Хабаровские застройщики, возводящие жилые высотки, столкнулись с правовой диллемой, которую подкинул аэропорт Хабаровска. С одной стороны, расширение жилого фонда относится к приоритетным направлениям развития дальневосточного макрорегиона. С другой стороны — по проекту Хабаровского аэропорта на 70% территории краевого центра строить высотки нельзя, так как они могут создавать помехи взлетающим и прибывающим самолетам. Выяснить перспективы решения вопроса корр. ИА AmurMedia попытался на заседании экспертного совета по обеспечению экономического роста в Хабаровском крае при комиссии правительства Хабаровского края по стратегическому развитию, отбору государственных программ и проектов.
Из-за нестыковки в нормативно-правовых документах более 70% территории Хабаровска мгновенно превратились в масштабную приаэродромную зону.
В соответствии с утвержденным проектом стройка многоэтажек запрещена из-за возможного возникновения помех для авиатранспорта. Очевидно, что даже в краткосрочной перспективе такой “авиационный казус” может повлечь повышение цен на жилье в Хабаровске, которые и без того стремительно приближаются к московским. Более того, высотные ограничения могут стать причиной простоя тех проектов, которые уже были запущены в черте Хабаровска.
В долгосрочной же перспективе очевидно, что глядя на такую "картину маслом", ни один крупный инвестор не станет вкладывать средства в региональные проекты, а от краевого бюджета, и без того дефицитного, отколется целый блок экономики. Эти обстоятельства тревожат, как застройщиков, так и дольщиков, которые уже вложили свои кровные в прямом смысле в заоблачные стройки. И речь идет не только о владельцах верхних этажей, а о всех потенциальных жильцах недостроенных "свечек". Новостройкам попросту влепят статус "недостроя" и не разрешат в них вселяться.
Проблема действительно есть
Стоит отметить, что тема расширения жилого фонда и угрозы этому процессу не оставили равнодушными участников заседания экспертного совета. Был среди них и генеральный директор АО "Хабаровский аэропорт" Юрий Кондратчик, которому пришлось первым ответить на неудобные вопросы об авиационных ограничениях. По словам главы компании, никто не отрицает проблему с заморозкой строительства высоток, так как она напрямую связана с относительной близостью воздушного порта с центром краевой столицы.
— Сейчас застройщики ищут с авиакомпанией взаимовыгодные выходы из безусловно спорной ситуации. Проблемы с ограничениями высоты новостроек возникли не по нашему желанию, мы просто выполняли требования общих нормативно-правовых актов федеральных регулирующих органов. Проект был разработан в соответствии и с нормами центральных Минтранса и Росавиации, — объяснил Юрий Кондратчик.
Местные власти готовы пойти на компромисс и вдумчиво отредактировать авиационный проект.
Дискуссию поддержал и заместитель председателя правительства Хабаровского края, министр экономического развития региона и по совместительству председатель экспертного совета Виктор Калашников. По мнению чиновника, речь идет об очень неоднозначном, противоречивом и проблемном вопросе, который касается не только Хабаровского края, но и Бурятии, Забайкалья и Якутии.
— Нормативные решения, к сожалению, распространяются на регионы не индивидуально, а в общем порядке и одинаковы для всех. Местные власти готовы пойти на компромисс и вдумчиво отредактировать авиационный проект. Вскоре в краевую столицу приедут члены правительства РФ и мы планируем провести с ними совещание по жилищному вопросу. Михаил Дегтярев неоднократно говорил, что перед регионом стоит большая задача в сфере жилищного строительства. Необходимо выйти на миллион квадратных метров в год и, как это сделать теоретически краевое правительство четко знает, — заявил Виктор Калашников.
Территории под жилую застройку определены на годы вперед, но теперь они все они находятся в границах подлетной зоны.
— На хабаровскую агломерацию приходится основной объем застройки. Надо подумать и скорректировать этот проект, иначе не получится строить высотки, отрасль надо развивать и не идти в обратную сторону. До этого же строили, когда над нами самолеты летали. Получается замкнутый круг: и строить нельзя как положено, и аэропорт упрекнуть не за что. Мы возьмем эту проблему на контроль и найдем выход из сложной ситуации, — пообещал региональный министр экономического развития.
Справка
Приаэродромная территория аэродрома Хабаровск, разработана оператором АО "Хабаровский Аэропорт" и установлена приказом Минтранса РФ от 23.06.2020 № 598-П. Сведения о границах и об ограничениях использования внесены в ЕГРН. Уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края проект Решения согласован. Однако, редакции неизвестно учитывалось ли при этом мнение органов местного самоуправления и регионального Минтранса.