Состав региональных групп и списков партий на выборах в Госдуму определялся скорее отношениями между представителями политической элиты, чем предпочтениями самих избирателей-дальневосточников. К такому выводу пришли опрошенные корреспондентом ИА AmurMedia эксперты. Несмотря на наличие громких имен в партсписках, перемены с избранием нового состава Думы, убеждены политологи, для жителей края, а возможно Дальнего Востока в целом, окажутся почти неощутимыми.
После обнародования списков кандидатов политических партий на предстоящих выборах в Госдуму, общефедеральные части некоторых из них эксперты, что называется, оценили по достоинству. Так, федеральный список "Единой России" во главе с министром обороны РФ Сергеем Шойгу окрестили "великолепной пятеркой". Отметили политологи и женское трио "Партии Роста". В региональных же группах дела обстоят немного иначе.
Как отмечает доктор социологических наук, политолог Григорий Говорухин, формирование региональных списков довольно сложно назвать идеологической работой с электоратом. Здесь определяющее значение принимают вещи более прагматичные.
— Судя по тем процессам, на которых я лично присутствовал, обычно это происходит следующим образом. Собралась компания из представителей отдельной партии, и говорят: "Давайте кого-то выдвигать". Смотрят, у кого есть ресурсы, финансовые возможности, за кого эти деньги можно получить. Затем распределяют места: "Ты будешь на втором, ты — на пятом. Не хочешь на пятом? Ну ладно, тогда на четвертом". Чаще всего это происходит вот так, — объясняет эксперт.
По словам Григория Говорухина, предположительно по такой же схеме формировался список "Справедливой России — За Правду". В партийную региональную группу №4 вошли восемь субъектов: Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Магаданская, Сахалинская области, ЕАО. Сам состав группы, убежден политолог, говорит о целях партии: "Думаю, они просто шли максимальным охватом — чем больше субъектов, тем лучше. Их задача не одержать оглушительную победу, а просто засветиться. Скорее всего, это работа на следующие выборы".
Марина Ким. Фото: Из личного архива
Солидарен с экспертом и политолог Евгений Чадаев. Он в свою очередь считает, что довольно красноречив и состав кандидатов от СРЗП, распределение мест: "Понятно почему Федот Тумусов на первом месте — он уже был депутатом. Второго по списку кандидата — Марину Ким возможно попросту "проталкивают" через региональные списки. Раньше также от Справедливой России по Дальнему Востоку избиралась Кузьмина, хотя к Дальнему Востоку она никакого отношения не имела. Это обычная практика, когда членов руководства партии проводят по региональным группам, хотя они москвичами были, есть и будут".
Удивительным не показался экспертам и региональный список КПРФ. В саму группу № 17 вошли четыре субъекта: Приморье, Хабаровский край, Сахалинская область и ЕАО. По словам Евгения Чадаева, такое территориальное деление для коммунистов свойственно: "Они не меняют свою схему и традиционно выделяют южную группу Дальнего Востока". Единственный интересный нюанс — кандидаты, а точнее их региональная принадлежность. Четыре из восьми претендентов на мандаты — жители Приморья, трое — представители Хабаровского края, еще один кандидат из Сахалина.
— Эта региональная связка вполне логична. Мне кажется, интересно здесь больше Приморье. Там в предыдущие выборы были достаточно серьезные проблемы именно с представителем партии КПРФ — он то выходил, то заходил. В конечном итоге, раскол в партии на тот момент привел к тому, что КПРФ стала терять голоса. Возможно, сейчас в рамках Приморья коммунисты попытаются консолидировать свои ряды. Нельзя забывать, что все выборы — не просто работа на конкретный результат с очевидной целью — пройти и выиграть. При этом есть и необходимость внутренней мобилизации членов партии. Сейчас их задача — именно мобилизоваться. Думаю, в КПРФ первую фигуру списка — депутата Госдумы, выходца из Приморья Алексея Корниенко — выбирали довольно тщательно, потому что она должна быть компромиссной, — убежден Григорий Говорухин.
Петр Перевезенцев. Фото: Крайизбирком
Включение в список трех кандидатов от Хабаровского края эксперты называют своеобразным пиететом к жителям региона. Так, первый секретарь хабаровского крайкома Петр Перевезенцев занял третью позицию. "А кто еще кроме Перевезенцева? На сегодняшний день это самая видная фигура из КПРФ в Хабаровском крае", — комментирует Григорий Говорухин.
