Проект для реализации образовательного модуля "Обучение служением" внедряется в вузах по указу президента России Владимира Путина. Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК) стала единственным учреждением на Дальнем Востоке, присоединившимся к этому образовательному модулю. Доцент кафедры менеджмента, экономики и права ДВГАФК Евгений Эпов рассказал ИА AmurMedia, как вуз присоединился к проекту, будучи участником программы "Приоритет 2030". Реализовывать его планируется в течение всего года.
— Сам проект направлен на решение социально значимых задач. Потому речь идет об обучении студентов не за партами теории, а о практическом овладении ими компетенциями при решении этих конкретных социально значимых задач. Это может быть работа с инвалидами, детьми, экологические проекты, работа с пожилыми гражданами. Мы решили обратить внимание в первую очередь на проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. На Всероссийском туристском форуме (0+) в августе мы установили контакты с АНКО "Мастерская добрых дел" и вместе с ними приступили к проекту помощи в адаптации детям с задержкой психического развития, — рассказал Евгений Эпов.
Первым для вуза мероприятием в рамках проекта был выезд на собственную учебно-спортивную базу в селе Ильинка вместе с ребятами, которых было более 20, с синдромом Дауна и ЗПР с родителями и небольшой группой детей из отделения социальной реабилитации Хабаровского краевого детского психоневрологического интерната в сопровождении волонтеров. Автобус для поездки предоставила "Мастерская добрых дел".
Второе мероприятие было более масштабным — ХКДПИ привез уже 26 детей. Дети приехали туда в сопровождении воспитателей и студентов-наставников из Педагогического института ТОГУ. Ребят пришлось разделить на две группы по соображениям безопасности, так как собачий питомник по правилам может одномоментно посетить лишь определенное количество людей. Кстати, и сказку в зале пришлось показывать два раза для лучшего восприятия обеими группами.
— Мы показывали детям нанайскую сказку (0+) о том, как собака себе искала друга. Там же, на базе, у нас есть питомник северных ездовых собак "Хаси Бури". Детки ходили и туда тоже. Занимались играми на свежем воздухе. Видно, что это общение на них подействовало благотворно — ребята, даже те, кто поначалу смущался, заулыбались, погрузились в игру. Наши студенты активно помогали в проведении анимационного мероприятия, играли сами в сказке. Мы хотели, чтобы дети как можно больше сами участвовали, а не были бы только зрителями. И они у нас вместе с собакой ходили, искали друга… Потом вместе с шаманом били в бубен, — поделился Евгений Эпов.
Оба мероприятия стали практикой для студентов четвертого курса направления "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм". В ДВГАФК уверены, что лучший способ адаптации особенных деток — через двигательную рекреацию, через экскурсии и прогулки.
— У нас проект пилотный. Мы занимаемся внедрением образовательного модуля в учебный процесс. Он может реализовываться как в виде практик студентов, так и в виде отдельной дисциплины. Думаю, в следующем году она уже будет введена в вузе, так и будет называться — "Обучение служением". Может реализовываться этот проект через курсовые, дипломные проекты. У нас, например, два студента, которые активнее всех участвовали в мероприятиях, сейчас пишут дипломную работу на тему социальной реабилитации детей средствами физической рекреации и туризма. Мы полагаем, у нас пять преподавателей в начале года пройдут обучение в ВШЭ — это будет цифровая стажировка онлайн, — уточнил доцент.
В следующий раз студенты ДВГАФК отправятся в гости к детям в село Тополево. Вместе с героями мультфильма ОХом и АХом они будут собирать рюкзак, ставить палатку, ориентироваться по компасу и преодолевать препятствия. Анимационная программа "Ох и Ах идут в поход" проходит стадию подготовки. Сценарий практически готов, требуется закупить кое-что из оборудования, а на следующей неделе начнутся репетиции. В планах подготовка двух взаимозаменяемых групп студентов. И уже 6 января постановку увидят зрители в селе Тополево.
Отметим, что система обучения служением (service-learning) является частью хорошо развитой во многих странах мира системы экспериментального обучения через прикладной опыт. Она должна помочь студентам научиться применять свои профессиональные навыки и развивать надпрофессиональные компетенции при решении важных социальных задач и проектов по заказу НКО, социальных предприятий и других организаций. Это позволит молодежи получать и оттачивать практический опыт, использовать профессиональные навыки в реализации общественно-значимых проектов, повышать уровень проектного мышления.