Как в первые годы после развала Союза в Хабаровске развивались первые бассейны? Выгодно ли вкладываться фитнес-индустрию в 2023? Какими качествами должен обладать современный бизнесмен и построят ли в краевой столице 50-метровый бассейн? На эти и другие вопросы в интервью руководителю ИА AmurMedia Андрею Швецову ответил предприниматель, президент федерации плавания Хабаровского края Сергей Донских.
— Сергей Геннадьевич, вы начали свой путь в бизнесе с продаж бытовой техники. Чем был обусловлен этот выбор?
— Перед тем, как открыть свой бизнес я работал брокером в коммерческой фирме "ФактИнфо", пришел туда случайно. Первая сделка прошла в Уссурийске как раз по холодильникам. Продал один, потом пять, десять и как-то начало получаться. Потом появилась компания "Контур", а в 2004 году — "Контур будущего".
— В каком году начали заниматься продажами?
— Летом 1992 года съездил в Приморье, получил по бартеру девять холодильников "Океан", потом уже начали продавать вагонами. В итоге на автобазе №1 организовали оптовую и розничную продажу.
— Где взяли деньги на развитие бизнеса?
— Как ни странно, первые 2 млн рублей мы взяли в банке в 1992 или 1993 году. Только тогда ставки были 100-150% и постоянно колебались. В общем, было интересно.
— Девяностые годы… предпринимательством в принципе заниматься опасно. Вам приходилось иметь дело с криминалитетом?
— Приходилось. В первой компании у нас было шесть учредителей, в том числе их Красноярска, Приморья и Хабаровска. В какой-то момент мне задали вопросы не вполне рабочие, а я был молод, ершист, как мне тогда сказали. В итоге у меня появились некие напряги, и я ушел, ничего не взяв с компании. Я вообще с нее ничего не брал, только развивал. А там уже сделал свою компанию "Контур" и начал работать с нуля.
— У вас в то время была охрана?
— Вообще нет, но один раз мне она все-таки понадобилась.
— В 2004 году вы занялись открытием спортивных клубов в Хабаровске. С чего вдруг такая резкая смена направления?
— У меня два старших сына и в свое время я решил научить их плавать, но пришел к выводу, что в Хабаровске плавать-то негде, кроме Амура, а он не особо-то чистый. Тогда мы с Паршиным Валерием Георгиевичем, руководителем горспорткомитета, решили объездить все бассейны, и оказалось, что их много, порядка 20, но их состояние было не очень. В итоге мы сделали сеть небольших бассейнов. Потом мы взяли в аренду "Зарю", который приносил городу 5 млн рублей убытков в год, и сделали его прибыльным
Сейчас в Хабаровске ситуация с бассейнами обстоит намного лучше, потому что мы сделали большой вклад. Чтобы бассейн был прибыльным, он должен работать в трех направлениях: обучение детей, спорт и оздоровление.
— Бассейны и бытовая техника — два абсолютно разных бизнеса. Как вам удалось выстроить управление ими?
— В бытовой технике была сильная команда, а фитнесом в основном занимался я лично. Для меня это было чем-то новым.
— Но потом вы все же отошли от продаж бытовой техники, почему?
— В 2013 году несколько событий наложились друг на друга: наводнение в Хабаровске, необходимость закрыть магазин "Смайл" из-за разногласий с арендодателем, штраф от налоговой на 30 млн рублей и воровство в одном из филиалов. Может, вполне заслуженно, но мы тогда потеряли около 100 млн оборотных средств. В тот момент я задумался, что надо постепенно выходить из этого бизнеса.
— Тогда же, в нулевые, как раз начали заходить федеральные сети. Они составляли вам конкуренцию?
— Скорее, это мы были конкурентами. В 2009 году мы чуть не купили дальневосточную сеть "Эльдорадо", переговоры длились полгода. Постепенно после 2012-2013 годов начали расти обороты, но мы не стали заниматься стратегией и дальнейшим развитием. Это и стало главной проблемой.
— Способен ли дальневосточный бизнес сегодня конкурировать с крупными федеральными сетями?
— Конечно, может. Есть много успешных кейсов. Например, DNS, они суперконкурентные. Это вопрос критической массы и правильных решений. Тот же DNS запустился примерно в одно время с нами, предпринял верные действия и вышел на определенный уровень. Это пример правильной модели бизнеса.
— Вы сказали, что сталкивались с воровством? Чему это вас научило? Не случалось ли с тех пор подобных случаев?
