В Художественном музее Хабаровска работает выставка “Айны. Следы цивилизации”

Фоторепортажи

В Художественном музее Хабаровска работает выставка “Айны. Следы цивилизации”

Айны — загадочный народ Дальнего Востока, в XVIII-XIX веках проживавший на территории Приамурья, Курильских островах, Сахалине, Камчатке и Хоккайдо. К сожалению, история не была к ним благосклонна: они подвергались репрессиям, а их образ жизни вымарывался. Печальная судьба постигла народ айнов на Сахалине, территории которого после Второй Мировой Войны отошли СССР. С приходом новой власти они мимикрировали под японцев и забыли о своем происхождении. Сами японцы относились к айнам, как к аборигенам. Сейчас люди, называющие себя айнами, остались только на Камчатке и на Хоккайдо, сообщает ИА AmurMedia. 

1 / 4

Быт и культура этого народа были практически утрачены, однако часть сведений о них сохранилась на картинах известного японского художника Бёдзана Хирасавы. Больше 25 лет он жил в поселениях айнов, изучал местные традиции и рисовал сцены из их повседневной жизни практически с летописной достоверностью. Этому и посвящены 12 акварельных полотен, представленных на выставке “Айны. Следы цивилизации” (0+), расположившейся в залах Дальневосточного художественного музея. 

Долгое время многие картины Бёдзана Хирасавы были разбросаны по разным странам. В 1987 году в собрание Омского областного музея изобразительных искусств им. Врубеля поступила коллекция ленинградского ученого, геоботаника, доктора наук и профессора, который практически всю жизнь занимался собиранием произведений искусства и редких книжных памятников, Евгения Лавренко. Среди переданных вещей оказались и картины неизвестного азиатского живописца. Специалисты омского музея, совместно с японскими учеными, проделали большую работу по атрибуции полотен и собрали их в единую, самую полную на текущий момент в мире, коллекцию. Первая выставка работ Бёдзана Хирасавы прошла в этом же музее и называлась “Омской сенсацией” (0+). 

1 / 3

— Хирасава проживал в эпоху, когда Япония начала открываться миру. Эти картины датируются 60-ми годами XIX столетия и, кстати, выполнены не на традиционной японской рисовой бумаге, а на европейской. Это любопытный момент, который раскрывает историю взаимоотношений Европы и Японии. Нам также сразу бросается в глаза европейская перспектива в его рисунках, однако традиции японского искусства здесь тоже присутствуют. Япония до середины XIX века была закрыта для Европы. Удивительно, что картины создаются на европейской бумаге. Скорее всего, художник, проживая в портовом городе, создавал их целью продажи европейцам. Интересно, что покупая эту бумагу, а может обменивая на свои рисунки, художник способствовал культурному обмену. — рассказывает директор омского областного музея изобразительных искусств им. Врубеля Фарида Буреева

Привезти коллекцию в Хабаровск удалось благодаря национальному проекту “Культура”, инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

Также на открытии выставки президент ИКОМ России Василий Панкратов и министр культуры Хабаровского края Юрий Ермошкин подписали соглашение о сотрудничестве. Теперь редкие произведения искусства жители Дальнего Востока будут видеть чаще. 

1 / 5

— В последние годы основные коллекции мировой живописи находились в основном в музеях центральной России. Мы хотим, чтобы ИКОМ помогал установить связи между музеями по всей стране. И вот сегодня мы подписали соглашение с вашим регионом. Хабаровский край, кстати, первый регион, который подписал подобное соглашение. Сшиваем стану средствами культуры. — прокомментировал подписание соглашения президент ИКОМ России Василий Панкратов

1 / 5

Картины Бёдзана Хирасавы — только часть выставки. Они занимают центральное место в экспозиции. Проект “Айны. Следы цивилизации” (0+) — это коллаборация трех музеев, так что ДВХМ и Хабаровский краевой музей им. Гродекова тоже представили свои экспонаты, показывающие материальный мир айнской цивилизации: ритуальные инструменты и предметы быта айнов, одежду и утварь.

Один из залов посвящен картинам омского художника Дамира Муратова. Серию из 12 работ “ОкеАйн, или следы в Океане” (0+) художник создал по мотивам рисунков Бёдзана Хирасавы. 

1 / 3

— В 2008 году в свет вышла книга “Омская сенсация” и мы решили сделать презентацию этого издания. Была устроена выставка. Чтобы дополнить произведения Бёдзана Хирасавы, мы пригласили художника с очень известным именем для современного искусства Дамира Муратова. Он отозвался на наш призыв и создал 12 произведений, серию “ОкеАйн” или “Океан” — можно по-разному транслировать и объяснять это наименование. Она была посвящена следам айнской цивилизации. Поэтому на картинах мы видим ступни, ноги. Это отпечатки времени, отпечатки культуры. Мы видим символы японской культуры. Мы видим и медвежьи лапы. Дело в том, что Муратов — это художник, который работает со смыслами. И все его вещи несут в себе глубокие связи и многослойность. То есть, это такой симбиоз и традиционного японского искусства, и современного взгляда российского художника. — поведала директор Дальневосточного художественного музея Наталия Толстая

1 / 4

На этом сюрпризы для гостей музея не закончились. ДВХМ порадовал посетителей двойным вернисажем: в большой зале на втором этаже параллельно открылась выставка “Гродеков. Начало коллекции” (0+). Проект посвящен 130-летию Хабаровского краевого музея им. Гродекова, чье художественное собрание стало основой для этой экспозиции. 

Выставка проходит в рамках Всероссийской программы “Музейные дни на Амуре”. 

1 / 2
17157
Общество