Дань уважения избирателям края отдали и в "Единой России", правда, довольно сдержанно. В первую десятку внушительного списка единороссов вошли секретарь партии в Хабаровском крае Максим Иванов и депутат Законодательной думы региона Геннадий Мальцев, расположившись на пятом и восьмом местах соответственно.
"Дальневосточная" группа ЕР вообще оказалась фактически самой интересной для политологов, в том числе и федеральных. Внимание привлекли, во-первых, размах: в группу вошли практически все субъекты ДФО, за исключением Якутии и Бурятии. Во-вторых, во главе беспрецедентно большой группы — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.
— По большому счету, возглавляет список первое лицо. Чаще всего, как это исторически заведено еще с 90 годов, первым лицом становятся люди, которые действительно могут быть избранными, люди, которые могли выступать "паровозами" партии. У нас в крае очень долгое время таким паровозом был Виктор Ишаев, потом он снимал себя с гонки, и дальше шли нижестоящие кандидаты. Сложность только в одном: если по другим дальневосточным регионам новая конфигурация "Единой России" имеет шансы, то в Хабаровском крае все гораздо сложнее. На втором месте Ирина Яровая. Как депутат Государственной думы она неоднократно избиралась, у нее в этом смысле есть определенный кредит доверия, ну и человек она достаточно медийный. Но насколько она популярна, сказать сложно, — считает Григорий Говорухин.
Юрий Трутнев. Фото: Пресс-служба правительства Хабаровского края
Схему, по которой построен список, социолог называет шаблонной и накатанной. Аналогичные мысли озвучивает и Евгений Чадаев, отмечая, что состав кандидатов основан сугубо на внутрипартийных мерках.
— Технология "Единой России" отработана: они набирают так называемых "паровозов". Обычно это губернаторы, сейчас это полпред. Распределение мест по статусности шло по внутрипартийным меркам. Понятно, что Трутнев в частности никуда не пойдет, а дальше по списку — Яровая, старожила Госдумы, конечно, она хочет пройти, — убежден эксперт.
Преобладание интересов политического истеблишмента при разработке группы и ее состава Григорий Говорухин заметил и у либерал-демократов. Так, в региональную группу №5 ЛДПР входит только два субъекта: Хабаровский край и ЕАО. В список вошли действующий депутат Госдумы Иван Пиляев, выдвинутый партией и на одномандатном округе, а также заместитель руководителя ХРО ЛДПР Иван Рыбин.
— Договоренности в политике — дело весьма обыденное. Не исключено, что и сейчас они есть. Если врио губернатора избавляется от приставки "врио", становясь избранным главой региона, то должен быть некий паритет партийный или общественный, как угодно. Если у нас губернатор — член партии ЛДПР, значит, депутатский корпус, представители Закса должны быть из других партий. В противном случае возникает ощущение оппозиционности края, а мы уже с вами это проходили, — говорит социолог, отмечая, что этот ход довольно логичен. — В целом выборы — это психологический процесс переговоров и договоренностей. В строгом смысле важно лишь приводят ли договоренности к качественной работе.
Иван Пиляев. Фото: страница депутата в Инстаграм
По словам Евгения Чадаева, вне зависимости от кандидатов и групп, положение края и ДФО В Госдуме вряд ли примет кардинально иную форму. Все дело в системе, которая определяет количество депутатов на основе числа избирателей — "московский пул" в парламенте все равно будет более весомым.
— Вопрос эффективности определяется сложившейся системой, а система — корпоративна. Условно говоря, существует определенное количество законопроектов, а впоследствии законов, которые принимает Государственная Дума. Возьмем их за 100%. Представление о количестве законопроектов, из-за которого не будут копья ломать, двери выбивать и так далее из-за небольшого по численности региона, региона ячеистого, размазанного, с разными проблемами, сложно сформировать. Скорее всего, ничего особенно не изменится в той системе, которая сейчас существует. Здесь уже я не как ученый рассуждаю, а как человек, который живет на Дальнем Востоке. За кого бы мы с вами не голосовали — изменений не будет, — отмечает эксперт.