• 9—16 июля 2015
  • Завершена и закрыта
  • Вопросов: 17
  • Рейтинг: 1253

Изменился ли инвестиционный климат в Хабаровском крае под влиянием кризиса

Тяжелая социально-экономическая ситуация в стране не повлияла на желание инвесторов участвовать в развитии территорий опережающего развития Хабаровского края. На вопросы о том, какие отрасли экономики планируется развивать с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, о реакции бизнеса на кризисные явления ответит первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Николай Брусникин.

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #17. 15 октября, 09:39
    Какие инвестиционные проекты реализуются на территории Хабаровского края с участием иностранного капитала?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Если говорить об иностранных инвесторах, то на территории края осуществляют свою деятельность около 30 основных коммерческих организаций с различной долей участия иностранного капитала (от 15 до 100%).

      Инвестиционные проекты, реализация которых осуществляется за счет иностранного капитала:

      - строительство Дальневосточного центра глубокой обработки древесины в г. Амурске (ОАО "Дальлеспром", инвестиции Кипра), введены мощности по производству лущеного шпона, по лесопильному заводу выполнена проектная документация, заключен контракт на поставку оборудования с компанией "Шпрингер" (Австрия);

      - строительство горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении Нони в Верхнебуреинском районе края (кипрский учредитель "Кивердейл Лимитед");

      - завод по производству древесноволокнистых плит компанией "Римбунан Хиджау МДФ" (Малайзия), продолжается освоение мощностей завода;

      - проведение геологоразведочных работ с целью поиска месторождений золота и меди на Малмыжском рудном поле в Нанайском районе края компанией "Амур-Минералс" (США, Кипр);

      - строительство второго жилого комплекса повышенной комфортности компанией "Керенг-Хабаровск" (Республика Корея);

      - развитие рыбоводства и рыболовства, осуществляемого совместным российско-корейским предприятием "Оладон" (соучредитель – южнокорейская компания SAJO DAERIM CORPORATION);

      - строительство железорудного терминала, мыс Марии (ООО "Советско-Гаваньский морской торговый порт") входит в холдинг ООО "Петропавловск-Черная металлургия" (Великобритания).

      Перечень преференций на территории края - беспрецедентен и может дополняться льготами. Это льготы по налогам на прибыль, имущество. Более щадящие таможенные режимы, это возможность привлечения иностранной рабочей силы. Мы своими административными действиями регулируем аспекты, нацеленные на повышение качества производимых товаров и услуг. Тем не менее любой инвестор, в том числе и зарубежный, сам чует куда понесет деньги, куда нет.

      Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться к инвесторам и сказать - Хабаровский край обладает огромным потенциалом для реализации различных проектов, и правительство Хабаровского края готово оказать вам при этом всестороннюю поддержку.
  • #16. 15 октября, 09:37
    Николай Юрьевич, что предпринимает руководство Хабаровского края для повышения инвестиционной привлекательности региона?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      За последние 3 года в крае сделано немало для создания благоприятной среды для бизнеса и инвестиций. Удалось создать механизмы, регламентирующие инвестиционные процессы. Выстроена система поддержки и сопровождения инвестиций на территории края.

      Мы поймали нужную волну, и при помощи определенных "фишек" привлекаем местный и российский бизнес. Однако, сейчас не надо с этим перебарщивать – бережем силы. Лучше потратить энергию на то, чтобы сделать качественно то, что мы задумали.

      К примеру, в отличие от большинства субъектов ДФО, мы отказались от установления дополнительных требований и критериев к проектам и их участникам, ведь производственная сфера для нас — это ключевой приоритет поддержки.

      Здесь нужно уметь в чем-то уступить с тем, чтобы получить долгосрочный эффект. Очевидно, что в условиях конкурентной среды надо создавать благоприятную обстановку. Это может быть снижение административных барьеров, издержка от эксплуатации. Идеология ТОСЭР этим и интересна, что преференции делают на этапе эксплуатации имущества. Вкладываешься в имущественный комплекс, значит получаешь снижение издержек и получаешь большую эффективность.

