Как бы банально ни звучало, 2022 год оказался очень непростым для российской экономики, и Хабаровский край не стал исключением. Крупнейшие зарубежные партнеры на волне геополитической эскалации поспешили разорвать отношения с краевыми поставщиками, а те что остались вынуждены мириться с санкционными ограничениями. Тем не менее экспорт от этого не умер и даже, можно сказать, оживился в процессе поиска альтернативных каналов. Пока игроки традиционного экспортного пула налаживают связи с новыми для себя странами, малый и средний бизнес решил удариться в e-commerce и захватывает иностранные маркетплейсы. Как за год экспортеры из Хабаровского края перестроились под новую экономическую реальность, в обзоре ИА AmurMedia.
События прошлого года внесли ощутимый раздор в отношения с зарубежными партнерами, особенно теми, кто так или иначе аффилирован с Западом. В частности заметно просели японский и южно-корейский рынки. Однако по оценкам экспертов из Центра поддержки экспорта, еще не все потеряно, ведь даже если власти присоединились к санкционной лихорадке, самим контрагентам терять проверенного поставщика себе дороже, так что связи хоть и подпорчены, но все же сохраняются.
Исторически крупнейшими внешнеторговыми партнерами региона были Китай, Казахстан, Южная Корея и Япония. Последние две с недавних пор ввели ряд санкций в отношении России, но отгрузки тем не менее продолжаются.
Директор АНО "Центр Поддержки Экспорта Хабаровского края" Анастасия Молокова рассказала о поддержке краевых экспортеров в условиях санкций
Всего доля Японии во внешнеторговом обороте края составляла не более 8%. При этом большая часть отгрузок осуществлялась по каналам электронной коммерции в сегменте В2С (штучные отгрузки в розницу конечным потребителям).
А вот Китай, который и без того был торговым партнером Хабаровского края №1, продолжает наращивать свою долю в географии экспорта. В 2021 году товарооборот с Китаем превысил 1 млрд долларов, что составляет 33% от общей цифры. В целом же эксперты отмечают рост 25% за последние два года, при том что структура поставок не изменилась. Ее традиционно составляет топливо, металлы, рыба и древесина.
Стоит отметить, что в 2023 году ожидается ввод в эксплуатацию проекта по созданию центра деревопереработки в районе имени Лазо. Из отходов производства планируется выпуск топливных гранул, пользующихся большим спросом в Китае и Республике Корея.
В целом, комментируя динамику краевого экспорта, специалисты краевого минэка отмечают, 2022 год стал переломным для российской экономики. Если в 2014 году "поворот на Восток" был основан на диверсификации торгово-экономического сотрудничества России с целью постепенного сокращения зависимости от США и ЕС, то в 2022 году усложнение взаимоотношений с недружественными странами сделало очевидным недостаточность использования дальневосточного внешнеторгового транзита.
Несмотря на жесткую санкционную политику в отношении Российской Федерации, география экспортных поставок даже расширилась. Если в прошлом году мы экспортировали в 48 стран мира, то в 2022 — в 49 стран, — уточнили в министерстве.
Действительно серьезная проблема на текущий момент по сути одна — нарушение логистических маршрутов и их удорожание в следствие пандемии и пресловутой санкционной волны. Существенно ситуацию осложнил уход крупных зарубежных морских компаний, после которого возникла острая нехватка контейнерного оборудования. Также свой отпечаток наложило досрочное прекращение действия международных сертификатов на продукцию, из-за чего вывоз отдельных товаров стал в принципе невозможен.
"Сейчас мы постепенно выстраиваем работу с китайскими перевозчиками, но ситуация еще далека от полной стабилизации. Тем не менее все проблемы решаемы. Все запланированные на прошлый год отгрузки наши экспортеры осуществили", — сообщили в Центре поддержки экспорта Хабаровского края.
На фоне усложнения международных отношений в части товарооборота на сцену увереннее выходят экспортеры услуг, представленные в в большинстве своем субъектами малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день картина экспорта услуг, выглядит следующим образом:
- услуги с сфере IT и креативной индустрии;
- транспортные услуги и услуги по проектированию;
- туристические, медицинские услуги.
В последние годы хабаровский бизнес старается укрепить свое место в сегменте электронной коммерции. Во многом пандемия коронавируса в 2020 году дала существенный толчок развитию онлайн-торговли. Например, по итогам 2021 года российский онлайн экспорт достиг рекордного показателя выручки в 1,5 млрд долл. при темпе роста 31% к предыдущему году.
"С 2020 года за счет средств Центра экспорта мы разместили более 110 компаний из Хабаровского края на электронных торговых маркетплейсах, в том числе на площадках: Fordaq.com (12+), Alibaba.com (12+), Etsy.com (12+), eBay.com (12+) и других. Центр помогает субъектам малого и среднего предпринимательства открывать магазины на международных маркетплейсах бесплатно. Результативность продаж 2022 по каналам электронной коммерции ровно в 10 раз выше, чем в предыдущие годы. К тому же были заключенные контракты на поставку продукции на 1 млн долларов", — подчеркнули в ЦПЭ.
Маркетплейс стал одной из самых популярных платформ для международной торговли среди региональных предпринимателей
Как правило, по каналам электронной коммерции на экспорт поставляется пищевая продукция, продукция деревопереработки, БАДы, продукция легкой промышленности, хэнд-майд товары и туристические услуги.
Наверное, не стоит лишний раз напоминать, что практически весь прошлый год прошел под эгидой развития туризма в Хабаровском крае. На эту тему было много заявлений, прошел не один десяток деловых встреч. Центр поддержки экспорта решил не оставаться в стороне и планирует в 2023 году заняться разработкой мер поддержки туристической отрасли для продвижения туроператоров на зарубежные рынки с акцентом на Китай.
"Акцент планируем сделать на размещении информации о туристических маршрутах и сервисов предприятий краевой индустрии гостеприимства на международных электронных площадках, что позволит увеличить охват аудитории за рубежом и узнаваемость краевых брендов туристических компаний", — уточнили специалисты ЦПЭ.
Размещение предложений от краевых представителей туристической отрасли на международных площадках напрямую без посредников в виде иностранных компаний в теории должно обеспечить максимально возможную маржинальность от реализации услуг за рубежом и сделать их конечными бенефициарами.