Сифилис, хламидии, гонорея — актуален ли до сих пор "цветущий букет" для портового города, сердца Приморского края — Владивостока? Ответит на вопрос, разрушит главные мифы, пошутит, а также расскажет, как уберечь себя, врач-дерматовенеролог Госпиталя ветеранов войн Давид Пайчадзе в большом интервью (16+) ИА PrimaMedia.
— Давид Алфесиевич, расскажите, появилось что-то новое в методах лечения заболеваний? Стало ли лечение более щадящим и комфортным за последние 10 лет? Отличается подход у нас и в других странах?
— Конечно, многое изменилось. В дерматологии есть к примеру заболевание псориаз— как его раньше только ни пытались лечить. Когда я еще учился в школе, все говорили, что псориаз лечить бесполезно — он на всю жизнь, чем бы ты ни мазался, к каким бабкам ни ходил. Однако люди пытались лечиться разными методами, не всегда безвредными.
Сегодня в медицине происходит революция. Если раньше людей лечили химическими веществами, то сейчас лекарства — генно-инженерные препараты. Проще говоря, создается искусственное антитело, субстанция, которая функционирует в организме. И такое заболевание, как псориаз, можно прекрасно контролировать данным классом препаратов.
Однако они дорогостоящие — один укол может стоить от 200-250 тысяч рублей. Препараты могут назначать по квоте, поэтому многие больные имеют возможность пожизненно их получать бесплатно. Например, у нас во Владивостоке, в кожно-венерологическом диспансере есть такая программа.
Медицина становится более селективной и умной. Есть препарат от псориаза метотрексат — это антиметаболит, который просто блокирует деление клеток. Препарат действует на весь организм, а не только на болезнь. Во время приема препарата мужчине тяжело сделать ребенка, потому что снижается деление клеток, что влияет на развитие сперматозоидов. А генно-инженерные препараты оказывают влияние селективно — на конкретное звено организма.
Подход у нас и в других странах практически не отличается. Под каждое заболевание есть определенный алгоритм действий, по-другому лечить нельзя. Здесь нет творчества. Такой метод исключает "дурака".
В плане использования технологий — у нас много заграничных аппаратов, но есть и отечественные, например, в дерматологическом отделении для электрохирургии.
В венерологии тоже есть развитие — если раньше диагноз по мазку зависел от лаборанта, то сейчас для выявления заболеваний используется ПЦР (полимеразная цепная реакция — высокоточный метод диагностики заболеваний — прим. ред.). Метод ПЦР более достоверный — точность выше 90%.
Давид Пайчадз. Фото: ИА PrimaMedia
— Какие ЗППП характерны для Приморья/Владивостока больше, чем для других территорий? Зависит ли статистика от возраста?
— У нас такие же заболевания, как и везде — сифилис, хламидиоз — люди занимаются сексом одинаково практически везде, и никакого гонконгского сифилиса у нас нет.
Конечно, статистика венерических заболеваний зависит от возраста. Молодые сексуально активные люди 13-30 лет чаще болеют. С возрастом появляются жена, дети, человек становится более ответственным. Но, конечно, бывают и неадекватные, которые по 10-50 лет регулярно приходят с гонореей. Есть понятие сексоголизма у некоторых, вот им плевать на свое здоровье. Они 10 раз болеют, и в 11 раз в эту яму не прочь окунуться.
У меня был больной, который с девушками чуть ли не каждую неделю знакомился. Только познакомится с кем-то, сразу приходит и мазок сдает. Мы рекомендовали ему в презервативе заниматься, но он отказывался, так как не те ощущения.
Молодые, тем не менее, реже посещают дерматовенеролога. Они приходят уже когда развился острый клинический случай. А именно на обследование, которое не входит в полис ОМС, — приходят люди старше, как правило. Ведь это стоит денег, в какой-нибудь частной клинике — от 5 тысяч рублей. Хотя бесплатно пройти обследование можно в кожно-венерологическом диспансере, но там очереди большие.
Тот же сифилис может передаваться и детям, но крайне редко, я подобного не видел. Случай врожденного сифилиса (ВС) происходит раз примерно в два года. Протекает у детей сифилис совершенно по-разному — от зубов Гетчинсона (бочкообразная или отверткообразная форма коронки зубов — прим. ред.) до ладонно подошвенного сифилида (папульные высыпания — прим. ред.) и других патологий.
Как правило, подобное случается где-то в глубокой деревне, где живут староверы, которые на учете у врача вообще ни разу не стояли.
У женщин, которые посещают женскую консультацию, получают превентивное лечение, такого не будет, потому что подобные случаи бывают только при недообследованности.
— Для кого более опасны незащищенные контакты — мужчины или женщины?
— Нет такого разделения. ЗППП опасны для всех одинаково. Однако женщины чаще являются бессимптомными носителями, у них дольше не проявляется болезнь.