      Важным условием привлечения инвестиций является наличие доступной инженерно-транспортной инфраструктуры для размещения производственных объектов. Ведется работа по снижению административных барьеров: работает "телефон доверия" для предпринимателей, действуют Межведомственный совет по устранению барьеров в развитии предпринимательства и институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае.

      Оперативная работа с инвесторами требует "ручного" метода управления. Поэтому мы создаем сеть региональных управляющих компаний (по развитию о. Большой Уссурийский, ТОСЭР, ПОЭЗ), которые впоследствии станут "дочками" федеральных.
  • #15. 15 октября, 09:22
    Какие иные крупные проекты сейчас реализуются на территории края, какие планируются в ближайшее время?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Если говорить в общем, то на территории Хабаровского края реализуется 167 инвестиционных проектов, всего с начала реализации проектов вложено порядка 265 млрд руб. Если рассмотреть их по отраслям, то в топливно-энергетическом комплексе можно отметить ОАО «Хабаровский НПЗ» с проектами строительства комплекса гидропроцессов и нефтепровода-отвода ВСТО — ХНПЗ, всего вложено 42,7 млрд руб. НК «Роснефть» в Комсомольске-на-Амуре строит комплекс гидрокрекинга на Комсомольском НПЗ и нефтеотвод ВСТО — КНПЗ, стоимость этих проектов 5 млрд руб. ОАО «Ургалуголь», дочерняя компания СУЭК реализует проект строительства обогатительной фабрики на Ургальском каменноугольном месторождении — 2,18 млрд руб. Можно отметить ОАО «РусГидро» с проектом строительства ТЭЦ в Советской Гавани — это около 1,1 млрд руб.
      В промышленности Комсомольский-на-Амуре завод осуществляет масштабное техническое перевооружение и модернизацию производства на 1,78 млрд руб. В деревопереработке ООО «Азия Лес» намерена организовать производство строганных и профилированных пиломатериалов в пос. Берёзовый Солнечного района, стоимость проекта 3 млрд руб. ОАО «Дальлеспром» принадлежит идея создания Дальневосточного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске с 1 млрд руб. инвестиций. ООО «РИМБУНАН ХИДЖАУ МДФ» с проектом выпуска новых видов продукции и комплексной переработки древесины — 0,18 млрд руб.

      В рамках развития круизного и яхтенного туризма планируется проект создания круизного кластера «Остров Большой Уссурийский–Шантары», предусматривающий восстановление круизного судоходства на реке Амур.
  • #14. 15 октября, 09:20
    Возникают ли проблемы с кредитованием проектов в текущих финансовых условиях?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Нельзя ответить на данный вопрос однозначно. Сейчас объясню почему. Ко мне обращаются инвесторы по различным вопросам. И один из них — это повышение кредитных ставок в целом, а также в одностороннем порядке по ранее выданным кредитам.

      И в то же время правительством Российской Федерации формируются различные программы, фонды, которые служат инструментами для финансовой поддержки инвесторов. Сегодня запущен механизм кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях в соответствии с программой поддержки инвестиционных проектов на основе проектного финансирования. Она утверждена постановлением правительства РФ от 11 октября 2014 года № 1044. В документе определены критерии и порядок отбора инвестпроектов, финансовых консультантов, уполномоченных банков, порядок рассмотрения проектов межведомственной комиссией.

      В узком определении проектное финансирование выступает как метод финансирования инвестиционных проектов, характеризующийся особым способом обеспечения возвратности вложений. В основе его лежат исключительно или в основном денежные доходы, генерируемые инвестиционным проектом, а также оптимальное распределение всех связанных с проектом рисков между сторонами-участниками.

