Это остров площадью свыше 330 квадратных километров (14 тысяч гектаров) расположен в двух километрах на запад от пригорода Хабаровска, а на юге граничит с китайской провинцией Хэйлунцзян. Согласно договору о демаркации границы между Россией и Китаем, в 2008 году часть острова в 160 квадратных километров отошла китайской стороне. Россия получила 170 квадратных километров. Общая цель - реализовать проект "один остров - две страны". Развитие острова является приоритетным направлением российско-китайских взаимоотношений на приграничных территориях. О перспективе развития российской территории рассказал директор департамента инвестиционных проектов министерства регионального развития Денис Травин.
-Денис Георгиевич, что собой сегодня представляет российская часть острова?
- Частично освоенную территорию, на которой находится поселок Уссурийский, где постоянно проживают около 400 человек. Имеются инженерные тепловые коммуникации, школа, детский сад, работает медицинский пункт и т.д. Летом из Хабаровска на свои садовые участки приезжают тысячи людей, туристы. Переправой служит понтонный мост, а также теплоходы. Земля большей частью находится в краевой и федеральной собственности. В западной части острова расположено большое количество дачных участков. К северу от них находится бывший военный городок с жилой и коммунальной инфраструктурой. Автомобильное движение через протоку Амурская осуществляется летом по наплавному мосту, зимой - по ледовой переправе. Как форпост православия на границе с Китаем стоит часовня Святого мученика Виктора.
- На недавнем Байкальском экономическом форуме прозвучало, что инвесторы из Китая, по выражению главы минрегиона Виктора Басаргина, работают по принципу "пылесоса" - не сильно хотят вкладываться в переработку российского сырья, предпочитая вывозить сырьевые ресурсы, древесину за рубеж, что не устраивает Россию. А здесь целый остров "на двоих". Как в таких условиях выстраивается взаимодействие?
- В ноябре 2010 года по итогам 15-й регулярной встречи глав правительств КНР и России было опубликовано совместное заявление о том, что стороны договорились проводить комплексное развитие острова. Мы рассматриваем это как глобальный экономический проект. Понятно, в новых условиях остров должен жить и развиваться по-новому, то есть при использовании потенциала наших соседей, стран Тихоокеанского региона. Будучи ближайшим соседом России, Китай действительно пока еще очень мало вкладывает в нашу экономику. К примеру, в экономику Австралии инвестиций направляет в 7 раз больше, в экономику Африки - в 8 раз. Что касается Большого Уссурийского, то Китай уже обустраивает свою часть острова - начал строительство моста, дороги, аэропорта, вертолетных площадок, причала, выставочного торгового и бизнес-центров, гостиницы, полей для гольфа, музея Восточной Пагоды. Для Китая этот остров символ, поскольку считается самой восточной точкой страны, куда можно приехать и первыми в Китае встретить рассвет. Так, во всяком случае, рекламируют свою островную часть китайские власти. Размер предварительных инвестиций известен - 8 миллиардов юаней, или 1 миллиард долларов. Это без учета строительства кольцевой дороги, без объектов энергетики.
- На каком этапе работ находится российская сторона?
- Основная роль в этой работе безусловно отводится Хабаровскому краю. Однако в 2010 году создана рабочая группа на федеральном уровне, в которую вошли представители всех ключевых российских министерств и ведомств. Координирует работу министерство регионального развития. Но если в Китае приоритет - государственные инвестиции, то в России обязательное условие - реализовать программу долгосрочного развития острова на принципах государственно-частного партнерства. Поэтому для нас главная задача сейчас - понять, на каких условиях можно заинтересовать инвесторов, и определиться с приоритетными направлениями. Эта задача требует системного решения, и с этой целью международная компания "Эрнст энд Янг" разрабатывает для нас концепцию освоения острова. Промежуточные результаты исследования о возможных экономических "точках роста" территории уже готовы. Их мы и обсудим на форуме в Хабаровске.
- И что это за точки роста?
- Рассматривается несколько возможных направлений развития острова. Во-первых, акцент может быть сделан на логистику, с тем чтобы оттянуть часть грузопотоков из Китая в Россию и наоборот, которые в настоящее время следуют через перегруженные порты Дальнего Востока. Большой Уссурийский остров расположен в районе так называемого обширного пойменно-руслового разветвления реки Амур. Это довольно серьезный воднотранспортный узел и как транспортный переход по перевалке товаров мог бы сыграть свою роль. Особенно с учетом строительства моста через Амур к острову. Проект стоимостью 4,2 миллиарда рублей уже готов.
