Экс-министр образования Хабаровского края Алла Кузнецова, запомнившаяся широкой аудитории скандалом с питанием детей-бюджетников, покинула пост больше двух лет назад. Сегодня она признается, желания вернуться в коридоры правительства с тех пор не возникало — перестала верить, что на ситуацию может повлиять отдельный чиновник. Теперь Алла Кузнецова возглавляет Научный центр Российской академии образования ТОГУ, занимается разработкой мер по совершенствованию системы подготовки специалистов, а также научными исследованиями, посвященными в том числе оттоку талантов с Дальнего Востока. В интервью руководителю ИА AmurMedia Андрею Швецову она рассказала, о работе в команде экс-губернатора Сергея Фургала, предложении занять пост в правительстве Михаила Дегтярева, причинах оттока кадров и о том, почему сама едва не покинула Дальний Восток.
Алла Кузнецова и Андрей Швецов. Фото: ИА AmurMedia
— Алла Геннадьевна, вы были министром образования Хабаровского края. Чем занимаетесь сегодня? Продолжаете образовательную деятельность?
— У меня очень интересная жизнь. Помимо того, что я преподаватель, — это моя любимая работа, которой я отдала полжизни, — еще занимаюсь наукой. Главная задача Научного центра Российской академии образования — сделать так, чтобы научные школы помогали образованию региона. Я академический директор магистерской программы, которую мы реализуем вместе с Высшей школой экономики. Еще руковожу одним из четырех стратегических проектов в программе развития университета. Он называется "Университет как драйвер социально-экономического развития региона". В рамках проекта работаем с талантами, разрабатываем меры по удержанию таких кадров в регионе. И самое большое направление — это развитие системы образования, поддержка управленцев, педагогов и муниципальных методических служб.
"Пусть уезжают, ради бога. Придут те, для кого здесь найдутся интересные рабочие места"
— Как раз об оттоке кадров, достаточно серьезной для Дальнего Востоке проблеме. Как сломать эту тенденцию?
— Мы проводили исследование о том, как удержать талантливых людей. По нашим данным, в Хабаровском крае происходит отток высокопотенциальных кадров, поэтому задача по их удержанию лежит не только на системе образования. Вот, например, если взять категории оттока из Приморья, то оттуда уезжают восьмиклассники, соответственно, их родителей, судя по всему, не устраивает качество среднего образования. Из Хабаровского края уезжают получившие здесь среднее образование, качество которого, вероятно, устраивает. А уже вторая волна миграции — это те, кто получил высшее образование. То есть понятно, что уезжают не столько за соответствующим уровнем образования, сколько в поиске лучших условий жизни.
Поэтому, если говорить о государственных стратегиях, то сегодня при поддержке Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики мы заводим сетевые программы. Вот я сейчас академический директор магистерской сетевой программы вместе с Высшей школой экономики управления образования. Таких программ должно стать больше, чтобы наши студенты знали, что диплом лучших университетов можно получить здесь. Потом мы понимаем, что на уровне правительства принимаются меры по расширению присутствия в регионе ведущих компаний, по развитию культурной, социальной сферы.
— Об этом же говорят уже долгие годы, но люди продолжают уезжать. Вот Михаил Владимирович Дегтярев сказал, что не надо никого держать, пускай едут, а мы будем создавать условия, чтобы люди сюда приезжали. Согласны ли вы с этим тезисом?
— Это тоже одна из стратегий. Мне кажется, она тоже достаточно интересная, она работает. Если кто-то рвется, когда его еще начинают убеждать, то человек только сопротивляется. Да ради бога, придут другие, у которых будут здесь интересные для них рабочие места.
— Но пока не приходят.
— Новый ректор у нас появился, он из Центральной России.
— У него, скажем, зарплата не как у рабочего, который приедет сюда откуда-нибудь из центральной части России, я думаю, он приехал за перспективой, за карьерой. Мне кажется, это неудачное сравнение.
— Ну почему неудачное, исторически так и было. На Дальний Восток ехали за перспективой, за карьерой. Яркий пример — военные. Я работала в школе военного гарнизона, тогда у многих детей в графе "место рождения" стояли Польша, Германия и так далее. То есть тогда военнослужащие не могли получить никакого вышестоящего звания без опыта службы на Дальнем Востоке.
— А вы успели познакомиться с исполняющим обязанности ректора в ТОГУ? Насколько известен он в академической среде? Как вы считаете, усилит ли он наш вуз?
— Я с ним встретилась, он собирал руководителей стратегических проектов. Произвел впечатление не только грамотного менеджера, но человека вдумчивого. Надеюсь, что первое впечатление будет правильным. У человека есть хороший опыт, он прошел разные стадии руководящей работы, он понимает и как устроен образовательный процесс, и как организованы исследования в университете. Более того, у него очень серьезные публикации в высокоранговых журналах, получал гранты на свои исследования. Понятно, что это ученый, который знает, не только как вести исследования, но как получать хорошие результаты. Надеюсь, это поможет нашему университету.