      Проектное финансирование используется для реализации масштабных и капиталоемких проектов в мировой практике уже несколько десятилетий. По мере интеграции России в мировое экономическое пространство этот механизм становится все более востребованным и необходимым и у нас. На фоне финансового дефицита программа поддержки инвестпроектов на основе проектного финансирования, мы надеемся, послужит, оживлению экономики и улучшению инвестиционного климата.
      Правительство Хабаровского края также прилагает немало усилий в этом направлении, предлагая и применяя различные механизмы поддержки, как на краевом, так и на федеральном уровнях. В этом году для участия в конкурсном отборе инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока, инициатором которого стало Минвостокразвития, от Хабаровского края направлены шесть заявок. После проведения конкурса в феврале 2015 были отобраны для финансирования два проекта: строительство угольного терминала в морском порту Ванино, в бухте Мучке, инвестор — ООО «Сахатранс», дочерняя компания Volga Group, и увеличение добычи угля в на Ургальском месторождении, инициатор — ОАО «Ургалуголь», дочка СУЭК. Еще один проект вошел в реестр отобранных и после доработки документации будет участвовать в конкурсе на получение финансирования. Это создание горно-обогатительного комбината по освоению Правоурмийского месторождения олова, инвестор — ОАО «Русолово».
  • #13. 15 октября, 09:16
    Мы много говорим о планах межгосударственного сотрудничества на Большом Уссурийском, но, к примеру, до сих пор не открылся международный пункт пропуска на остров. Росграница пока не определила даже место для его размещения.
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Росграница — это государственный орган, и он действует согласно внутренним правилам, российскому законодательству, межгосударственным соглашениям. И, казалось бы, плевое дело – уже давно понятно, где этот пункт пропуска должен быть и с китайской, и с российской стороны... Но есть определенного рода технологические и политические процедуры. Политические: все, что касается границы и пунктов пропуска, определяется межгосударственными соглашениями. А это достаточно сложная дипломатическая процедура, когда страны готовят свои предложения, обращаются с ними в адрес друг друга, обмениваются нотами. Готовятся документы, которые потом подписывается уполномоченными представителями двух стран. Китайцы же вообще никуда не торопятся, они размеренно двигаются вперед. Мы тоже где-то можем подзатянуть, а потом навалиться, и оказаться впереди.

      С технологической точки зрения тоже не все просто, потому что у России одна система картографирования, у Китая — другая. И опираться на GPS-координаты здесь нельзя, нужна гармонизация двух государственных систем геопривязки в рамках соответствующих соглашений.

      Проект не просто межгосударственный, он уникальный — один остров, одна территория принадлежит двум государствам, при этом оба партнера позиционируют её не как символ разделения, а как символ единства и конвергенции двух систем, двух народов. Проект не меряется годами, с этим надо свыкнуться. Все же «за», но есть сложнейшие вопросы, требующие большущих денег. И дело не в том, что денег жалко — просто в грязь лицом российской стороне ударить нельзя. Всё должно быть солидно, не во времянках. И первым шагом нашего встречного движения стал мост через Амурскую протоку.
      Я вам могу рассказать, что решение построить мост принадлежало Вячеславу Ивановичу Шпорту; оно было принято на следующий год после того, как он стал губернатором. И он мог смело этого не делать, не выбивать финансирование под строительство объекта. Но он посчитал, что это движение к восточному соседу должно быть, не будет моста — не будет ничего и на острове. Хотя для того, чтобы создать что-то на Большом Уссурийском, надо ещё в десять раз больше средств, чем на мост.