— Как Вы относитесь к практике просить друг у друга справки об отсутствии ЗППП перед началом "серьезных отношений"? Какие анализы должны быть в такой справке? Достаточно ли одной справки, чтобы быть уверенным в партнере. Ибо заболевание может быть на начальном этапе не диагностировано.
— Я вообще за то, чтобы просить справку. Да, это может быть актом недоверия к человеку, но с другой стороны вы только познакомились. И если хотите обезопасить себя, то это вообще нормальная практика, это по-взрослому. Я считаю, подобное должно войти в привычку в обществе.
Есть комплексные исследования "Андрофлор скрин" — для мужчин и "Фемофлор скрин" — для женщин, которые объединяют необходимы анализы на половые инфекции. Также отдельно нужно сдать кровь на гепатит, ВИЧ и сифилис. Этих обследований достаточно для справки.
А достаточно ли одной справки, чтобы быть уверенным в партнере? В нем вообще нельзя быть уверенным. Самый безопасный секс — с самим собой. Ты можешь быть бесконечно верным и преданным, а твой партнер может гулять с кем угодно и в конце концов заразить тебя. Таких случаев полно.
И на самом деле в этом и есть жизнь, что нельзя на 100% быть уверенным ни в чем.
Давид Пайчадз. Фото: ИА PrimaMedia
— Есть стереотип, что где моряки, туристы и командировочные (как у нас в регионе), там ситуация с распространением ЗППП хуже. Это так?
— Конечно, так и есть. У нас портовый город, столица Дальнего Востока, соответственно здесь и туристов много. Поэтому секс-услуги здесь предоставлены в большей степени, чем в других местах. В цифрах точно не могу сказать, насколько у нас выше масштабы заболевания, но скажу точно, что в мусульманских странах такого точно нет. Например, у меня жена — гинеколог, и к ней приходят гостьи из Узбекистана, Таджикистана — среди них нет проблемы ЗППП.
Однако с приезжими мужчинами другая ситуация. Более того, многие из них не верят нашим врачам. У меня был такой пациент, анализы показали, что у него сифилис. Он нам не поверил и улетел в Узбекистан лечиться.
— Как часто вам врут пациенты? Научились ли вы распознавать ложь? Например, когда пары приходят? Есть интересные истории?
— Постоянно врут. Практически все больные в венерологии утверждают, что они где-то посидели, например, на унитазе, вытерлись чужим полотенцем и так далее. Однако когда начинаешь распутывать клубок, всегда находишь факт коитуса. И да, я уже научился распознавать ложь.
Смысла врать, конечно, нет. Но люди стесняются, это защитная реакция организма. Многие даже не осознают, что врут. Часто бывает, говоришь пациентам диагноз, а они начинают спорить, убеждают в обратном.
Из интересных случаев помню, как в отделении венерологии лежали сразу жена, любовница и сам виновник торжества. Причем жена не знала любовницу. Люди с венерологии своеобразные, предприимчивые.
Ужасная новость была когда-то о том, как венеролога убили. Мужчина жаловался постоянно венерологу на жжения или рези. Врач постоянно обследовал, всматривался, но ничего не находил, а мужчина не отставал и в итоге убил доктора. То есть у человека вообще был сдвиг по фазе.
— Где можно сдать по полису анализы на эти самые ЗППП?
— В полис ОМС не входит лечение венерических заболеваний. Однако из бюджета всё-таки выделяются средства. Сдать анализы можно в любой частной клинике или в краевом кожно-венерологическом диспансере, пройти лечение можно там же бесплатно.
— Как часто надо ходить к дерматовенерологу и что проверять? С какими симптомами нужно срочно идти на прием к дерматовенерологу?
— Я бы посоветовал раз в год проходить обследование на ЗППП. А если часто меняете полового партнера, то лучше сразу после смены.
Самые основные симптомы при половых инфекциях — зуд, жжение, затруднение при мочеиспускании, выделения, изменения запаха, однако чаще всего всё протекает бессимптомно.
Оборудование. Фото: ИА PrimaMedia
— Какие дерматовенерологические заболевания чаще всего можно подхватить в быту?
— Все, конечно, боятся подхватить какие-то кожные заболевания, например, в воде, море. Но на самом деле кожа — это барьерный орган, который предохраняет нас от факторов окружающей среды. Заразных кожных заболеваний крайне мало — чесотка, стригучий лишай и, может быть, ещё контагиозный моллюск, который через воду можно подхватить. У человека больше вероятность грипп или COVID подхватить, чем кожную заразу.