"Надо было уйти достойно, сделав для всех окружающих понятным мое решение, никого при этом не обвиняя"
— Вернусь к временам, когда вы были министром образования Хабаровского края. Как вы, человек науки, оказались на государственной службе и сразу в статусе министра?
— Я не только человек науки, потому что всегда, где бы ни работала, параллельно трудилась в школе. Прежде всего я школьный работник. На тот момент за моими плечами был 13-летний опыт работы ректором Института развития образования, где я разрабатывала государственную программу развития образования Хабаровского края по поручению Андрея Александровича Базилевского. То есть разрабатывать стратегии жизнь заставила еще тогда. Честно говоря, когда мне предложили стать чиновником, я предпринимала первую попытку выехать с Дальнего Востока. Уже договорилась о том, что я переезжаю в Санкт-Петербург на новое место работы.
— Вы тоже собирались уехать?
— Собиралась, но не за карьерой. Наоборот, там меня ждало понижение. И Андрей Александрович Базилевский собрался уезжать, а я не хотела работать в другой команде. Потом оказалось, что я здесь все-таки нужна, вот и осталась. Шесть лет в статусе министра — очень хороший, полезный опыт. В этом году меня пригласили в Приморье провести разговор "Карьера в образовании"(12+) для молодых педагогов. Согласилась опрометчиво. Мне говорят: "Нет, вы о карьере на своем примере расскажите". И я поняла, ну не буду же рассказывать, какая я молодец. Это же нечестно по отношению к молодым педагогам. И тогда устроила факап-сессию — рассказывала про падения, про поражения и про то, как я из них выходила, становилась сильнее и побеждала.
— Уход с поста министра образования — это поражение?
— Я не знаю, как это расценивать. Для меня это было просто спасение. Моя ошибка заключалась в том, что я согласилась работать в команде Фургала. Но опять же, нас так воспитывали: мне казалось, что в такие времена я должна удержать систему, удержать образование от тех непонятных вещей, которые происходили. Сколько могла удерживала, пока не перестали со мной советоваться и принимать решения в сфере образования через мою голову. Как только это случилось, уже была готова написать заявление. В это время мне позвонили из Москвы и предложили возглавить Институт управления образования. Для меня это был хороший вариант и не потому, что можно было уехать в Москву. Просто надо было уйти достойно, сделав для всех окружающих понятным мое решение, никого при этом не обвиняя.
— Год назад вы опубликовали пост про нашумевшее видео "О пюрешечке с котлеткой" и рассказали в этом посте, как все было на самом деле. Что вас подвигло это сделать?
— Вообще среди чиновников не принято рассказывать про то, что происходило. Но я просто должна была это сделать, потому что мне важно мнение людей, с которыми я проработала всю жизнь, мнение моих учеников.
Дело в том, что меня пригласили на работу в новое правительство (правительство Дегтярева — прим.ред.). И пять же после того, как я вернулась из Москвы, совершенно уже не хотела ни во власть, ни вообще в управление, просто занималась любимым делом. Мне сказали, что будет приглашен другой министр, но уже из Москвы — честно говоря, не знаю, можно ли теперь про это рассказывать или пока нет. И для меня это послужило доводом: ну зачем нам москвич, уж тогда поработаю я. Ненужная была жертва, как оказалось. Не знакома лично с нашим губернатором, он со мной не встречался, не разговаривал. Как-то принял решение о том, что я должна работать, а потом — что не должна. А я человек системы: нужна, значит, нужна; нет — значит, нет. Зачем было делать все так, как получилось в итоге? Все могу перенести. Перенесла тему с пюрешкой, лишь бы детей накормили. Но когда начали говорить, что я еще и неэтичная, еще что-то, ну извините. Я должна была ответить.
— Эмоции захлестнули?
— Это не эмоции, это ответственность перед теми, кого я всю жизнь учила — студентами, школьниками, учителями. Передо мной он (Сергей Фургал — прим. ред.) дважды извинился. Причем это было почти публично — сначала на аппаратном совещании правительства, а потом была конференция "100 дней губернатора". И там он сказал: "Спасибо министру, она обратила внимание на этот вопрос". Но это, вы понимаете, уже никому не было нужно. Мне тогда стоило, наверное, хлопать дверью. Но казалось, что если так сделаю, то это будет восприниматься как подтверждение вины. Вот так разворачивалась история.
Пост о том, как все было, опубликовала в этот же вечер (сразу после заявления Михаила Дегтярева о том, что Алле Кузнецовой не предлагали занять пост министра в новом правительстве — прим. ред). Более того, мы на следующий день провели пресс-конференцию, но понятно, что это не вызвало такой реакции, как эта истерика.
