Ставка на Амур: Демешин выводит речные перевозки на новый уровень
11:39
467 единиц общественного транспорта вышли на городские маршруты сегодня утром
11:30
Губернатор наградил победителей Национальных чемпионатов "Абилимпикс" и "Профессионалы"
11:00
Утро в Хабаровске: -21°С, без осадков и легкий ветер
10:30
Пока вы спали: поставки пшеницы, санкции против России и "Культурная столица 2026 года"
10:00
Что приготовить на Новый год: 8 простых и быстрых салатов до 30 минут
09:30
Даже круглый отличник не может осилить 7/10 вопросов, а вы? - ТЕСТ
09:00
16 декабря в календаре: день пoкopeния вepшин и нейрофитнеса
09:00
Поезд столкнулся со снегоходом в Хабаровском крае
15 декабря, 22:41
Гороскоп на 16 декабря: Телец терпелив, Лев настойчив, Рыбы заняли выжидательную позицию
15 декабря, 18:30
Итоги дня: новенький троллейбус, собаки напали на ребенка, в Генсовете изменения
15 декабря, 17:15
Готовьте чемоданы: знаки восточного гороскопа, которых ждет переезд в 2025 году
15 декабря, 15:00
Ротация в Генсовете "Единой России": Сергей Кравчук вышел, Всеволод Мохирев вошел
15 декабря, 12:10
Уголовное дело по факту нападения собак на ребенка завели в Хабаровском крае
15 декабря, 11:09
Мэр Хабаровска Сергей Кравчук: Современные троллейбусы позволяют открывать новые маршруты
15 декабря, 11:00

Бизнес Хабаровского края ждет пример для подражания в государственно-частном партнерстве

Эксперты обсудили проблемы государственно-частного партнерства в регионе на площадке "Делового клуба" ИА AmurMedia
Заседание "Делового клуба" ИА AmurMedia ИА AmurMedia
Заседание "Делового клуба" ИА AmurMedia
Фото: ИА AmurMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Механизм государственно-частного партнерства небезуспешно применяется в Хабаровском крае. Общая сумма проектов ГЧП в регионе к концу года, по оценке краевого Минэкономразвития, может достигнуть 100 млрд рублей. Однако есть и свои сложности. Например, участвовать в таких проектах пока готовы лишь "избранные", в основном западные компании, обладающие компетенциями, мотивацией или, иными словами, уверенностью в окупаемости вложений. Для местных даже крупных игроков механизм все еще остается непрозрачным, вызывающим скорее опасения, к тому же опыта реализации подобных проектов в регионе недостаточно. Проблемы государственно-частного партнерства в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке обсудили эксперты на площадке "Делового клуба" ИА AmurMedia.

Заседание "Делового клуба" ИА AmurMedia

Заседание "Делового клуба" ИА AmurMedia. Фото: ИА AmurMedia

По данным на 1 мая 2023 года в Хабаровском крае реализуется 60 проектов ГЧП. Пожалуй, самый многообещающий из них — проект строительства нового здания Дальневосточного художественного музея. С частной инициативой о заключении концессионного соглашения в краевое правительство обратились Газпромбанк и Группа компаний Бамтоннельстрой-Мост. Концессионером будущего проекта планирует выступить ООО "ИФР-ЭКСПО".

Еще один крупный проект реализуется в сфере ЖКХ опять же по концессии. Речь идет о строительстве тепломагистрали № 35 от ТЭЦ-3 Хабаровска. Концессионером выступает предприятие, входящее в группу "Полипластик". 

Самый крупный из уже построенных по концессии проектов в Хабаровском крае — автодорога "Обход Хабаровска". Концессионером выступило ООО "Региональная концессионная компания" (входит в Группу "ВИС"), вложения частной стороны составили 10 млрд рублей.

Во всех перечисленных (и не только) случаях учредителями компаний-концессионеров выступают западные гиганты. Это, считают некоторые эксперты, является прямым следствием того, что инструмент ГЧП на Дальнем Востоке местным игрокам непонятен, вызывает скорее опасения, пусть в теории участие таких компаний может оказаться полезным для обеих сторон. Это и развитие конкуренции в традиционно "государственных" сферах с повышением качества услуг, и доступ к рынкам для бизнеса. 

Александр Савченко

Александр Савченко. Фото: ИА AmurMedia

Пока же возникают трудности, в том числе из-за дефицита соответствующих компетенций. 

