По данным Амурского территориального управления рыболовства в этом году почти на четыре тысячи снизилось количество заявок на получение нормовой рыбы для представителей коренных малочисленных народов Севера. В профильном ведомстве считают, что это связано с тем, что после ужесточения подачи заявления отсеклись те, кто никакого отношения к аборигенам-дальневосточникам не имеет. Однако и среди КМНС нашлись и те, кого дары Амура обошли стороной, сообщает корреспондент ИА AmurMedia.
В этом году после введения нового регламента подачи заявки на получение нормовой рыбы разразился настоящий скандал. По новым правилам представители КМНС должны были приложить к заявлению документ, чтобы доказать свою принадлежность к местным аборигенам. Для многих это стало, мягко говоря, сюрпризом.
Обнаружив свое отсутствие в списках получателей рыбы, люди узнали, что необходимо было предоставить еще и свидетельство о рождении, решение суда или иной документ, что заявитель, например, нанаец. Но как быть тем, кто родился после 1991 года, когда "пятую графу" отменили или тем, кто попросту потерял свидетельство о рождении? Этот вопрос корреспондент информагентства разбирал вместе с руководителем Амурского территориального управления рыболовства Денисом Крыловым и президентом краевой Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любовью Одзял.
По мнению главы профильного ведомства сейчас идет закономерное снижения количества заявок на рыбу, так как те, кому она не положена остались за бортом.
— В этом году мы приняли 13 354 заявки и продолжаем этим заниматься. В 2021 году было 17 511 заявителей. Судя по этим цифрам примерно на 4 000 заявлений стало меньше. Это происходит потому, что в прошлые годы рыбу давали кому попало. Когда пришлось доказывать свою принадлежность к КМНС и лжекоренные отсеклись все встало на свои места. Если нет документов то несложно подтвердить коренную национальность в суде. Кстати, о нововведениях мы и в устной и в письменной форме уведомили все этнические сообщества и ассоциации, — объясняет Денис Крылов.
Несколько иную точку зрения на рыбный вопрос имеет Любовь Одзял. По ее мнению, около 500 амурских аборигенов в следующем году останутся без даров древней реки. Это связано с тем, что многие представители КМНС, особенно в отдаленных районах региона так и не сумели официально причислить себя к коренным народам.
— У многих необходимые документы утеряны, а суды длятся долго. Но проблема даже не в этом. Если раньше заявка подавалась в приемной и гражданин, получая исходящий, был уверен в получении рыбы, то сейчас пакет документов нужно оставлять в специальном ящике на первом этаже. Это повелось со времен пандемии. В связи с этим многие не в курсе, а приняли ли их заявку вообще. Вот и приходится сидеть в неведении и лелеять надежду о попадании в заветные списки, — заявила президент краевой Ассоциации КМНС.
Очевидно, что до идеала механизму подачи заявления о получении нормовой рыбы еще далеко. А тем временем речь идет об очень больших деньгах. С учетом того, что в среднем килограмм мороженой кеты на рынке стоит больше 400 рублей, а в прошлом году каждый заявитель получил от 50 до 225 кг в зависимости от удаленности региона и государство потратило на это сотни миллионов рублей. И если действительно удастся отсечь от числа получателей рыбы тех, кто не относится к представителям КМНС, то это в перспективе позволило бы сохранить немалую часть краевого бюджета.