Дальневосточный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) продолжает рубрику "Полка ЛиТРа" (6+), в рамках которой известные люди и медийные личности Дальнего Востока рассказывают о своих книжных инсайтах, а также делятся топами любимых произведений. На этот раз корр. ИА AmurMedia побывал в гостях у основательниц книжного магазина Ремарк`а в Хабаровске Анастасии Трендберг и Светланы Костылевой. В интервью агентству они рассказали о том, как Ремарк`а поменяла конъюнктуру местного рынка, а также почему Дарья Донцова никогда не появится на полках магазина.
— С чего начался ваш роман с литературой?
Анастасия: У меня он начался с "Гарри Поттера" (6+), думаю, как и у многих. Тогда мне было 11 лет, столько же, сколько и Гарри. Прочитала всю серию Джоан Роулинг и влюбилась в литературу. К тому же дома всегда было очень много книг. Так что в скором времени тяга к литературе стала непреодолимой жаждой. Я жила на улице Истомина в Хабаровске, неподалеку есть очень хорошая детская библиотека. Мы приходили туда с подругой и брали детские детективы — "Черный котенок" (0+) Энид Блайтон, рассказы про Нэнси Дрю (12+), всю серию "Приключений Алисы" (0+). Разрешалось брать только по три книги, но нам давали по пять, потому что мы очень быстро их читали и приходили за новой порцией. С тех пор это неотъемлемая часть моей жизни.
Светлана: А я первые 15 лет своей жизни прожила в маленькой деревне на границе с Якутией с населением в 600 человек. Вокруг тайга, до ближайшей железной дороги — 15 километров. У нас была сельская библиотека, в которую я сходила буквально несколько раз. Наши отношения закончились, когда библиотекарь сказала: "А почему ты Бианки не вернула?", хотя я прекрасно запомнила, что приносила его назад. Тогда меня записали в красный список должников, на чем моя любовь к книгам могла бы быть перечеркнута. Благо дома всегда было много книг, мама читала постоянно. Дома книгами были заполнены две огромные полки до потолка и чешский сервант в зале. А так как развлечений в деревне почти не было, особенно зимой, я читала. Мне очень нравился "Робинзон Крузо" (6+). Буквально сегодня думала про мои отношения с ним: я хотела бы за него выйти замуж или им стать? Пришла к тому, что все-таки хотела им стать — для моей интровертной натуры было бы просто идеально жить на необитаемом острове (смеется).
Анастасия Трендберг и Светлана Костылева. Фото: ИА AmurMedia
— То есть у вас, Светлана, практически не было выбора: вы не могли не любить книги.
Светлана: Не могла, действительно. И я очень рада, что родители это желание поддерживали. У нас с мамой были настоящие ритуалы. В деревне никаких книжных магазинов в радиусе тысячи километров, естественно, не было, и мы заказывали книги по каталогам. Я отмечала в них те, что хочу заказать, а после меня каталог смотрела мама и ставила свой "крыжик". Книгу, которая получала по два "крыжика", мы и заказывали.
— А тогда, в детстве, могли представить, что это не просто увлечение, а то, с чем в последствии свяжете свою жизнь?
Светлана: Тогда еще нет. Но мне всегда хотелось писать самой. Вообще, когда я заканчивала 11 класс, собиралась поступать на журналистику, но волей судьбы оказалась на юридическом. Тогда родители представляли меня в погонах где-нибудь в органах. В этот период моя связь с книгами оборвалась, сложно было представить, что затем все обернется именно так.
Анастасия: Я тоже не могла себе представить нечто подобное. Воспитывалась в семье железнодорожников, у нас целая династия. Поэтому и поступила в Дальневосточный железнодорожный университет. Я — идеалист, поэтому когда училась, думала, что буду работать проводницей или в кассах, чтобы начать карьеру с низов. Потом поняла, что это все-таки не мое. Когда со Светой уже начали заниматься книгами (Анастасия и Светлана создали свой литературный блог, в котором писали рецензии на книги и рассказывали о литературе и чтении. Позднее девушки запустили свой первый коммерческий проект — сервис доставки книг по подписке "ReadmeBox" — прим. ред.), я перед сном часто мечтала, что у нас появится собственный магазин. Но эти мечты я отдавала на откуп Насте из будущего, у которой будет много денег, связей — она то сможет. А потом оказалось, что это под силу и Насте из настоящего.