— Это нестандартный бизнес-план. Для работы с концессиями уже создалась целая отрасль специалистов, которые готовят документы. И как раз проблематику мы видим в отсутствии специалистов, способных упаковать на стороне инвестора свой проект. Основные центры компетенции для подготовки концессионных соглашений все-таки находятся не на Дальнем Востоке, — считает первый заместитель директора АНО "Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края" Александр Савченко

Проблема, по мнению Савченко, может быть решена созданием пула специалистов на Дальнем Востоке, аккредитованных для подготовки проектов ГЧП со стороны инвестора. Пока же выступившие с подобной инициативой дальневосточные компании справляются своими силами. 

Анастасия Иляхина

Анастасия Иляхина. Фото: ИА AmurMedia

Так, по словам руководителя проекта по строительству многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса в Хабаровске, который планируется реализовать по муниципальной концессии Анастасии Иляхиной, процессы, происходящие на стороне публичного партнера, потенциальному инвестору зачастую могут быть непонятными. Сроки, условия участия, требования к заявке — порой на этом приходится буквально набивать руку. 

— Когда мы начали подготовку проекта, то руководствовались прошлогодними данными. По результатам встречи в Минспорта РФ была представлена новая форма, которая будет опубликована в этом году. Теперь в рамках правильных задач готовим правильный пакет документов. Достаточно большую поддержку получаем по линии администрации города, все запросы четко и оперативно отрабатываются, информация предоставляется. Выстроены отношения с Минспорта Хабаровского края. В чем момент, который возможно было бы решить? После объявления о приеме заявок начнется следующий этап, заявка должна пройти. Однако подаем ее не мы. Заявка пойдет от города. структурно непонятно, какие кабинеты она пройдет. Далее зайдет в правительство. Какие этапы, какие кабинеты, какие структурные подразделения она должна пройти до того момента, пока отдадут на подпись губернатору — этого мы не знаем, — заявила Анастасия Иляхина. 

Денис Грось

Денис Грось. Фото: ИА AmurMedia

Помимо прочего, проекты государственно-частного партнерства, пусть и направлены на развитие социальной инфраструктуры, но все же являются коммерческими. С этой точки зрения остро встает вопрос возврата вложенных средств. Если местные игроки найти ответ на него пока не смогли, то вот некоторые компании, по мнению председателя межрегионального отделения "Деловой России" по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, управляющего группы компаний "ДА! Девелопмент" Дениса Грося, выработали собственные "схемы" окупаемости. 

— Откровенно говоря, развитие механизма ГЧП оцениваю как непонятную перспективу, зачастую вызванную какой-то необходимостью. Наверняка есть бизнес-круги, которые на договорных конструкциях умеют зарабатывать. Схема заработка мне здесь видится следующая. Заявляется проект условно на 10 миллиардов, по которому плата концедента (публичная сторона) составляет 9 миллиардов или 9,5 миллиардов. Остальную сумму концессионер должен возместить себе за счет деятельности построенного объекта. И как эти риски можно минимизировать? Самый очевидный способ — это заработок на инвестиционной фазе проекта, когда генподрядчик, допустим, аффилированная компания, некий привлеченный партнер зарабатывает на процессе строительства. И тогда 5-10%-участие в концессии компенсирует здорово. То есть это, по сути, тот же самый госконтракт, но с определенными оговорками. Тогда это такое, знаете, взаимодействие вполне понятное строительного бизнеса с государством. То есть государство сказало: "Все, я больше не играю по госконтрактам, хочу только через концессию работать". Ну хорошо, давайте через концессию работать, а зарабатывать будем так же как зарабатывали раньше на постройке, — заявил Денис Грось. 

Роман Безматерных

Роман Безматерных. Фото: ИА AmurMedia

Как раз ощущение "укомплектованности" рынка ГЧП более опытными западными компаниями может отпугивать местных инвесторов, которых, к слову, не так уж и много. Об этом заявил учредитель группы компаний "Центр кровли" Роман Безматерных.

— С крупным инфраструктурным проектом вопросов нет. Ребята с Запада с удовольствием прибегают с деньгами — своими, не своими, неважно, — и кушают региональные деньги, федеральные. Это их хлеб. А вот местный бизнес попросту не имеет опыта. Кто здесь возьмет лагерь, например? Да никто, — высказывает опасения Безматерных. — Еще и прокуратура то не дремлет, в современной реальности копейку будут считать еще жестче. Тогда еще и возрастают риски. Свой ты или не свой? Поэтому именно с государством большого желания играть у местных компаний нет.

Павел Симигин

Павел Симигин. Фото: ИА AmurMedia

Вопрос существенных барьеров для местного бизнеса при вхождении в проекты ГЧП поднимает и депутат Государственной думы РФ, член комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Симигин. По его словам, проблема упирается в практически полное отсутствие правоприменительной практики по 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве". Все проекты ГЧП в Хабаровском крае сегодня реализуются по 115 Федеральному закону "О концессионных соглашениях". Однако концессия исключает, например, возможность использования объекта ГЧП в качестве залога при кредитовании, в то время как 224-ФЗ позволяет применять более гибкие подходы. 