— Как бы мы ни хотели, всегда появляются люди, которые ищут лазейки, а если мы что-то упускаем, в результате несем большие потери. Должна быть сильная система и сильная команда. Так что мы очень жестко контролируем персонал.
— Среди некоторых ваших экс-сотрудников есть мнение, что вы деспот и тиран в работе. Считаете ли вы себя таковым?
— С позиции сотрудников, это вполне возможно. Если они плохо работают и клиенты чем-то недовольны, то, исходя из ситуации, нужно принимать меры, а они бывают очень жесткими. К сожалению, демократический подход не всегда работает. Прямо уж про деспотичность сложно сказать, но жесткий контроль местами нужен.
— Как вы следите за своими объектами? У вас уже выработалась своя система?
— У меня система отработана давно и я ее придерживаюсь до сих пор. Обязательно нужно самостоятельно объезжать все свои объекты, разговаривать с сотрудниками и, желательно, заниматься в клубах. Нужно получать обратную связь от всех, в первую очередь — от клиентов.
— Фитнес-индустрия сегодня — это прибыльный бизнес?
— Думаю, по сравнению с прошлыми годами все-таки да. Некоторые коллеги не видят там бизнеса, но опыт показывает, что сети развиваются стремительно и зарабатывают деньги, притом немалые. В фитнесе не такой сильный менеджмент, как в ритейле или других сферах, так что здесь большой потенциал для роста. Сейчас мы выстраиваем сильную управленческую команду, с которой будем развивать это направление.
— Каких принципов ведения бизнеса вы придерживаетесь, чтобы удерживать его на плаву?
— В первую очередь нужно иметь много внутренней мотивации. Второе — это постоянно создавать новые проекты, без них бизнес не развивается и в конечном счете умирает. Сейчас мы сфокусировались на обучении наших сотрудников, чтобы они стали лучшими в городе. Также мы видим, что по каким-то параметрам отстаем от запада, в том числе российского. Мы ездим по городам, ищем лучшие практики и приземляем их у нас, в Хабаровске.
— Вы некогда говорили, что Хабаровскому краю критически необходим 50-метровый бассейн. Один из хабаровских частных инвесторов планирует построить такой в ближайшем будущем. Почему же вы сами не взялись за этот проект?
— Мы пробовали создать что-то подобное с расчетом на федеральное и краевое софинансирование на одной из площадок. Но мы не добились финансовой поддержки и не смогли реализовать проект. А когда речь заходит о кредитах, то 50-метровый бассейн сразу становится неокупаемым.
— Насколько экономически целесообразно строительство и содержание такого объекта?
— Во-первых, обязательно должно быть софинансирование со стороны региона и правительства. Во-вторых, объект должен быть комплексным с максимальным количеством услуг. И третье — минимальное число кредитов или их полное отсутствие. При соблюдении этих условий 50-метровый бассейн будет окупаем.
— Как считаете, нынешний инвестор исполнит свои обязательства?
— Думаю, сейчас инвестор ведет более чем правильную политику, к тому же мэр поддерживает этот проект.
Если деньги в России есть, а они есть, и они будут равномерно распределяться, то бассейн в Хабаровске появится через два с половиной года.
— Перед выборами губернатора у Михаила Дегтярева возник ряд вопросов к открытому бассейну по поводу стоимости и качества услуг. Официально основанием тому послужили жалобы местных жителей. И все же, на ваш взгляд, это был предвыборный ход или закономерная реакция?
— Скорее всего, кто-то из его помощников дал ему немного недостоверную информацию, поэтому он достаточно жестко высказался. Но в чем-то он, конечно, был прав, это и высокая стоимость услуг, и их качество где-то хромало. Мы отреагировали и под его жестким контролем устранили все замечания.
— Сегодня вам поступают жалобы от посетителей бассейна?
— Такой объект не может работать без жалоб. Есть резонные, которые мы оперативно отрабатываем, а есть те, что касаются изменений нашей корпоративной политики. Некоторым, например, не нравится, что один браслет дает право прохода одному человеку, хотя раньше можно было ходить вдвоем и втроем, и нас просят вернуть старые правила.
— А по качеству воды возникают вопросы?
— Мы недавно делали ремонт, и подрядчик агрессивно зашел, пыль стояла столбом и грязь была, но все устранили и совсем скоро здесь будет очень красиво. Вода идеальная, фасад идеальный, все должно работать как часы.