Есть люди, которым о своем наследии и рассказывать не нужно — оно в буквальном смысле окружает земляков. Анатолий Яскевич — один из таких. Большинство знаковых памятников города отлито его руками: от масштабного мемориала Муравьеву-Амурскому на набережной до причудливых фигурок из мультфильмов на городских прудах. В эксклюзивном интервью руководителю ИА AmurMedia Андрею Швецову знаменитый литейщик рассказал о том, какими должны быть памятники и почему огромный мемориал Якову Дьяченко — ошибка.
Анатолий Яскевич: "Город нужно украшать литьем!"
Анатолий Яскевич называет себя "шестидесятником" — человеком, юность которого прошла в 60-е годы прошлого века. Это люди, для которых слово "надо" предполагает лишь один ответ — "сделаем".
Анатолий Яскевич о том, как можно и нужно украшать Хабаровск. Фото: Ольга Цыкарева, ИА AmurMedia
Анатолий Павлович, были ли у вас заказы, которые буквально "бросали вызов" вашим способностям?
Например, "Черный тюльпан" был сделан еще в то время, когда я только-только начинал работать с большими скульптурами. Уже на площадь отлил все гербы, все ордена, всю стелу, "Звезду вечного огня" и так далее. Был и "Арсенальцам" на 38-й школе, бронзовый. То есть, у меня уже были работы большие, серьезные, и все равно я за 5-метровый мемориал заволновался.
Дело было так: скульпторы и афганцы пришли к Геннадию Мальцеву за поддержкой. В пластилине все уже было готово, но завершить дело было некому. Говорили: "Это надо в Москву…". А что значит отлить 5-метровый тюльпан в столице? Это денежки были солидные. Потому что это нужно модель туда отвезти в полный рост, договориться об изготовлении, а потом еще и назад привезти. А средств-то у афганцев не было — Мальцев взял на себя затраты. Он мне говорит: "Ты отольешь?". Я говорю: "Отолью". И отлил.
Работа над большим и маленьким памятником сильно отличается?
Сначала делается небольшая модель. После этого, все увеличивают, допустим, в 10 раз или во сколько нужно. Все большие скульптуры именно делаются так. Допустим, у нас памятник Хабарову на площади. Памятник когда делали, нашли гипсовую скульптуру, пригласили меня. Я ее долепил, отреставрировал, покрасил, сделал и отлил копию бронзовую.
Отливка маленького памятника идет, допустим, по одной технологии, большого — по другой технологии совсем. Маленькие отливаются по выплавляемой восковой модели, крупные раньше тоже лили так. Например, "Медный всадник", "Минин и Пожарский" и целая серия скульптур, отлита по восковым моделям. Это дорого, тяжело. Большие объемы нужны, территории. Затраты большие. Сейчас так не льют. Изготовить по кускам, а затем сварить — проще и дешевле.
Так, тот же самый "Черный тюльпан" я отлил из 12 кусков, а затем сварил. То есть, я ухитрился 5-метровый отлить в печке, которая у меня всего на полтонны была рассчитана.
А при вас в Хабаровске появлялись памятники, отлитые по "классической" технологии?
Было дело. Капитану Дьяченко поставили громадный литой памятник, еще мэр Соколов "пробил". Потому что Рукавишников — хитрый скульптор в Москве, дорогущий. Ему надо было заработать хорошо. Как мне говорили, около 55 миллионов рублей обошлось это изваяние.
Но главная тут проблема, на мой взгляд, в чем: капитана, который привез и поставил первую солдатскую избушку сделали размером чуть ли не с генерал-губернатора, который бескровно присоединил к стране весь Дальний Восток.
А сейчас нужно делать памятник Пояркову. У нас была скульптура в натуральную величину: он стоял у сопки около музея художественного. А сейчас "Капитан Дьяченко" — вон какой вымахал. Теперь "Пояркова" сделать в натуральную величину уже неправильно.
Ни к чему было с Дьяченко — потратили столько денег и сотворили из него адмирала какого-то.
Уже не раз поднимали финансовый вопрос. Как считаете правильнее "скидываться" на памятник всем миром или искать мецената?
Мецената я знаю только одного — Геннадия Мальцева. Он много делает, много помогает. И школе, в которой учился, и району, в котором вырос. И те же скульптуры. Афганцы пришли к нему, он заплатил за "Черный тюльпан", он нашел место. Он полностью всё оплатил. Дальше, бюст Ощепкова, соревнования в его честь. А недавно проспонсировал памятники учителям и врачам. Это же все с нуля, все оплачено им за памятник, за беседку…
А пожертвования, сколько бы мы ни собирали, помогают лишь отчасти.
Мемориалы личностям, памятники представителям профессий. А каких, по вашему мнению, монументов еще не хватает в Хабаровске?
Допустим, я с "Дальдизеля". В этом году 120 лет заводу. Первый директор "Дальдизеля", он же был первый начальник — Ванков. Он руководил еще артиллерийскими мастерскими, которые были на нынешней Ленина. А еще он построил, оказывается, краевой музей, первую в Хабаровске электростанцию, горводоканал. Это личность, понимаете? Это личность, которая в развитие Хабаровска столько вложила!
Но памятники не только личностям нужны. Я бы сделал скульптуру "Седой Амур". Это такой харизматичный дед, который создает волны на реке. Прям ууууух! Я его, в свое время, отлить не успел, а автор скульптуры уехал в Москву. А такие работы, конечно, город бы только украсили!
Вы еще "в деле"?
Я преподаю, что-то со студентами работаю, по мелочам я делаю. Например, настольные скульптуры из металла — они очень кабинет преображают. А за большие работы уже не берусь. У меня есть воспитанник Виталий Калинин. Он может все, что и я. У него целая команда. Две девочки на восковке делают, помогают. Дальше, есть, допустим, такие товарищи, как Женя Дальноусов, он свою фирму создал, цветное стекло разное делает. С ним еще один выпускник, объединились они.
Наши литейщики востребованы? Вы сказали, что кто-то в Москву уехал, другие заказы по всему Дальнему Востоку принимают…
Есть такой город Арсеньев, там делают наши вертолеты "Аллигаторы". Большая часть наших выпускников туда уходит. Им не хватает литейщиков. Наши студенты дипломы защищают, они тут же стараются приехать, заключать договора и — туда. Не хватает людей. Одна девочка уехала в Улан-Удэ, ее сразу мастером цветного литья назначили. Другие — в Москву и Санкт-Петербург. Кто хочет — без дела не сидит!
Где в России лучшие мастера-литейщики, если речь идет об изготовлении памятников?
Что касается культурных памятников, то Санкт-Петербургу нет равных. Там столько бронзы, столько литья. В связи с тем, что Петр, когда развивал Россию, он построил Санкт-Петербург. Он начал приглашать из-за границы специалистов-литейщиков. Там были мастерские, где лили шедевры: "Медного всадника", все скульптуры, "Минина и Пожарского"…
А по России так дело обстоит. Есть знаменитый литейщик Рукавишников, у него своя мастерская — Солнцегорск. Это 70 километров в сторону Твери, между Тверью и Москвой, посередине где-то. Дальше — Жуковский в Подмосковье. Нам до них еще лить и лить!