Заявление вице-премьера Марата Хуснуллина о необходимости объединения регионов, в частности Еврейской автономной области с Хабаровским краем, "либо с каким-то другим", заставило дальневосточных экспертов вспомнить о порядком запылившейся теме. Рассуждения по поводу присоединения ЕАО хоть-куда-нибудь имеют многолетнюю историю, но за все годы они так и не вошли в разряд практико-ориентированных. На то они, судя по всему, и рассуждения. Следуя этой логике, корр. ИА AmurMedia пошел дальше и обсудил с экспертами, нуждается ли в масштабной реструктуризации весь ДФО.
На сегодняшний день в состав Дальневосточного федерального округа входят 11 субъектов. Самый маленький из них — и по масштабу, и по численности населения — Еврейская автономная область. Кроме того, эксперты описывают социально-экономическое положение региона в лучшем случае как "незавидное", да и сам губернатор области Ростислав Гольдштейн называет ЕАО сложной территорией. Вероятно, именно эти факты дают чиновникам и экспертам повод заявлять о необходимости присоединения региона хоть к кому-нибудь.
— Выделение ЕАО из Хабаровского края (были единым субъектом вплоть до 1993 года — прим. ред.), по-моему, изначально не имело под собой экономического обоснования, не было социальной потребности в этом. Мне представляется, что это были просто амбиции некоторых людей. Сейчас до сих пор многие живут на том берегу, а работают в Хабаровске. То есть у нас есть постоянные социально-экономические связи. А экономическую мощность ЕАО и население области нельзя назвать большими. Видимо, целесообразно вернуться к прежней структуре, чтобы мы были вместе, — убежден хабаровский политолог, профессор кафедры философии, истории, государства и права РАНХиГС Валерий Чудесов.
Формула объединения субъектов в большинстве случаев представляет собой нечто подобное: маломощный регион + регион развитый. Тогда, предполагают инициаторы перерисовки контурных карт, хорошо заживут все.
— Регионы разные: какие-то являются дотационными, какие-то стали донорами. Это действительно несправедливо, когда одни регионы живут сильно богаче в плане бюджетной обеспеченности. Но вопрос этой обеспеченности решается путем регулирования налогового и административного законодательства, а не объединением регионов. Исходя из этой логики, можно всю Россию объединить с Москвой, в которой находится большая часть российского бюджета, и ждать пока все заживут хорошо. Так не происходит, — рассказывает приморский политолог Вячеслав Беляков.
Действительно, укрупнение как таковое вряд ли даст небывалый толчок развитию новому субъекту. Но что если ставку сделать на эффект синергетический, объединяя, например, два развитых региона?
— В ДФО проживает порядка восьми миллионов человек, при этом отток населения продолжается. С точки зрения эффективности управления, конечно, было бы целесообразно регионы укрупнить. Это и эффективность использования финансовых ресурсов, и эффективность управления процессом реализации национальных проектов. Не будет распыления государственных средств, будет осуществляться усиленный контроль за их использованием и значительно сократится аппарат управления, он станет более мобильным, снизятся и расходы на обеспечения работы чиновников, — объясняет кандидат экономических наук, доцент Хабаровского государственного университета экономики и права Владимир Норин.
Эксперт и вовсе предполагает, что в самом оптимальном варианте в состав ДФО должно входить лишь четыре региона: Хабаровский край + Приморский край + ЕАО + Амурская область, Сахалинская область + Камчатский край + Магаданская область, а также Республика (Саха) Якутия и Забайкальский край.
— Раньше ведь Хабаровский край и Приморский край были единым регионом, а, если совсем углубляться в историю, то была и единая Дальневосточная республика. Я не говорю о создании подобного субъекта, но укрупнять нужно.
Например, военно-промышленный комплекс и аэрокосмические направления развития Хабаровского и Приморского краев, а также Амурской области осуществлялись бы в едином ключе. Я думаю, что это бы дало толчок развитию всему Дальнему Востоку, — отмечает Владимир Норин.
При этом эксперт добавляет, что закономерным стало бы решение о присвоении Хабаровску роли столицы огромного региона.
— Если опираться на географическую структуру, как бы там не хотел Владивосток, я здесь солидарен с нашим губернатором. Единый центр должен быть равноудаленным, и для этого Хабаровск, как инфраструктурное, логистическое объединение, подходит больше. Все-таки Владивосток — это портовый город. Да, он крупный, но тогда бы стал вопрос о скоростном железнодорожном сообщении.
Однако в экономический эдем на территории Дальнего Востока сегодня верят не все.
— Если мы говорим, например, об объединении Приморского и Хабаровского краев, то откуда они будут управляться? Из Владивостока? Или из Хабаровска? Даже на уровне решения этого вопроса мы можем получить такой социальный взрыв на любой из этих территорий, от которого будет тошно всем. При этом огромной территорией с разными климатическими, транспортными, инфраструктурными проблемами эффективно управлять из одного центра было бы невероятно сложно, — убежден Вячеслав Беляков.
С экспертом согласен и доктор социологических наук Григорий Говорухин. По его словам, подобные инициативы во многом популистские. "С точки зрения банальной экономии на содержании управленческого аппарата, наверное, это имело бы смысл. Но нужно углубляться в детали. В условиях, когда ситуация накалена в Хабаровском крае, есть определенные сложности социального порядка в ЕАО, зачем это все мешать именно сейчас?", — заявляет социолог.
Как бы то ни было, эксперты убеждены, что сегодня вопрос укрупнения регионов не стоит перед федеральным центром, а периодически всплывающие разговоры о реструктуризации вряд ли приведут к реальным действиям.