"Я перестала верить в то, что в правительстве смогу что-то сделать"
— Скандальная история, но тем не менее, хотели бы вы вернуться в органы власти?
— Нет.
— Почему?
— Я перестала верить в то, что смогу что-то сделать. Мне доставалось очень хорошее хозяйство — до меня пост занимали очень сильные руководители, и я работала с командой, с реальными людьми. Может быть, они были не такие политики, как современные, но они все с "земли". В команде правительства мы разговаривали про дело, а не про игры в то, как кому что рассказать и показать. А сейчас я не знаю... не умею разговаривать с людьми, которые созревали в других условиях, которые на "земле" не работали. Поэтому нет.
— Какую самую большую ошибку, на ваш взгляд, вы совершили, находясь на посту министра образования Хабаровского края?
— Пожалуй, самая большая ошибка была в том, что я подумала, что смогу в новых условиях играть и мне поможет губернатор решить те проблемы, которые... самая большая ошибка в том, что я его (Сергея Фургала — прим. ред) испугала той большой суммой, которая нам нужна была на то, чтобы сделать ремонты во всех школах, на то, чтобы накормить детей, на то, чтобы обеспечить антитеррористическую защищенность. Это была моя ошибка. Как говорят, до пенсии дожил, остался наивным человеком. Но так и было.
— А что считаете самой большой победой?
— Мы вошли в десятку лучших регионов страны по самым разным показателям. Мы вошли в перечень регионов, чей опыт было рекомендовано изучать всей стране, например, по организации работы по поддержке детей с ОВЗ, по организации работы с талантами. Ряд краевых проектов, которые мы начали реализовывать, были замечены и аналогичные или похожие на них стали внедрять на федеральном уровне. Например, растиражированный федеральный проект "500+" (проект по повышению качества общего образования — прим. ред). А мы над эффективной школой начали работать еще в 2014 году, когда никто еще этим не занимался. Но самая главная победа — мы удержали развивающее обучение, когда оно было практически под запретом. Учебники не вошли в федеральный перечень, это была не образовательная, а политическая история. Мы дождались лучших времен и увеличили долю детей, которые обучаются по развивающим программам. Это то, что заложило наши успехи в олимпиадах. Но, наверное, это в том числе и приводит к оттоку, потому что талантливых детей стало у нас больше.
— То есть вы одна из виновниц оттока абитуриентов из Хабаровского края и с Дальнего Востока.
— Вот так (смеется).
"ДВФУ для Хабаровского края — это пылесос"
— Получается, что у нас самые лучшие показатели по Дальнему Востоку?
— По Дальнему Востоку — да.
— Были на тот момент или сейчас тоже?
— Я думаю и сейчас. Честно говоря, сейчас не очень отслеживаю ситуацию, но когда проводила исследование по доле людей с высоким потенциалом на территории Дальнего Востока, то убедилась, что Хабаровский край в числе лидеров и по уровню образования, и по победам в Олимпиадах, и по количеству высоких достижений. То есть мы действительно лидеры в образовании.
— Анонсировано строительство кампуса в городе Хабаровск. Что он привнесет системе образования нашего региона? И вообще, будет ли он полезен и поможет ли он снизить отток абитуриентов и преподавателей с территории, на ваш взгляд?
— Мне кажется, это очень хорошее решение как раз и для снижения оттока, и для повышения качества образования, и для улучшения экономики вузов в целом. Сегодня все региональные вузы — это не только история с Дальним Востоком, с Хабаровским краем — вынуждены сохранять большое количество программ при малом количестве студентов на каждой программе. Экономика вуза просто не выдерживает этого. Мы не можем себе позволить сокращение количество программ как в столичных вузах. Если посмотреть их программы развития, то становится понятно, что они все идут на уменьшение количества программ и увеличение приема. Соответственно, экономика другая. Поэтому мы можем только обобществлять свои ресурсы, а кампус станет как раз таким местом, где мы, если мы хотим работать в хороших условиях и вести исследования на современном оборудовании, сможем обобществлять ресурсы исследовательские, преподавательские. Мы должны создавать общие программы, с доступом к разным университетам для всех. И я думаю, что эта коллаборация позволит нам решить очень многие проблемы, в том числе с закреплением талантов.
— Но есть же кампус ДВФУ. Зачем распылять бюджетные средства на строительство нового кампуса?
— Кампус ДВФУ решает свои задачи. Но дня нас, для Хабаровского края это пылесос. Там, конечно, хорошие условия. Я сама там чуть-чуть профессором работаю. Получается, что туда уезжают преподаватели, студенты, а мы понимаем, что здесь нужно предоставить такие же условия. Это возможность работать и вести исследования в достойных условиях с доступом к лучшему оборудованию. Мы должны беспечить реализацию нашим талантливым людям здесь, в Хабаровском крае.