В венерических заболеваниях бытовым путем часто передается только сифилис. Есть три стадии сифилиса. Для первичной стадии характерен твердый шанкр. Он представляет собой безболезненную язву, как правило, на половых органах, однако бывает по-разному. Например, были случаи, когда твердый шанкр находили во рту, на губах, в прямой кишке — чем согрешили, там и появлялось. Это проявление заболевания я видел два раза за 12 лет работы, сейчас первые стадии сифилиса чаще скрыто протекают. Самое странное, что шанкр выглядит ужасно, но дискомфорта и боли не вызывает. Нам в студенчестве рассказывали, что однажды у девочки 10 лет обнаружили твердый шанкр на лбу. Все удивлялись, как у ребенка может быть сифилис. Оказалось, сестра с сифилисом на губе поцеловала девочку в лоб. Не знаю, байка это или нет, но сифилис может быть везде, даже на пальце. Засунул, куда не надо — у тебя язва сифилитическая.
Стадии третичного сифилиса, когда может отвалиться нос, вообще не было уже лет 40.
В США был поставлен аморальный опыт: заключенных заразили сифилисом. Части больных оказывали лечение, а остальным — нет. В эксперименте хотели выяснить, у кого разовьется третичный сифилис без лечения. Опыт показал, что третья стадия даже без лечения может проявится только в 20-25% случаев.
Конечно, в теории есть вероятность заразиться ЗППП в быту, однако сейчас она очень мала. Да и я ни разу в практике не видел случаев заражении в бытовых условиях. В больницах, стоматологиях, тату-салонах сейчас всё стерильно. Или вот ты посидишь на унитазе в общественном месте, заболеешь, только если очень не повезет. Знакомый врач сам случайно кололся иглой ВИЧ-инфицированного. К нему приходил на прием парень вообще с другой проблемой. Тот ему колол препарат и случайно попал себе в палец. Через полгода знакомому сообщили, что у молодого человека вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Однако врач сдавал анализы — все чисто.
Я даже слышал о случае с мужем и женой, где один болен ВИЧ, — они специально не предохранялись, через год второй не заразился. Такое тоже бывает, однако рисковать не стоит. Всё индивидуально.
У любого заболевания есть контагиозность — возможность вызвать болезнь. Самая высокая контагиозность у кори: рядом постоял — скорее всего заболеешь. В венерических заболеваниях все индивидуально. Например, у кого-то из-за неправильного строения носа постоянно гайморит, также и тут — можешь подхватить заразу, а может и нет.
Среди врачей вообще много баек ходит. Например, две подружки решили "посестриться", порезали руки и скрепили дружбу кровью. Потом у одной обнаружили ВИЧ, но вторая не заболела.
Так что, если случайно укололся или был незащищенный секс, не нужно сразу думать о сведении счетов с жизнью. Необходимо пройти обследование. Да и вообще ЗППП — это не конец, многие полноценно живут с этим.
Конечно, бывают и случаи, когда парень лет 16 решил лишиться девственности и снять проститутку. При половом акте порвался презерватив, и парень получает весь "букет" гепатитов, ВИЧ и сифилиса. Такое тоже бывает. Это лотерея, в которую играть не стоит.
— А к Вам проститутки обращаются? С развитием образования, популяризации сексуальной темы есть ли изменения?
— Конечно, обращаются. Даже помню, с популярной онлайн-платформы приходили. Как правило, у них половые инфекции скрыто протекают, выявляются только по анализам. Самые частые заболевания среди них — хламидиоз и трихомониаз, реже гонорея.
По частоте особо нет изменений, перемены коснулись больше разнообразия болезней. Например, были случаи гонореи в горле, того же твердого шанкра в анальной области.
Секс был всегда, но раньше он был более классический. Хотя сейчас количество секса всё-таки меньше, чем в бурных 90-х годах, и люди более ответственно к этому относятся, и средства контрацепции стали надежнее.
врач-дерматовенеролог Давид Пайчадзе. Фото: ИА PrimaMedia
— Есть ли сезонность или периодичность всплеска заболевания, например, после новогодних праздников?
— Конечно, есть сезонность. После новогодних праздников в кожвен чуть ли не очереди выстраиваются. Ажиотаж есть и после 8 марта, 23 февраля.
У кого нет подарков, могут быть букеты такого характера.
— Можете назвать самые жуткие случаи заболеваний? Чтобы мотивировать людей быть острожнее.
— Допустим, острая гонорея проявляется бесконтрольными гнойными выделениями у мужчин. Это как насморк у человека — там то же самое, трусы меняются каждые 15 минут, то есть они сразу мокрыми становятся. В нашем нашем венерическом сленге гонорея называется "гусарский насморк".
Про ВИЧ даже нет смысла говорить — самое опасное венерическое проявление. Вирус паппиломы человека (ВПЧ) хоть и не полностью венерическое заболевание, но может вызвать рак шейки матки.
Врач рассказал, как избежать "гусарского насморка"
Почему мусульманские мужчины не хотят лечиться в России, пояснил эксперт