусства на дальневосточной земле
Сопровождают выставку тексты — рефлексия фотохудожницы над разными своими состояниями. Небольшие эссе не имеют жесткой привязки к сюжетам картин, но выполняют функцию опоры для фантазии зрителя. Оттолкнувшись от них, посетители выставки могут додумать свои собственные сценарии, отдаться на волю течения потока ассоциаций.
Кстати, на входе гостям галереи предлагается попробовать райское яблоко в обмен на символический подарок или отзыв. Всё это рождает уникальное послевкусие, которое остается со зрителем на долгое время и после просмотра выставки.
Персональная выставка фотохудожницы Светланы Тикановой "Рай" (6+). Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia