Автодорога "Обход Хабаровска" введена в эксплуатацию спустя более чем пять лет с момента начала строительства. Как уверяют в правительстве региона, именно благодаря этому участку дороги Хабаровский край в перспективе сможет стать одним из или даже главным транспортным узлом в торговле с Китаем. Эксперт и представитель краевого бизнес-сообщества рассказали ИА AmurMedia, какие перспективы к дальнейшему развитию внутренней и международной торговли сулит открытие новой скоростной магистрали, а также оценили ее значение для разгрузки внутригородских линий.
В конце минувшей недели было открыто движение по автодороге "Обход Хабаровска". Она связывает три федеральные трассы: "Уссури", "Амур", "Восток", а также дорогу "Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре", которая открывает выход к портам Советской Гавани и Ванино. В целом ее протяженность составляет более 50 км, что делает ее одним из самых крупных инфраструктурных проектов края за последние несколько лет.
На церемонии открытия представители правительства и организаций, усилиями которых строительство дороги стало возможным, акцентировали внимание на том, что новая магистраль станет веским подспорьем к развитию торговли и привлечению инвестиций в край.
По прогнозам специалистов, "Обход Хабаровска" увеличит пропускную способность дорожной сети края на две тысячи автомобилей в час, позволит снизить на 30% количество вредных выбросов в атмосферу, а также существенно сократит затраты на ремонт дорожной сети в самом городе.
Поскольку автодорога построена за пределами населенных пунктов, на ней не действуют жесткие скоростные ограничения. В теории наибольшую выгоду от этого, конечно же, получат предприниматели, которые смогут значительно снизить сроки поставки грузов. По словам председателя Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей, члена общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства края Светланы Тремасовой, хабаровский бизнес только начинает открывать для себя новые логистические возможности, поэтому категорично заявлять о плюсах и минусах магистрали пока рано. Однако то, что новая трасса позволит дольше сохранять качество дорог в городе, очевидно уже сейчас.
— Трассу строили прежде всего для того, чтобы разгрузить городские сети, и большегрузы не разрушали дорожное покрытие. Закономерно с открытием трассы должны появиться логистические перевалочные пункты — это полезная практика. Понятно, что когда большегруз подъезжает к торговой базе, которая находится в пределах Хабаровска, при этом не перегружаясь — это одна стоимость, но если надо перегружаться и привлекать другие транспортные средства — совсем другая. Процесс оценки бизнесом достаточно сложный, здесь все надо оценивать в комплексе: загазованность жилых микрорайонов, сохранение дорог… В последнем, кстати, заключается важный положительный момент для бизнеса. Чем целее дороги, тем меньше разрушаются автомобили, что заметно сокращает издержки на их обслуживание, — подчеркнула Светлана Тремасова.
Отметим, что при строительстве дороги были использованы инновационные технологии и уникальные решения. Например, состав щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси подобран для конкретных климатических условий. Впервые на Дальнем Востоке на мостах и путепроводах применен литой асфальт, а на пунктах взимания платы — бетонное покрытие, используемое при строительстве взлетно-посадочных полос. Также впервые вся система закрытого водоотвода на дороге выполнена из полимерных материалов, что обеспечивает долговечность ее эксплуатации.
Как неоднократно отмечал глава региона Михаил Дегтярев, Хабаровский край готов побороться с Приморьем за право стать главным транзитным регионом в торговле в Китаем. По его словам, "Обход Хабаровска" обеспечит выход сети российских автодорог к крупнейшим морским портам — Восточному, Владивостоку, Находке, Советской Гавани и Ванино, а также сыграет ключевую роль в открытии грузопассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский, таким образом связав сеть наших автодорог с дорожной сетью Китая.
По словам политолога, директора экспертно-аналитического центра "ДВ Регион" Евгения Чадаева. Как только КНР снимет ковидные ограничения, трасса будет пользоваться большим спросом со стороны местных экспортеров.
— Сейчас Китай отчаянно нуждается в выходах на зарубежные рынки, причем не только автомобильных. Можно сказать, что "Обход Хабаровска", соединяющий три трассы "Уссури", "Амур", "Восток", был построен с упреждением, ведь когда все ограничения будут сняты, он однозначно будет загружен. К тому же скорее всего весь наш коммерческий транспорт уйдет туда. Уже сейчас я замечаю, что большегрузы стали ей активно пользоваться, — отметил Евгений Чадаев.
Стоит отметить, что трасса "Обход Хабаровска" создавалась не только для коммерческих перевозок. Также она должна связать пригороды Хабаровска с разными районами краевой столицы, минуя непосредственно город. Так, жители южных районов смогут быстро и без пробок до аэропорта. В целом этот участок позволит разгрузить транспортный поток в городе за счет перенаправления транзитного транспорта за пределы черты города.
Как считает Евгений Чадаев, новая магистраль не только облегчит движение в Хабаровске, но и откроет возможности к развитию предпринимательства и личных подсобных хозяйств.
— В Хабаровске идет строительство нескольких крупных жилых массивов, для всех них нужна транспортная система, а кроме проспекта 60-летия Октября у нас другой нет. Сколько ее не чинят — бесполезно, большегрузы все разбивают, она на них не рассчитана. Поэтому новая дорожная артерия так необходима. Кроме того, если появляется дорога, тут же появляются пункты питания, сервиса и другие объекты инфраструктуры. Плюс у местного населения появляется шанс поставлять в придорожные кафе продукты, выращенные на своем участке, — дополнил эксперт.