      Сейчас идёт накопление определённых идей, концепций. Мост, пункт пропуска, программа культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий — это первые этапы. В прошлом году прошла первая международная регата вокруг Большого Усурийского. Это, кстати, мероприятия, которые не требуют больших денег. Потому что, чтобы начать строить капитальные объекты на острове, требуется берегоукрепление, а это не один миллиард рублей. А значит надо провести изыскания, спроектировать... Это всё годы. К этому надо быть готовыми. Это проект, плодами которого будут пользоваться, понимать громадьё наших планов наши дети, а возможно и внуки.
  • #12. 15 октября, 09:04
    Как вы считаете, проект предоставления гектара земли на Дальнем Востоке сможет простимулировать частное предпринимательство?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Я столкнулся с несколькими инициативными группами людей, которые либо занимаются интеллектуальным трудом, либо малым бизнесом, работают по найму — словом, представители разных социальных слоёв. Но они понимают, что надо пускать корни. Где-то это происходит на религиозной основе, где-то на основе возрождения русской духовности... Мы сейчас выявляем такие целевые группы и начинаем работать с ними. Сейчас молодые люди и люди среднего возраста вряд ли задумываются о земельном участке, даже понятие дачи для них уже является чем-то непривычным. Но те, кто постарше, понимают, что земля — это ценный ресурс.

      Не стоит считать эту инициативу рычагом, который способен перевернуть мир. Но факт, что для какой-то части — 2-3% процентов активного населения страны — это возможность без бюрократических препон получить участок земли, на котором потихонечку выстроить своё дело... Здесь тоже нельзя спешить, торопить людей с освоением земель. Должны быть мотивирующие меры, должен быть контроль, но надо исходить из долгосрочного планирования. Попробуйте гектар в один сезон освоить! Шесть соток-то бывает много. Это требует и усилий, и материальных вложений, прежде чем начнёт давать отдачу.
  • #11. 15 октября, 09:04
    Что, с вашей точки зрения, является главным препятствием для инвесторов в Хабаровском крае?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Регуляторная среда. Нас подводят такие показатели, как подключение к электросетям и получение разрешений на строительство. Это наиболее чувствительные вопросы для бизнеса по всей стране. В связи с этим мы проводим работу по сокращению сроков и процедур в этой сфере. По поручению губернатора в регионе создана межведомственная Рабочая группа и разработан план мероприятий по улучшению инвестиционного климата в крае. В него вошли вопросы, связанные с регистрацией юридического лица, получением разрешений на строительство, регистрацией прав собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лицензированием предпринимательской деятельности, подключением объектов инфраструктуры, наличием и качеством регионального законодательства о механизмах защиты прав инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности, административным давлением на бизнес.
      Вторую проблему мы видим в недостаточной обеспеченности инвестиционных проектов энергетической и транспортной инфраструктурой, сопряженной с большими затратами инвестора на ее создание. А они порою достигают 40% от стоимости собственно инвестпроекта. Правительство Хабаровского края прилагает немало усилий в решении данных вопросов. Так, совместно с Минвостокразвития России нами реализуется работа по привлечению финансирования инфраструктурных объектов за счет средств ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». В настоящее время такая поддержка в крае оказана уже упомянутым ООО «Сахатранс» и ОАО «Ургалуголь». На очереди ОАО «Русолово».

      В крае применяются и другие механизмы поддержки, предлагаемые Российской Федерацией.

      Вместе с тем, в регионе разрабатываются и свои инструменты поддержки инвесторов. В частности, формируется региональный инвестиционный фонд, предназначенный для финансирования объектов инфраструктуры в рамках проектов, реализуемых на условиях ГЧП.
  • #10. 15 октября, 09:03
    Хабаровский край позиционируется как регион с хорошей логистикой, своеобразный хаб для Дальнего Востока. Но транспортные и инвестиционные потоки идут туда, где есть реальная инфраструктура — складская, дорожная, перегрузочная
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Действительно, государственная политика по развитию Дальнего Востока основывается на использовании конкурентного преимущества транзитного потенциала его территорий. В этом макрорегионе Хабаровский край играет исключительную роль и является транспортно-транзитным центром, включающим все виды современного транспорта. Главное место в наращивании транзитного потенциала отведено формирующемуся Ванино-Советско-Гаванскому транспортно-промышленному узлу. Он имеет выход на международные морские линии, связывающие порты Ванино и Советская Гавань со странами АТР, и является ключевым звеном международного транспортного коридора «Восток—Запад».