— Большая часть проектов проходит по 115 Федеральному закону ("О концессионных соглашениях"), то есть речь идет об институте концессии, который в Хабаровском крае развит. Но ситуация какая? От инвесторов все же есть запрос на государственно-частное партнерство, люди обращаются. Но обращаются как правило не с такими глобальными проектами как "Обход Хабаровска" или строительство музея. У нас по Комсомольску более 30% бюджета города формирует малый и средний бизнес, который в городе пытается выжить. При этом у многих представителей МСП все же есть запрос на государственно-частное партнерство в формате 224 Федерального закона ( "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве"), а не по концессии. Нам бы вот этот институт развить, чтобы механизм работал не одной большой шестеренкой, а чтобы он работал и с малыми игроками. Но пока нет четкого понимания практической возможности участия бизнеса в этих процессах, — заявил депутат.

Илья Немиш

Илья Немиш. Фото: ИА AmurMedia

Об отсутствии практики реализации малых проектов ГЧП на территории края говорит и сопредседатель краевого Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Илья Немиш.

— Механизм отличный в части государственного регулирования. Но почему региональные компании в нем не участвуют? Первая причина — сложность законодательства. Мы с вами говорили много и до сих пор каждый не полностью погружен в проблематику, я уверен. Второе — отсутствие вообще практики по направлению. Нет проектов, которые мы можем взять и посмотреть, как это работает. Пока концессионный договор у нас только один — по проекту "Обход Хабаровска". Но это дорога с миллиардными вливаниями! Как я могу на основе этого договора построить маленький проект? И, соответственно, третье — инициаторам нужна мотивация, — отметил Илья Немиш.

При этом, отметил Денис Грось, опытным образцом для местного бизнеса, который покажет состоятельность подобного рода кооперации региональных игроков и власти, может стать проект строительства 50-метрового бассейна: "Анастасию можно пригласить на заседание объединения "Деловая Россиия", расскажет, поделится опытом".

Виктор Калашников

Виктор Калашников. Фото: ИА AmurMedia

Тем не менее, и сами власти признают, что пока механизм реализации проектов ГЧП доступен не для всех, в том числе из-за дефицита квалифицированной информации. При этом, отмечает заместитель председателя правительства Хабаровского края — министр экономического развития Виктор Калашников, не стоит забывать, что и публичный партнер сталкивается с рисками, например, нарушения требований строительства или невозврата вложенных средств. 

— Вообще все проекты ГЧП — это такой длинный путь подготовки проекта, а сам концессионер должен учесть много нюансов. Но плюс проекта ГЧП — в возможности максимально структурировать ваши риски и разделить их с публичной стороной, — отметил министр. — Есть ли проблемы в законодательстве? Есть. Например, концессионер начинает изучать поток клиентов. Если он пойдет в банк, то банк скажет: "Я не уверен в вашем потоке клиентов. Я хотел бы этот риск защитить и поставить минимальный гарантированный доход". Но применение такого термина в законодательстве не урегулировано. Поэтому еще одно предложение, уважаемые законодатели: стоит урегулировать вопрос использоваться МГД. Это нормальный подход, не столь жесткий, как плата концедента. Но это не урегулировано, а проверяющих нашу деятельность — множество. Но все-таки главная сложность в том, что у нас есть успешные предприниматели в Хабаровском крае, в Хабаровске, и они достаточно сдержанно оценивают потенциал этих проектов. Миллиардные проекты имеют свое значение, но есть и относительно небольшие. Но получается, бизнес не в теме, есть какая-то настороженность. Проекты ГЧП — это проекты для общественной инфраструктуры, то, что для людей, как например, проект 50-метрового бассейна Анастасии.

В то же время Виктор Калашников обратился с вопросом к инвестору центра с 50-ти м бассейном Анастасии Иляхиной о том, кто будет нести эксплуатационные расходы проекта, и получил ответ, что содержание центра будут обеспечивать инвесторы. Он отметил это сильной стороной проекта.

— Надо так построить проект, чтобы была именно хорошо структурированная доходная часть. И тогда этот проект будет успешным, — добавил Калашников. 

Как бы то ни было, по словам Виктора Калашникова публичная власть должна выстроить понятные конструкции сотрудничества, наладить систему так, чтобы вопросы инвестора решались в максимально сжатые сроки. Например, делая акцент на муниципально-частное партнерство, когда реализуются не столь дорогостоящие и в целом более понятные проекты. 

218166
77
30