Во-вторых, остров мог бы стать инновационным парком с учетом близости китайского рынка сбыта и комплектующих. В-третьих, торгово-развлекательным, туристическим центром или даже новой игровой зоной. Водные угодья острова являются особо охраняемой территорией. Здесь располагаются уникальные пойменные озера, гнездится колония серых и рыжих цапель, многие виды редких животных, которые занесены в Красную книгу. Эти природные особенности создают все предпосылки для создания курорта международного уровня, что даст толчок к созданию рабочих мест в сфере туризма, обустройству излюбленных и комфортных мест отдыха не только для жителей Дальнего Востока, но и граждан других стран. На форуме, где соберутся бизнесмены, эксперты-экономисты, китаисты, мы детально обсудим предварительные результаты исследования и проведем интерактивное голосование. Ведь каждый из вариантов имеет не только плюсы, но и минусы.
- Например?
- Если рассматривать развитие туристического направления, то здесь расчет делается на поток туристов на российскую часть острова со стороны Китая. Но для продвижения этого туристического продукта на китайском рынке многие туристические объекты на территории острова потребуется адаптировать под иностранных, в частности китайских туристов. Поэтому могут возникнуть определенные трудности, которые надо будет решать с учетом мнения китайских соседей при принятии решений о туристическом будущем нашей части острова. Минусом логистического направления может стать дороговизна строительства с учетом особенностей пойменной территории. Кроме того, требуются дополнительные расчеты и подтверждения наличия потенциального грузопотока в этом направлении. Индустриальный парк? В этом смысле территория самого Хабаровска представляется более перспективной. Не исключено, что на острове могла бы заработать игорная зона как наиболее прибыльный источник доходов. Перспективным вариантом считается и строительство туристической и торгово-развлекательной зоны. На острове могли бы быть построены парки и торгово-развлекательные центры. В самом Хабаровске недостаток современных торгово-развлекательных комплексов, в которых совмещены и шопинг-моллы, и концертные залы, и рестораны, и спа-салоны, и кинотеатры. Сейчас жители приграничных с Китаем российских городов вообще предпочитают с этой целью ездить в Китай и там тратить свои деньги на развлечения, покупки и прочее.
Не исключено, что на острове могла бы заработать игорная зона как наиболее значительный источник доходов. Но вопрос очень тонкий, к его обсуждению надо подходить аккуратно, с учетом мнения китайской стороны. Прецеденты создания таких игорных зон в приграничных государствах есть. Одна из них, самая прибыльная в мире площадью 19 километров, находится в китайском Макао, на границе с Вьетнамом и Камбоджей. Есть игорная зона на границе Америки и Канады, рядом с Ниагарским водопадом. В любом случае такое решение будет принимать правительство России.
Большой Уссурийский в перспективе может стать крупнейшим туристическим хабом в регионе, откуда будут начинаться различные туристические маршруты, в том числе круизы по Амуру в другие регионы России. Эту идею можно увязать с другим активно обсуждаемым сегодня российско-китайским проектом "Амур Батюшка", предполагающим создание круизного маршрута по рекам бассейна реки Амур, Уссури и Сунгари, что интересно как китайским туристам, так и туристам из других азиатских стран.
- Нередко таким территориям присваивают статус свободных экономических зон, чтобы привлечь инвесторов налоговыми послаблениями. Что-то подобное предполагается?
- Безусловно, мы рассматриваем такую возможность. Полагаю, что мы должны использовать все наилучшие практики и использовать все возможности законодательства, чтобы привлечь в этот проект инвесторов. Лично я верю в его перспективность.
- А жилищное строительство?
- Это тоже дискуссионный вопрос. Застроить остров таунхаусами и коттеджами - не самая лучшая идея. Не думаю, что такое решение создаст "точку роста" и сможет дать Хабаровскому краю большие дивиденды в развитии. Но как элемент инфраструктуры они имеют место быть.
- Пекин и Россия хотя бы рамочно озвучили свои намерения по совместному финансированию Большого Уссурийского острова?
- Да, мы надеемся, что российские и китайские институты развития выразят заинтересованность в реализации проектов. В частности, в Китае создается фонд российско-китайского межрегионального сотрудничества для поддержки совместных инвестиционных проектов, кроме того, Внешэкономбанк работает над созданием фонда прямых инвестиций, создаваемого с целью поддержки инвестиционных проектов Программы приграничного сотрудничества России и Китая.
Планируется, что в ближайшее время минрегион России, правительство Хабаровского края и Внешэкономбанк подпишут меморандум о сотрудничестве по формированию проекта строительства объектов инфраструктуры туристическо-рекреационного комплекса на острове Большой Уссурийский на условиях государственно-частного партнерства.