      Реализация проекта выходит за рамки Хабаровского края, проект является значимым для всего макрорегиона. Это связано с тем, что транспортный узел комплексирует экономические интересы грузообразующих субъектов Российской Федерации, тяготеющих к зоне БАМ и Транссиб, а также крупных промышленно-сырьевых холдингов, реализующих проекты в горно-рудной, металлургической и других отраслях.

      Компании, которые ведут разработку крупных месторождений в Сибири, Забайкалье, Якутии, Амурской области и ЕАО, заинтересованы в строительстве современных терминалов для перевалки экспортных грузов в морских портах Ванино и Советской Гавани. Также имеется интерес в строительстве терминалов по перевалке контейнеризированных грузов и импортного глинозема. Кроме создания логистического центра проект развития узла предполагает размещение биоресурсных и перерабатывающих производств, развитие судоремонта.
      На основе механизма государственно-частного партнерства ведется взаимоувязанное развитие обеспечивающей инфраструктуры: железнодорожной, автодорожной, энергетической, портовой. В настоящее время ОАО РЖД осуществляет поэтапное развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа. Завершается строительство автодороги Хабаровск—Лидога—Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре. В городе Советская Гавань ОАО «РусГидро» ведется строительство ТЭЦ мощностью 120 МВт. ОАО ФСК ЕЭС строит высоковольтную линию 220 кВ Комсомольск—Селихино—Ванино. С вводом в эксплуатацию этих объектов будет обеспечена возрастающая потребность тренспортно-промышленного узла в энергии.

      Развивается и портовая инфраструктура. Значительная часть территории портов Ванино и Советская Гавань занята инвесторами — дочерними компаниями холдингов ОАО СУЭК, Volga Group, ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», ОАО «Мечел», ОК РУСАЛ, ГК «Трансбункер», RFP Group, ОАО «НК Альянс», ведущими реконструкцию и строительство новых портовых мощностей для перевалки экспортно-импортных грузов. Нацелены на размещение здесь своего бизнеса холдинги ООО «Петропавловск — Черная металлургия» и ОАО «Росагроснаб».
  • #9. 15 октября, 09:02
    Как запуск ТОСЭР отразится на экономических показателях края?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Ну, во-первых, речь идет о притоке прямых частных инвестиций в экономику края в объеме 50 млрд руб., и это только первый пул резидентов. Во-вторых, это более 6,5 тыс. новых рабочих мест, преимущественно высококвалифицированных. Кроме этого, последует улучшение социальной и инженерной инфраструктуры городских агломераций. В течение 10 лет налоговые поступления только от первого пула инвесторов составят в агломерациях Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска соответственно 5 млрд руб. в и 16 млрд руб.
  • #8. 15 октября, 09:02
    Николай Юрьевич, в ближайший год Хабаровском крае будет создано две территории опережающего развития, в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Предусмотрены ли уже в краевом бюджете расходы на обустройство их инфраструктуры?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      В части развития инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) необходимо говорить о двух основных направлениях, которые мы видим. Во-первых, это инженерная инфраструктура, которая должна позволить резидентам начать строительные работы, осуществлять свою производственную деятельность. В этой части нами совместно с сетевыми организациями, органами местного самоуправления, специалистами Минвостокразвития России определены основные мероприятия по обеспечению площадок сетями, а также даны предварительные оценки затрат на это.

      Несомненно, о конечных суммах мы сможем говорить только после разработки проектно-сметной документации. На текущий момент первоочередные мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры ТОСЭР в агломерации Хабаровска оценены нами на сумму порядка 2,3 млрд руб.; ТОСЭР в Комсомольске-на-Амуре — на сумму 1,2 млрд руб.
      Масштаб финансового участия правительства края будет определен после получения конкретных ценовых параметров, разумеется, с учетом возможностей краевого бюджета.

