Промышленные предприятия Хабаровского края открывают свои двери для всех желающих воочию увидеть, как устроена работа огромных цехов и как на свет появляются чудеса военной и гражданской техники. Краевое министерство туризма совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) начали реализацию так называемого акселератора промышленного туризма. Его цель — сделать крупные заводы более социально ориентированными и помочь им в организации увлекательных и недорогих промышленных туров для жителей и гостей региона. Одним из первых желание принять участие в проекте изъявил Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ). Корреспондент ИА AmurMedia побывал на экскурсии по предприятию и предлагает прочувствовать дух гигантизма и ностальгии по СССР в небольшом фоторепортаже.
Датой рождения Хабаровского судостроительного завод а считается 29 июня 1953 года, когда на воду была спущена первая баржа. С этим и другими интересными фактами о предприятии вас познакомит экскурсовод Лариса Воробьева, которая уже посвятила ему более 30 лет своей жизни.
Перед входом вас встречает монумент в виде якоря, который сразу дает понять, где вы находитесь, а также незамысловатый, но от этого не менее выразительный слоган "Наша работа — укрепление флота", который появился совсем недавно благодаря одному из работников, который представил его на внутреннем конкурсе. Теперь он красуется не только на фасаде завода, но и на всех мероприятиях, где завод принимает участие.
Поскольку производство судов — дело опасное, экскурсия начинается с инструктажа о технике безопасности. По ее окончании экскурсовод первым расскажет о самых знаковых для завода судах и представит их копии в миниатюре.
За всю 70-летнюю историю ХСЗ построил более 350 кораблей, из которых около 20 были отправлены на экспорт, в частности в Южную Корею и Индию. При этом с 1963 года до развала СССР завод занимался исключительно военным кораблестроением. К производству пассажирских судов он вернулся после конверсии в 90-х годах.
Самое интересное начинается во время тура по механическим и корпусным цехам. Там всегда где кипит работа и можно своими глазами увидеть процесс подготовки кораблей к сборке и даже замороженные проекты. Описывать весь масштаб производства можно очень долго, поэтому лучше просто посмотреть.
Кстати, в помещениях сохранилось много атрибутов советского прошлого, да и вообще, убранство интерьеров не сильно изменилось с тех пор. Очень ярко об этом напоминают плакаты с воодушевляющими лозунгами пролетариата и внутренняя отделка помещений. Так что если вы ностальгируете по тем временам, вам точно понравится.
Отдельно хотелось бы остановиться на самом акселераторе промышленного туризма. Что это и как работает, разъяснял первый заместитель министра туризма Хабаровского края Олег Лучин. По его словам, акселератор в первую очередь нужен для того, чтобы сделать такой вид туризма более массовым. АСИ здесь выступает в качестве разработчика турпрограмм, который перенимает опыт передовых российских предприятий и адаптирует его под специфику Дальнего Востока.
— У крупных предприятий, в частности оборонных, остро стоит проблема допуска и безопасности в целом. АСИ помогают выстраивать промышленные туры таким образом, чтобы экскурсии оставались интересными, при этом не нарушали секретность, — отмечает Олег Лучин.
Олег Лучин. Фото: Денис Дю, ИА AmurMedia
Что касается цен, то в этом вопросе прогнозы вполне обнадеживающие — дорого не будет. Прибыль от экскурсий намного меньше, чем от основной деятельности, а значит заводы просто не заинтересованы в дополнительном источнике средств. Единственное, деньги нужны будут на трансфер, а также закупку оборудования и средств защиты, но это уже забота туроператоров.
На сегодняшний день в проекте участвуют 10 предприятий Хабаровского края. Среди изъявивших желание присоединиться также оказался Комсомольский авиастроительный завод.
— Мы задались целью сделать так, чтобы каждое предприятие обладало своей экскурсионной программой, и у жителей и гостей края была возможность выбирать наиболее привлекательные по их мнению туры из широкого спектра, — дополнил первый зам министра туризма.
Большой потенциал инициаторы проекта видят в иностранных туристах. В этой сфере край может попробовать силы во внедрении нового для себя формата MICE-туризма.
MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) —область делового туризма, связанная с организацией и проведением корпоративных мероприятий.
Это хорошая возможность, например, для китайских бизнес-миссий совместить командировку с обучением и развлекательными мероприятиями. К тому же, непосредственное знакомство с производством даст более четкое представление о возможностях будущего сотрудничества.
Финальным актом экскурсии по ХСЗ стало ознакомление с местным музеем — еще одним уголком Советского Союза. Здесь можно посмотреть на макеты катеров и старинных кораблей, почитать о выдающихся личностях, работавших на заводе и случайно запунться о крылатую ракету, которая лежит на полу.