Брусникин Николай
Первый заместитель председателя
Росграница — это государственный орган, и он действует согласно внутренним правилам, российскому законодательству, межгосударственным соглашениям. И, казалось бы, плевое дело – уже давно понятно, где этот пункт пропуска должен быть и с китайской, и с российской стороны... Но есть определенного рода технологические и политические процедуры. Политические: все, что касается границы и пунктов пропуска, определяется межгосударственными соглашениями. А это достаточно сложная дипломатическая процедура, когда страны готовят свои предложения, обращаются с ними в адрес друг друга, обмениваются нотами. Готовятся документы, которые потом подписывается уполномоченными представителями двух стран. Китайцы же вообще никуда не торопятся, они размеренно двигаются вперед. Мы тоже где-то можем подзатянуть, а потом навалиться, и оказаться впереди.
С технологической точки зрения тоже не все просто, потому что у России одна система картографирования, у Китая — другая. И опираться на GPS-координаты здесь нельзя, нужна гармонизация двух государственных систем геопривязки в рамках соответствующих соглашений.
Проект не просто межгосударственный, он уникальный — один остров, одна территория принадлежит двум государствам, при этом оба партнера позиционируют её не как символ разделения, а как символ единства и конвергенции двух систем, двух народов. Проект не меряется годами, с этим надо свыкнуться. Все же «за», но есть сложнейшие вопросы, требующие большущих денег. И дело не в том, что денег жалко — просто в грязь лицом российской стороне ударить нельзя. Всё должно быть солидно, не во времянках. И первым шагом нашего встречного движения стал мост через Амурскую протоку.
Я вам могу рассказать, что решение построить мост принадлежало Вячеславу Ивановичу Шпорту; оно было принято на следующий год после того, как он стал губернатором. И он мог смело этого не делать, не выбивать финансирование под строительство объекта. Но он посчитал, что это движение к восточному соседу должно быть, не будет моста — не будет ничего и на острове. Хотя для того, чтобы создать что-то на Большом Уссурийском, надо ещё в десять раз больше средств, чем на мост.
Сейчас идёт накопление определённых идей, концепций. Мост, пункт пропуска, программа культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий — это первые этапы. В прошлом году прошла первая международная регата вокруг Большого Усурийского. Это, кстати, мероприятия, которые не требуют больших денег. Потому что, чтобы начать строить капитальные объекты на острове, требуется берегоукрепление, а это не один миллиард рублей. А значит надо провести изыскания, спроектировать... Это всё годы. К этому надо быть готовыми. Это проект, плодами которого будут пользоваться, понимать громадьё наших планов наши дети, а возможно и внуки.