Нагрузка на экономику заводов и предприятий на Дальнем Востоке растет — в первую очередь из-за активного развития e-commerce и увеличения оборота российских промышленных производств. Повышенный спрос на продукцию идет в плюс бизнесу, но одновременно с этим появляются и финансовые потери из-за низкого уровня автоматизации процессов. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта "Яндекс Магистрали" (6+), рассказал, где хабаровские компании теряют деньги, почему так происходит и что с этим делать.
Как формируются расходы и доходы
Два ключевых компонента экономики в сегменте грузоперевозок — это себестоимость 1 км пути и время работы автомобиля. Первый показатель зависит не только от автомобиля, но и от региона: как часто машине нужно техобслуживание, как она расходует топливо с учетом местных погодных условий.
Время работы автомобиля — это комплексный компонент, в который входит непосредственно доставка груза, погрузка и выгрузка, а также все остановки. Для максимальной эффективности работы нужно стремиться к тому, чтобы у автомобиля был минимальный порожний пробег — то есть, передвижение без груза, — и минимальный простой: то есть, потери времени. В этом хабаровским компаниям помогают современные IT-инструменты — цифровизация в регионе активно развивается, бизнес ищет способы оптимизировать расходы, а государство хочет сформировать единые стандарты.
Прямые расходы складываются из трат на топливо, на обслуживание автомобиля, на лизинг (если транспорт не в собственности компании) и на ФОТ (фонд оплаты труда) для водителей. Причем, дефицит водителей и растущий спрос на них приводят к тому, что хабаровским компаниям приходится постоянно поднимать зарплату.
Кроме того, и объемы издержек на обслуживание транспортных средств растут. В частности, техобслуживание у официальных дилеров за 2023 год подорожало на 30-100%. Тем самым вопрос максимальной оптимизации экономики транспортных компаний становится все острее.
Какие есть проблемы с логистикой в Хабаровском крае
Хабаровск, как крупный город на Дальнем Востоке и транспортный узел, выделяется среди других городов региона высокой загруженностью дорог из-за большой плотности населения и числа личных автомобилей. И, как следствие, частыми пробками — особенно в центре города и при выезде из него.
Несмотря на то, что Хабаровска нет в глобальном рейтинге загруженности дорог 2021 года (позднее российские города в него не включали) — в первую сотню попали Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Челябинск, Казань, Омск и Томск, а Москва и Санкт-Петербург вошли в топ 10, проблема с пробками в городе остается актуальной.
Водителям приходится или стоять в пробке, или выбирать объездные пути, тем самым увеличивая длительность маршрута, из-за чего растет стоимость перевозки. Однако объездных дорог хорошего качества не так много, особенно если компания не использует современные навигационные системы. Это приводит к снижению эффективности работы и повышению расходов на топливо, стоимость которого постоянно увеличивается.
В первую очередь "страдает" большегрузный транспорт, который весной и летом сталкивается с ограничениями на перемещение по улицам краевой столицы, связанными со снижением несущей способности элементов дорог из-за переувлажнения. Предельная нагрузка на ось автомобиля — 3,5 тонны. Решить вопрос поможет специальное разрешение, которое оформляется на сайте Росдормониторинга. При этом на автомобильные дороги федерального значения, международные перевозки, транспортировку топлива, продовольственных товаров, медикаментов и почты запрет не распространяется.
Кроме того, нельзя не отметить внешние факторы, в частности, погодные условия в Хабаровском крае. Снегопады зимой способны буквально парализовать движение в городе: из-за снижения видимости, ухудшения качества дороги, замедления движения, возникновения ДТП — в результате случаются локальные коллапсы.
Все это создает дополнительные сложности для планирования маршрутов, появляются трудности при погрузке и разгрузке товаров, что приводит хабаровские компании не только к повышению затрат на перевозку, но и к нарушению сроков доставки груза. Цифровизация, которая сегодня активно развивается в Хабаровском крае, в том числе благодаря поддержке государства, должна помочь сформировать единые стандарты и повысить уровень прозрачности большинства процессов.
Как хабаровским компаниям снизить убытки
Нужно двигаться в сторону оптимизации логистических процессов там, где это возможно. Внедрять современные технологии, которые помогают вывести автоматизацию на новый уровень, и грамотно управлять имеющимися ресурсами. Один из самых важных моментов — это снижение потерь времени, связанных с простоем транспортного средства, а также с длительностью погрузки и разгрузки. Причем, как с простоем из-за условных внезапных пробок, так и из-за неверно выбранного маршрута — более длинного, более сложного.
Моменты, связанные с нерациональным использованием времени и транспортного средства, с неверным выбором маршрутов, планирования дороги, в основном возникают из-за человеческого фактора. И их можно корректировать или даже исключать, если правильно подойти к цифровизации процессов, которая неизбежна — какие-то компании придут к новым технологиям раньше, а какие-то с опозданием.
Сегодня цифровые системы автоматизируют контроль за перевозкой грузов, проводят мониторинг транспорта и прогнозируют прибытие, давая возможность хабаровским заводам и предприятиям оперативно вносить изменения в процесс. Например, отследить сход водителя с маршрута раньше, чем он опоздает к клиенту. Или в режиме реального времени предложить водителю более короткий маршрут для более быстрой доставки.
Помимо того, что цифровизация отрасли способствует оптимизации маршрутов и повышению эффективности использования автомобилей, она позволяет хабаровским компаниям снизить операционные расходы. Аналитика ранее проведенных перевозок внутри системы помогает понять, где возникают неоправданные расходы и как ими можно управлять.
Проблему нехватки водителей в перспективе потенциально может сгладить внедрение беспилотного транспорта, тесты уже идут. Грузовики "КамАЗ" и "Сберавтотех" ездят по трассе М-11, но пока с контролирующим водителем-испытателем. Однако, даже если эксперименты без водителя, которые запланированы на 2025-2026 годы окажутся удачными, проблема дефицита водителей таким способом решится не скоро.
Вместо вывода
Чтобы что-то оптимизировать, нужно сначала точно понять, где именно компания теряет деньги и почему. Сегодня на рынке есть много разных инструментов, которые помогают компаниям решать задачи в комплексе и упрощают процесс на каждом этапе. Динамика развития цифровизации на Дальнем Востоке говорит о том, что с каждым годом она будет проникать в бизнес все глубже, улучшая экономику заводов и предприятий.
В перспективе участники рынка должны прийти к единым стандартным. Этого добивается и государство, которое стремится сделать отрасль более прозрачной, а подход к процессу более системным. Таким образом хабаровские компании смогут автоматизировать работу и сократить свои потери.