Прошедшие выборы глав двух муниципалитетов подтвердили триумф хабаровских самовыдвиженцев в 2020 году. В городе Вяземском и селе им. Полины Осипенко они в очередной раз одержали уверенную победу, набрав больше 55% голосов избирателей. Корр. ИА AmurMedia обсудил с экспертами итоги малой избирательной кампании и попытался разобраться в причинах неожиданного рывка "Справедливой России", кандидат от которой существенно оторвался от представителей других партий.
20 декабря в Хабаровском крае состоялись досрочные выборы сразу двух глав муниципалитетов — города Вяземского и села им. Полины Осипенко. Досрочные, потому что предыдущий руководитель администрации Вяземского Александр Усенко в сентябре этого года был избран главой Вяземского района, а действующий глава села им. Полины Осипенко Николай Пляскин сложил свои полномочия.
На их место пришли самовыдвиженцы. Со значительным отрывом — каждый из победивших набрал больше 55% голосов избирателей — на досрочных выборах первенство взяли замглавы администрации Вяземского Сергей Хотинец и главный специалист администрации села им. Полины Осипенко Наталья Тихановская.
Победой самовыдвиженцев ознаменовалась и прошедшая сентябрьская избирательная кампания. Тогда мнение экспертов разделилось: некоторые утверждали, что муниципальные выборы имеют мало общего с политикой, другие, наоборот, заявили о признаках кризиса партийной системы.
Результаты прошедшей, пусть и малой гонки, кажется, вписываются в начавшуюся тенденцию: вновь у руля самовыдвиженцы и вновь крупные партии показывают довольно скромные результаты. Так, кандидаты от КПРФ и ЛДПР в Вяземском набрали 3,18% и 4,15% голосов избирателей соответственно. В селе им. Полины Осипенко за единственного кандидата-не-самовыдвиженеца, члена ЛДПР Николая Васильцова свои голоса отдали 8,13% жителей.
По словам социолога Григория Говорухина, результаты выборов — это отголосок общей нелюбви к партийной системе. "В конечном итоге, результаты сентябрьских выборов, а теперь и прошедших в муниципалитетах могут говорить о дискредитации не политической, но партийной системы в том виде, в котором она сейчас существует в регионе", — считает эксперт.
С ним не согласен политолог Евгений Чадаев:
— На местных выборах партийный фактор играет меньшую роль, кроме, конечно, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре — это особый случай. Это тенденция последних нескольких лет. Здесь для избирателей важно место работы кандидата, его управленческий опыт. А партийная принадлежность все же в меньшей мере играет роль. Результаты ЛДПР и КПРФ — это не симптоматично и совсем не говорит о провале партий, тем более не стоит проецировать эти результаты на весь край. Это местные выборы, здесь играет существенную роль именно известность и авторитет. Имеет место быть сарафанное политическое радио: сосед соседу и дальше по деревне. Можно сказать, деревенские выборы, — убежден политолог.
Едины эксперты в одном — результаты кандидатов от ЛДПР и КПРФ действительно впечатляющими в положительном ключе назвать сложно. При этом "Справедливая Россия" показала более чем достойный процент на фоне остальных крупных партий. Чуть больше 20% избирателей Вяземского отдали свои голоса за кандидата-справедливоросса Александра Захарова. В самой партии результат связывают с высокой активностью Захарова во время избирательной кампании. "Проводил много встреч, задействовал наружную рекламу, раздавал агитационные материалы, в соцсетях работал", — отмечает лидер хабаровских справедливороссов Игорь Глухов.
Отрыв "Справедливой России" от крупных конкурентов можно связать и с чередой партийных скандалов, прогремевших в реготделениях ЛДПР, "Единой России" и КПРФ. Игорь Глухов с подобным предположением согласен, однако он отмечает, что "этот фактор имеет свое влияние на результат кандидата, но он все же не самый существенный".
Эксперты, в свою очередь, смотрят на итоги выборов немного иначе.
— Очень может быть, что в условиях, когда все парламентские партии в 2020 году в глазах избирателей, нас с вами лично, выпали в осадок, остается, вроде как, "Справедливая Россия", которая ничем не была замазана. Можем предположить так. Но у нас все же слишком мало данных. Результаты локальных выборов не дают оснований говорить, что СР у нас вдруг реорганизовалась в активную партию, — говорит Григорий Говорухин. — Долгое время, до победы Фургала у нас партий как таковых вообще не было, они все были мертворожденными. Была одна партия — "Единая Россия". Что я сейчас вижу, так это недоверие к партии власти, оно очень четко отмечается. Это так называемый антирейтинг, и он очень весомый у "Единой России", а теперь и ЛДПР. Исходя из этого, остальные партии начинают с нулевым отсчетом. Поэтому и СР и КПРФ смогут соперничать друг с другом до поры до времени. Это к слову, не относится к самовыдвиженцам — они идут под нейтральным флагом.