      Но не менее важной стороной является развитие объектов социальной инфраструктуры, направленных на создание благоприятной городской среды. По этому направлению мы уже начали работу. В Комсомольске-на-Амуре сумма первоначальных вложений в социальную сферу по нашим оценкам составит 13 млрд руб. По ТОСЭР в Хабаровске аналогичные затраты будут определены в ближайшее время.

      Безусловно, развитие социальных объектов — это, прежде всего, компетенция регионов, муниципалитетов, но, учитывая, сложную финансовую ситуацию на уровне местных бюджетов, в наших планах максимально задействовать потенциал федеральных целевых и государственных программ.
  • #7. 15 октября, 09:01
    Помимо экономической составляющей, будет ли как-то ещё представлен Хабаровский край на форуме?
  • #6. 15 октября, 09:00
    Какие, по Вашему мнению, из этих 22 проектов являются самыми интересными для инвесторов?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Здесь невозможно выделить какие-то более интересные или, наоборот, менее значимые проекты. Они все очень разные, и каждый, безусловно, достоин внимания. Очень важно, что тут у нас много направлений, и это — отражение многоукладной экономики Хабаровского края. Представлена транспортная отрасль, промышленность, сельское хозяйство, и туризм.

      Конечно, есть как «крупные игроки», так и менее капиталоёмкие проекты. Из больших инвестиционных предложений, которые будут презентованы, можно отметить ООО «Саха (Якутскую) транспортную компанию» с проектом перегрузочного терминала в порту Ванино. Это очень значимый для региона объект, который даст существенную прибавку по налоговым отчислениям в бюджет и новые рабочие места. Другие крупные проекты — развитие Хабаровского аэропорта, завод по производству деталей для авиационной техники (ГК «Энергия»), строительство ГОКа на базе Правоурмийского оловорудного месторождения, создание лесохимического комплекса (ООО «Монолог»).

      С другой стороны, есть еще такое направление как городская среда и туризм. Здесь, например, будут представлена вторая очередь горнолыжного комплекса «Холдоми», планы по строительству четырёхзвёздочной гостиницы в центре Хабаровска (ООО «Дальреострой»). Сегодня задача инициаторов этих проектов — подготовить свою презентацию так, чтобы ими заинтересовались инвесторы и финансовые институты.
  • #5. 15 октября, 09:00
    Восточный экономический форум — это крупное событие для Дальнего Востока и всей России. Каким образом будет проводиться презентация Хабаровского края?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Во Владивосток поедет официальная делегация Хабаровского края во главе с губернатором Вячеславом Шпортом и, конечно, бизнесмены. Представители нашего региона будут участвовать во всех основных мероприятиях ВЭФ. Это – пленарные заседания, ключевые сессии, стратегические сессии и питч-сессии. Сразу необходимо пояснить, что такое питч-сессии, так как это один из главных форматов работы на Форуме. Это, по сути, краткая очная защита проектов перед потенциальными инвесторами. Инициатор проекта должен за короткое время заинтересовать тех, кто обладает финансовыми ресурсами. Такой формат предложен Минвостокразвития РФ, и проекты, которые попали на эту сессию, прошли тщательный отбор. Хабаровский край привезет во Владивосток 22 проекта в самых различных отраслях – транспорт, логистика, промышленное производство, добыча полезных ископаемых, городская среда, сельское хозяйство. Потенциальный объем инвестиций по этим направлениям составляет более 300 миллиардов рублей. Важно отметить, что все эти проекты будут размещены на интерактивной инвестиционной карте Дальнего Востока. Это ещё одно новшество Форума. Каждому участнику будет выдан планшет с установленной в него картой. Пользователь сможет выбрать интересующий его регион и изучить параметры то или иное инвестиционное предложение. Также по этим проектам запланировано подписание ряда соглашений с федеральными, краевыми органами власти и финансовыми организациями.