Анастасия Трендберг и Светлана Костылева. Фото: ИА AmurMedia
— Что тогда двигало вами, почему появилось желание открыть собственный магазин? Хотели отойти от стереотипного представления о том, каким должен быть книжный?
Анастасия: У нас не было бизнес-плана, какой-то стратегии. Может показаться странным, но нас вел бог, вселенная, макаронный монстр — кто во что верит. Это было абсолютное провидение. Конечно, мы хотели привозить в город хорошие книги, которые здесь купить не могли. При всем уважении к нашим замечательным коллегам, "Большому книжному", Нине Ивановне из "Книжного мира", их ассортимент нас не устраивал. И когда мы открылись, то поменяли конъюнктуру рынка. К нам даже приходили из других книжных и фотографировали что мы заказываем. Но сейчас, когда появился "Читай город", конкурировать ассортиментом стало намного сложнее. Поэтому наша история — про сервис и книжное комьюнити. Девочки, которые работают у нас в Ремарк`е, очень много читают. Когда они рассказывают покупателям про книги, я даже подмечаю для себя что-то новое. Кроме того, мы создали книжный клуб, членство в котором стоит уже 25 тысяч рублей в год. Проводим литературные вечера, на один из которых скоро привозим Александра Цыпкина. Света часто говорит в интервью, что мы все делаем для себя — эти проекты всегда нужны были нам, просто потом оказалось, что они интересны еще кому-то.
Светлана: Многие хотят не просто читать книги, но и общаться с единомышленниками. Да, чтение — во многом интимный процесс. Но важно обмениваться впечатлениями с другими, иногда это дает возможность открыть произведение с совершенно неожиданной стороны. Так мы и собрали свой первый книжный клуб. Сначала его членами были в основном наши знакомые, затем число единомышленников увеличивалось, приходили все новые люди, причем разных возрастов и интересов. Первый год мы проводили такие встречи раз в месяц, а затем пришла идея книжных коробочек "ReadmeBox". Тогда очень популярными были боксы Елены Крыгиной с косметикой, а мы решили сделать нечто подобное с косметикой для мозгов. Было страшно запускать этот проект, мы не совсем понимали, а нужно ли это кому-то кроме нас? В итоге первый тираж в 15 штук раскупили за несколько минут. Так постепенно и начало формироваться книжное сообщество, а у нас самих появлялся личный бренд. В итоге в городе возникла стойкая ассоциация, что книги — это Настя и Света. При этом мы всегда мечтали, чтобы и у нас появились книжные магазины уровня Санкт-Петербурга. Спустя время поняли, что никто кроме нас этого не сделает. Так и появилась идея открыть свой магазин.
Светлана Костылева. Фото: ИА AmurMedia
— Помню, еще в рамках литературного блога вы рассказывали о том, что читаете по 52 книги в год. Продолжаете следовать этому правилу?
Светлана: Это устаревшая информация, мы читаем уже по 100 книг последние три года. Эта идея появилась лет восемь назад. Я только вернулась к чтению после "юридического перерыва", наткнулась на статью о том, как читать 52 книги в год. Тогда я подумала: "Ничего себе, по 52 книги! Мне это точно нужно". Идея заключалась в том, что даже если вы будете читать по одной книге в неделю, к концу года как раз наберется нужное количество. Так появилась рубрика "Книжный понедельник": в течение недели я читала книгу, а в понедельник писала рецензию на нее. Несколько лет мы читали по 52 книги, а потом поняли, что нужно повышать планку. Тем более, когда ты работаешь в книжном магазине, понимаешь, сколько книг еще не прочитано. Поэтому последние несколько лет читаем по 100 книг. И это не про скорость чтения, а про дисциплину, правильный выбор.
— Читаете электронные книги? Чем переплет принципиально лучше?
Анастасия: Конечно читаем. Но мне нравится сам факт обладания книгой. Дома есть целая библиотека, иногда я переставляю книги на полках и понимаю, что это и есть мое богатство. Даже если я уже прочитала книгу в электронном варианте, и она мне понравилась, я куплю ее в переплете. Вообще читаю электронные книги, только когда важна скорость чтения. Вот, например, недавно к нам поступил "Потерянный рай" (16+) Эрика-Эммануэля Шмитта. В электронном варианте она появилась раньше, но перед поступлением в магазин, нам необходимо получить о ней представление. Бывает выходят новинки с большим тиражом, как в случае с книгой "Все твои несовершенства" (16+) Колина Гувера. Обычно, первый тираж книги составляет 3 тысячи штук, а у нее — сразу 10 тысяч. Нам нужно понять, а действительно ли стоит заказывать 100 штук или хватит и пяти? Поэтому довольно часто приходится читать в электронном формате. Хотя каждый раз, когда это происходит, у меня нет ощущения, что я прочитала книгу — это слишком напоминает механический скроллинг в интернете.
Светлана: А я недавно научилась слушать аудиокниги. Для меня это было испытанием: ты вроде как слушаешь книгу и нужно следить за сюжетом, но тут кто-то позвонил, пришло уведомление, и ты отвлекся. Оказалось, что для аудиокниги нужно просто выбрать правильный контекст. В итоге я настолько натренировалась, что последние книги слушаю с увеличенной в два с половиной раза скоростью. В электронном формате тоже читаю, у меня даже есть Kindle, привезенный из Америки. Читаю и на телефоне — в аэропорту или в очереди, например. Лучше уж прочитать книгу, чем отдать время бездумному скроллингу соцсетей. Но дома всегда отдаю предпочтение бумажному варианту. Это целый ритуал: погладить странички, ощутить запах типографской краски.
Анастасия Трендберг и Светлана Костылева. Фото: ИА AmurMedia
— Приходится идти на компромисс с внутренним ощущением того, что должно стоять на полках в Ремарк`е? Предположим, книга вам ну совсем не нравится, но вы понимаете, что ее ждет коммерческий успех.
Анастасия: Да. Например, в случае с "Хочу и буду" (16+) Михаила Лабковского. Его просто вагонами продавали. Или "Бывшие" (18+) Красновой.
Светлана: Кстати, на "Бывших" у нас вообще в предзаписи было 100 человек. А когда книга поступила в продажу, казалось, что покупателям ее выгрузили из кузова грузовика.
— Но что ни при каких обстоятельствах не появится в магазине?
Анастасия: Мы всегда шутим про Дарью Донцову — ее у нас точно никогда не будет. Но на самом деле за пять лет существования магазина у нас спросили Донцову около трех раз. В таких случаях мы предлагаем достойную альтернативу, тем самым немного подтягивая уровень читателей.
Анастасия Трендберг и Светлана Костылева. Фото: ИА AmurMedia
— А что, напротив, стоит прочитать каждому?
Анастасия: Книга нашей российской писательницы Ольги Примаченко "К себе нежно" (16+). В прошлом году в России было продано 150 тысяч экземпляров, это колоссальные цифры. Книга о том, как выбирать себя, быть для себя приоритетом. По большому счету, это библия каждой женщины.
Светлана: В эту тематику я бы добавила "Смелость не нравиться" (16+) японских авторов Ичиро Кишими и Фумитаке Кога. Книга написана в формате диалога учителя и ученика. Могу сказать, что она разбивает шаблонное представление о жизни. Сначала ты разделяешь позицию ученика и не соглашаешься, даже споришь с учителем, но с каждой страницей открываешь для себя новый взгляд на окружающий мир.
Анастасия: Я бы предложила Эрика-Эммануэля Шмитта, у него есть маленький сборник рассказов "Оскар и Розовая Дама" (16+). Над ними можно плакать от первой и до последней страницы.
Светлана: "Мартин Иден" (16+) Джека Лондона. Для меня это книга на все времена. Кстати, ее мне тоже посоветовала моя мама, правда, сразу дала спойлер, заявив, что конец мне не понравится. Довольно часто, когда к нам в магазин заходят молодые мужчины и просят что-нибудь по бизнесу или саморазвитию, я их под локоток веду к "Мартину Идену". Они нередко спрашивают: "А что это за автор такой?".
Анастасия: Напоследок я бы предложила "Муки и радости" (12+) Ирвинга Стоуна. Это книга о жизни и творчестве Микеланджело Буонарроти. Она очень подробно описывает Флоренцию 16-го века, видных деятелей той эпохи. Вообще Стоун прекрасный биографист.
Светлана: И третья книга от меня — "Город женщин" (16+) Элизабет Гилберт. Это история молодой девушки, которая приехала из провинции в Нью-Йорк и погрузилась в роскошную бродвейскую жизнь. В этой книге есть очень хорошая цитата: "Не обязательно быть хорошей девочкой, чтобы быть хорошим человеком".