Неоднозначный законопроект, предусматривающий радикальную реформу рыбной отрасли России, в случае принятия его Госдумой вполне может не только нанести непоправимый вред самой отрасли, но и оказать существенное негативное влияние на социально-экономическое положение "рыбацких" регионов и в целом перечеркнуть многие планы по развитию российского Дальнего Востока. Такое мнение в интервью ИА PrimaMedia высказал Эдуард Климов — председатель совета директоров медиахолдинга "Фишньюс", главный редактор журнала "Fishnews — Новости рыболовства", член Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству.
От ИА PrimaMedia напомним, что речь идет о ранее вызвавшем масштабные дискуссии в бизнес-сообществе и общественных институциях (в частности, в Общественной палате РФ) и внесенном правительством в Госдуму в конце июля законопроекте, инициаторы которого предлагают уже в 2023 году выделить 24% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на безвозмездное "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот), а также — изъять оставшиеся у предприятий Северного и ДВ-бассейнов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков и вновь продать их на аукционах.
— Эдуард Владимирович, уже в четверг, 11 августа, Совет Государственной Думы будет рассматривать внесенный правительством законопроект, предусматривающий изменения базового для рыбной отрасли закона "О рыболовстве". Интерес в отраслевом сообществе к этой законодательной инициативе — без преувеличения, огромный. Почему именно так, ведь законодательство у нас правят довольно часто?
— Потому что этот законопроект кардинально меняет принцип распределения квот. Чиновники, по сути, пытаются лишить людей права работать. Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" вызывает так много опасений у рыбаков, потому что применение его на практике приведет к перераспределению почти 50% общего допустимого улова рыбы, а через механизм аукционов с инвестиционным обязательством — 100% объемов крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных.
К примеру, на 38 предприятиях Сахалина и Курил, которые добывают моллюсков, трудятся 2,5 тысячи человек. Они не смогут победить на аукционах, у них нет доступа к таким финансовым ресурсам. И все эти люди останутся без работы. И таких по Дальнему Востоку — десятки тысяч.
— Немногочисленные сторонники законопроекта в рыбопромышленном бизнесе говорят о том, что отрасли нужна серьезная "встряска", что отрасль — в застое. По вашей оценке, что это — заблуждение или же что-то иное?
— Это не заблуждение, это просто неправда. Отрасль с момента распределения квот по историческому принципу развивается очень активно. В 2007 году президент Российской Федерации Владимир Путин провел в Астрахани судьбоносный Госсовет, на котором было принято решение отменить аукционы, ставшие к тому моменту тормозом развития всего рыбохозяйственного комплекса. В результате рыбопромышленники получили четкий горизонт планирования на многие годы. Разумеется, каждый из них был заинтересован в развитии своего предприятия. С этого момента начался расцвет рыбной отрасли современной России.
И главный показатель работы — объемы вылова. Росрыболовство ежегодно отчитывается об увеличении добычи. Рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока последние несколько лет демонстрирует такие успехи, что он стал привлекательным для тех, кто тоже хочет поучаствовать успешном деле. Отсюда и все это шельмование. Давайте скажем честно — речь идет только о перераспределении ресурса.
— Насколько известно, компетентные органы власти в России пока не дали внятного ответа по поводу того, успешным (или же нет) был первый этап программы инвестиционных квот. А что говорят об этом в рыбацком сообществе?
— Создается впечатление, что кроме самих рыбаков, вопрос об эффективности первого этапа инвестиционных квот вообще никого не интересует.
Ведь какова задача, которую хочет решить правительство, продвигая законопроект о втором этапе инвестквот? Развитие судостроения и загрузка верфей заказами? Но, судя по отчетам рыбопромышленников, заказами судостроители даже перегружены, поскольку они не в состоянии не только выдержать сроки сдачи судов, но даже дать какие-то внятные временные гарантии на будущее. Рыбопромышленники фиксируют отставание от графика, достигающие нескольких лет. В то время как практически все береговые рыбоперерабатывающие заводы, построенные в рамках программы "инвестиционных квот", уже работают, сдача судов под "инвестиционные квоты" все откладывается и откладывается.
— Как любят говорить чиновники, "критикуешь — предлагай". Что отрасль сегодня может предложить в ответ на запрос власти на инвестиции, обновление производственных мощностей, на увеличение объемов высокопереработанной продукции?
— Рыбаки не столько критикуют, сколько предлагают не спешить с введением второго этапа.
Профессиональное сообщество — отнюдь не против программ развития. Однако для того, чтобы двигаться дальше, совсем необязательно уничтожать то, что уже создано. Рыбаки говорят: не надо нестись вперед сломя голову, круша все на своем пути. Если предприятия начали строить флот под инвестиционные обязательства, то они должны получить готовые суда и свои объемы вылова, а государство должно оценить эффективность этого этапа.
И после этого уже следует делать выводы, основанные на реальных уловах и объемах выпущенной продукции, а не на бизнес-планах и бумажных проектах.
Что касается инвестиций, то во всех дальневосточных регионах, начиная с 2008 года, появились десятки современных рыбоперерабатывающих предприятий. Производители оборудования имеют портфели заказов, рассчитанные на несколько лет вперед, что свидетельствует о том, какой размах имеет модернизация производства и строительство новых заводов.
Более того, сегодня рыбная отрасль стала донором государственного бюджета, локомотивом развития российского судостроения и судоремонта, других смежных отраслей — логистики, портовой инфраструктуры, холодильных мощностей.
— Рыбная отрасль — довольно "закрытый клуб" для общественности. Хотя бы потому, что труд рыбаков в море — не виден. Как вы считаете, на чьей стороне сегодня общественность — сторонников "безудержных реформ" в отрасли или же тех, кто предостерегает от резких шагов?
— Если вы вкладываете в понятие "общественность" потребителей рыбы, то их мало интересует реформы в отрасли, их интересует цена и наличие на прилавке рыбопродукции.
К сожалению, реформа, о которой мы говорим, не способствует удешевлению продукции. В то время как от рыбаков все требуют недорогой рыбы, правительство накладывает все новые и новые обязательства, которые измеряются сотнями миллиардов рублей. И если реформаторы считают, что их деятельность положительно сказывается на цене рыбы, они сильно ошибаются.
— Власти дальневосточных "рыбацких" регионов, как можно судить, весьма внимательно смотрят на ситуацию в рыбохозяйственном комплексе, ведь рыбная отрасль для тех же Сахалина, Камчатки, Приморья — локомотив экономики. По вашей оценке, что думают о законопроекте в субъектах ДФО?
— Рыбацкие поселки не зря называются именно рыбацкими поселками. Какая еще работа у людей, например, на Курилах? Там вся экономика держится на рыбодобыче. А Камчатка? Рыбная отрасль — главная отрасль для края!Для многих населенных пунктов по побережью Дальнего Востока эти предприятия являются градообразующими.
Конечно, главы регионов с тревогой следят за ситуацией, никому из них не нужны на вверенных им территориях увеличение безработицы, рост социальной напряженности и банкротство предприятий. И я знаю, что главы прибрежных регионов направляют критические замечания на этот законопроект председателю правительства.
Кроме того, законопроект о втором этапе инвестиционных квот идет вразрез с объявленной Владимиром Путиным задачей по комплексному развитию Дальнего Востока. Это тоже не может не беспокоить власти на местах.
— Отраслевое сообщество рыбаков, как мы видим в последние годы, очень активно. А насколько в сложившейся ситуации к нему прислушиваются депутаты Госдумы, представляющие в нижней палате российского парламента как раз наш Дальний Восток?
— Так сложилось, что чаще интересуются проблемами рыбаков Дальнего Востока члены Совета Федерации, возможно, потому, что они более самостоятельны в принятии решений. Очень сильным в этом вопросе является депутатский корпус на Камчатке. Если же говорить о Приморском крае, Сахалине, Хабаровском крае — я не помню, чтобы депутаты интересовались рыбацкими проблемами.
— Вы обратились недавно с открытым письмом к депутатам Государственной Думы, в котором призвали парламентариев как минимум к взвешенному подходу при рассмотрении спорного законопроекта. Как вы считаете, почему депутатам ГД сегодня действительно стоит прислушаться к голосу рыбацкого сообщества?
— Я принимал участие во многих публичных обсуждениях этого законопроекта: в Общественной палате Российской Федерации, в Общественном совете при Росрыболовстве, на общих собраниях ассоциаций и в различных рабочих группах.
Буквально вчера (8 августа — ред.) в Петропавловске-Камчатском комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий совместно с Общественной палатой Камчатского края проводила круглый стол "О проблемах распределения инвестиционных квот на пользование водных биологических ресурсов на Дальнем Востоке".
На всех этих мероприятиях ни один из представителей субъектов Федерации — региональных органов власти, общественных организаций — не высказался в поддержку законопроекта. Все — категорически против. Более того, ни у кого не возникает сомнений в том, что законопроект в таком виде — это смерть малым и средним предприятиям.
Поэтому мы и обращаемся к своим депутатам: выслушайте рыбаков-дальневосточников! Послушайте губернаторов прибрежных регионов, их представителей. Выслушайте их аргументы. Они просты и понятны. Они взяты из планов развития каждого прибрежного региона и подтверждены жизнью. Это касается сотен успешно работающих и развивающихся предприятий, на которых трудятся жители дальневосточных прибрежных регионов — ваши избиратели.
Обратите особое внимание на этот законопроект! Я уверен, это очень важный вопрос!
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, в конце июля этого года трудовые коллективы рыбацких предприятий Дальнего Востока и ассоциации отрасли обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой остановить процесс принятия одиозного законопроекта, предусматривающего уже в 2023 году старт так называемого "второго этапа программы инвестквот". В своих письмах на имя главы государства (копии имеются у редакции) дальневосточные рыбаки отмечают очевидно бездумный и ангажированный характер очередных "аукционных инициатив" и прогнозируют настоящую катастрофу не только в отрасли как таковой, но и в связанной с рыбацким промыслом социально-экономической ситуацией в ДФО, особенно — в отдаленных территориях федерального округа.
В июне этого года президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, крупнейшее бизнес-объединение России) Александр Шохин обратился к руководителю администрации президента Российской Федерации Антону Вайно с просьбой рассмотреть замечания к законопроекту о втором этапе инвестквот в рыболовстве, подготовленные комиссией РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре. В своем письме Александр Шохин от лица РСПП выражал озабоченность тем, что в условиях резкого ухудшения условий работы рыбохозяйственного комплекса страны принятие спорного законопроекта чревато введением новых обязательных требований на сумму свыше 471 млрд рублей. Также президент РСПП информировал, что законопроект предусматривает уже в 2023 году полное лишение более 110 рыбохозяйственных предприятий Дальнего Востока прав на промысел ряда водных биоресурсов, при этом 99 из них являются субъектами МСП, а 17 — градо— и поселкообразующими предприятиями.