      Кроме того, в рамках ВЭФ состоится и презентация девяти территорий опережающего социально-экономического развития. Мы представим две ТОСЭР – «Хабаровск» и «Комсомольск». Это фактически первые такие территории в стране. Сейчас изготавливаются видеоролики и макеты. Участники смогут детально познакомиться с этими площадками, задать интересующие любые вопросы.
  • #4. 14 октября, 07:30
    какие отрасли экономики Хабаровского края больше всего пострадают от кризиса?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Хотелось бы, конечно, чтобы никто не пострадал.
      Сегмент малого бизнеса ощутит очевидную нехватку оборотного капитала и частично это компенсируется за счет самокредитования по неуплате налогов, каких-то серых зарплатных схем.
      Но малый бизнес - обслуживание, торговые сети, ритейл, сфера услуг - на мой взгляд, предмет для внимания и та область, которой мы зачастую уделяем его недостаточно. Считается, что эта сфера бизнеса достаточно гибкая и может самостоятельно отстроиться.
  • #3. 14 октября, 07:29
    Николай Юрьевич, были ли случаи отказов от сотрудничества по ТОРам? Как бизнес отреагировал на кризисные явления?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Явных отказов нет. Те, кто решается, обладает своей бизнес-логикой, имеют определенный объем инвестиционного ресурса, просчитывают свои бизнес-планы под ту экономику, которая есть сейчас. Даже не столь капиталоемкие на старте проекты делают акцент на окупаемость вложений за счет льгот. Нам кажется, что в Приморье бизнес "покруче" будет, и нам хочется создать мотив притока к нам. Не в плане конкуренции между двумя субъектами одной страны. Но в Хабаровском крае много приморских компаний, а в Приморском крае хабаровских мало, хотя тоже есть. Некоторые инвесторы не находят в Хабаровском крае интересующих предложений и уходят в Приморье или Амурскую область. Это связанно не с тем, что предложения плохие. А с тем, что у каждого свои интересы и специфика. Поэтому, то, что полпредство интегрирует деятельность различных ТОРов, это здорово.
  • #2. 14 октября, 07:29
    Полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев говорил, что Хабаровский край опережает по развитию ТОРов Приморье. В какой стадии в целом по Дальнему Восток сейчас находятся территории опережающего развития? Интересуются ли ими инвесторы?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      Работа с привлечением инвесторов идет в ежедневном режиме, где-то мы уже видим четко выраженное намерение к сотрудничеству. Где-то идет наработка бизнес-планов. Понятно, что последние события на финансовом рынке заставляют многих пересмотреть какие-то подходы, свои финансовые возможности. Кто-то говорит об изменении сроков окупаемости, кто-то говорит о создании этапов, которые будут формировать группы проектов.
  • #1. 14 октября, 07:29
    Какие отрасли экономики Хабаровского края планируется развивать с учетом сложившейся конъюнктуры рынка?
    • Брусникин Николай
      Первый заместитель председателя
      В Хабаровском крае представлен широкий спектр сегментов экономики: промышленное производство, судостроение и авиастроение, строительные материалы, сельхозпереработка. Поэтому все инвестпроекты, которые мы сегодня сопровождаем, и продвигаем в том числе, комплексные проекты по развитию с предусмотренным бюджетным финансированием, связаны с ключевыми отраслями развития края или тех сегментов экономики, которые должны развиваться. Некоторые инвестпроекты среднего уровня группируются в контурах территорий опережающего развития и сегодня наиболее подготовленными являются две площадки: Комсомольск-на-Амуре и Ракитное. В Комсомольске видим концентрацию резидентов, будущих инвесторов под производство композитных материалов, но конечно хотелось бы расширить сегмент за счет предприятий аэрокосмической области. А в том же Ракитном формируются два четко выраженных направления, связанных с производством строительных материалов, тепло - гидроизоляционных материалов, комплектующих для строительства: дверей, окон, металла, арматуры. Отдельно можно выделить сельскохозяйственное направление, охватывающее деятельность от производства дикоросов до крупных теплиц для производства овощей и сельхозпродукции. Иными словами, направления формирования инвестиционной политики совпадают с существующим базисом и с новыми направлениями, которые формируют программы импортозамещения.
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia