25 апреля в Хабаровском крае состоятся довыборы депутата Законодательной думы по Советско-Гаванскому одномандатному округу. Здесь всего пятеро кандидатов борются за мандат, когда-то принадлежавший старшему брату Сергея Фургала — Вячеславу. Почему эти выборы называют знаковыми, и на что могут указать результаты голосования, корр. ИА AmurMedia обсудил с политэкспертами.
Выборы в пределах одного округа принято считать местечковыми. Электоральные предпочтения, отмечают эксперты, в таких случаях обусловлены узнаваемостью кандидата, его административным опытом и лишь в последнюю очередь — партийной принадлежностью. До некоторого времени и довыборы депутата в Советско-Гаванском округе подпадали под это описание. Однако спустя несколько отказов в регистрации кандидатов событие приобрело куда большую весомость.
Так, из десяти выдвинутых кандидатов к старту избирательной кампании остались лишь пятеро: представители парламентской четверки и "Коммунистов России". Пятеро претендентов на депутатское кресло с дистанции сошли. Дело в том, что двое самовыдвиженцев, кандидат от "Зеленых" и представитель "Яблока" вовсе не предоставили в избирательную комиссию подписные листы. Еще одному беспартийному кандидату не хватило достоверных подписей, которых он, стоит отметить, предоставил с запасом.
— Я думаю, что постараются сделать все для того, чтобы на примере этих довыборов Дегтярев продемонстрировал, что ситуация у него под контролем. Собственно говоря, это уже заметно по составу участников. Очевидно, что состав участников во многом определяется усилиями врио и его окружения, которое, видимо, ведет переговоры для того, чтобы победил тот кандидат, который должен. Эти довыборы, конечно, знаковое событие для Хабаровского края, потому что это та модель, которая может и дальше тиражироваться, — убежден руководитель политической экспертной группы, автор Индекса избираемости глав субъектов РФ Константин Калачев.
Тогда вопрос сводится лишь к тому, кто же "должен" победить, или чья победа в преддверии выборов в Госдуму и выборов губернатора края будет предпочтительнее.
На первый взгляд возможностью подтвердить статус партии власти в регионе следует воспользоваться ЛДПР, внутренние распри которой с предательской периодичностью всплывают наружу. Победа либерал-демократов может восприниматься и как реабилитация после выборов в Софийске, где кандидат от сине-желтых набрал ноль процентов голосов избирателей. Стоит предположить, что подобный результат вряд ли стал для главы ЛДПР приятной новостью. Тогда победа партии на более весомых выборах станет своеобразным подарком к юбилею Владимира Жириновского, как раз выпадающему на дату голосования.
— Люди посмотрели на то, что из себя представляет ЛДПР. Увидели, что, оказывается, именно от самой партии толку не так много, поэтому, возможно, они могут пойти и за "Единой Россией" как некой консолидированной группой. Это как вариант. В таком случае, это совершенно точно означает понижение рейтинга ЛДПР — где-то прибыло, значит где-то и убыло, — убежден доктор социологических наук Григорий Говорухин.
И "Единая Россия" заинтересована в победе не меньше либерал-демократов — ставки единороссов на довыборах депутата вероятно даже выше. По словам Григория Говорухина, партия с "фургальской" поры все еще находится в особых условиях: "со своей негативной репутацией они живут несколько лет". Тогда для "Единой России" апрельские довыборы фактически последняя возможность перед сентябрьской кампанией вернуться в политическую жизнь региона.
— На самом деле федеральному центру сейчас нужен успех "Единой России" на федеральных выборах. Сквозь призму этого интереса нужно рассматривать все, — убежден Константин Калачев.
Несмотря на, казалось бы, большую заинтересованность обеих партий в победе, эксперт отмечает, что настоящего противостояния "ЛДПР" и "Единой России" ожидать не стоит:
— Они не являются антагонистами. Я не знаю, какие стратегические планы строят технологи Дегтярева, но и победу ЛДПР, и победу "Единой России" можно обернуть как его успех. В последнем случае — "Единая Россия возвращается при помощи губернатора, который готов договариваться и делиться, а победа ЛДПР говорит о том, ситуация вроде как под контролем, это подарок Владимиру Вольфовичу на день рождения и тому подобное. Но на самом деле, мне кажется, поскольку для Дегтярева сейчас Путин важнее Жириновского, лучше было бы, если победил единоросс. Поэтому даже если будет противостояние, то я бы рассматривал это как борьбу хорошего и лучшего. Любой результат устроит: выиграет ЛДПР — ну ладно, выиграет "Единая Россия" — отлично. Это борьба нанайских мальчиков. Главное, чтобы третьи силы не победили. Это будет уже проблема, этого допустить никто не хочет.
При этом вероятность последнего, нежелательного варианта может быть довольно высокой.
— Чем интересна площадка Советской Гавани? — рассуждает социолог. — Так уж получилось, что самовыдвиженцы ничего не собрали. Что тогда делать? Либо голосовать ногами — то есть люди могут просто не прийти на выборы. Однако у нас не существует такой практики — даже с меньшим количеством голосов кто-то пройдет. Либо выразить свое отношение какой-то непарламентской партии. В данном случае будет работать именно метод исключения из чувства некого протеста.