Одаренным может быть каждый ребенок

  • 13—27 ноября 2013
  • Завершена и закрыта

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #6. 20 ноября, 05:18
    Уважаемые участники нашей конференции! Спасибо большое за ваши вопросы. Мы очень рады, что вас (безусловно как и нас) волнуют вопросы развития и поддержки детской одаренности. Это особые дети...Важно не просто "задавить" их занятиями, нужно помочь им развиваться, понять "что, зачем и для чего", выстроить приоритеты, быть конкурентоспособными. И, конечно, счастливыми:).
    Специалисты центра поддержки одаренных детей Хабаровского краевого института развития образования всегда готовы Вам помочь: http://cpod.ippk.ru.
    Мы завершаем конференцию. Спасибо всем за участие!
    С искренним уважением, Оксана Леонидовна.
  • #5. 19 ноября, 10:07
    Подскажите, пожалуйста, как ребенка готовить к олимпиаде? Дома самостоятельно или такой подготовкой должны заниматься учителя в школе? Для школы ведь большой плюс, если в ней учатся дети - победители и призёры олимпиады.
    • Шаталова Оксана Леонидовна
      директор центра поддержки одаренных детей
      «Дорогу осилит идущий».
      Безусловно, это очень радостное событие для всех (учителей, родителей, администрации школы), но самое главное, для самого ребенка! Вы верно заметили, что «выигрывают» от победы или призерства все (и ребенок, и семья, и школа, и район, и край, и страна:), смотря о каком этапе олимпиады идет речь). Поэтому и готовиться надо всем вместе, но, избегая перехода к позиции «победа-самоцель», всё же лучше придерживаться девиза «главное участие»…но все силы приложим.
      В первую очередь, важна мотивация ребенка и процесс его самоподготовки. Он выстраивает собственную траекторию подготовки к предметной олимпиаде. Но при этом даже одаренному ребенку нужна помощь наставника, учителя по интересующему ребенка предмету. Учитель помогает школьнику выстроить индивидуальную траекторию подготовки более точно, с позиции профессиональной оценки. Они работают вместе: анализируют ошибки, задания, тренируются, определяют, какой объем материала необходимо изучить, какой повторить и т.д. Это индивидуальная подготовка. Но учитель может на уроках и на занятиях во внеурочное время также готовить ребят к олимпиаде, используя разноуровневые задания, различные формы работы.
      Далее муниципальные службы организуют различные курсы и временные школы для подготовки победителей и призеров муниципального этапа к дальнейшему участию на уровне края.
      На краевом уровне осуществляется сопровождение одаренных детей Хабаровского края (ХК Институт развития образования, министерство образования и науки ХК). В подготовке на таком уровне выделяются несколько этапов: 1. сентябрь-декабрь, февраль-март – функционирует дистанционная школа по подготовке ребят к региональному и заключительному этапу олимпиады «Виртуальный учебный центр» (http://cpod.ippk.ru), в котором работают преподаватели, имеющие степени кандидатов и докторов наук. 2. организуются специальные занятия во время регионального этапа олимпиады для участников (январь-февраль). 3. учебно-тренировочные сборы для участников заключительного этапа олимпиады (март). 4. индивидуальные консультации (март-апрель). Так на краевом уровне реализуются 2 основные принципа успешного сопровождения: индивидуальный подход, непрерывность.
      Поэтому процесс подготовки напоминает лесенку со ступеньками, по которым ребенок постепенно поднимается к своей победе. Как и в любом конкурсе здесь есть победители и есть «непобедители». Отличие «непобедителей» предметной олимпиады в том, что они ничего не проигрывают, они приобретают знания, корректируют «горизонты», понимают, как и куда двигаться дальше, ведь "дорогу осилит идущий"
  • #4. 18 ноября, 09:50
    Как вы считаете, дети-индиго - это одаренные дети? Есть ли они на самом деле? Или это миф и кому-то нужный бренд?
  • #3. 15 ноября, 08:36
    Мой ребенок достаточно хорошо учится. Я слышала, что в крае проводятся олимпиады по разным предметам. Это очень хорошая возможность для ребенка - показать свои знания, получить толчок для будущих успехов. Каким образом отбирают детей в школе для участия в этих олимпиадах?
    • Шаталова Оксана Леонидовна
      директор центра поддержки одаренных детей
      «Большой талант требует большого трудолюбия» (П.И.Чайковский).
      Жаль, уважаемые участники, что вы не оставляете даже имени для обращения…а было бы здорово. Ваш ребенок, действительно, может быть высокомотивированным к обучению, иметь способности, может даже академическую или интеллектуальную одаренность. Для ребят, которые относятся к данной категории, сегодня существует широкий спектр конкурсов и олимпиад, в том числе дистанционных, что позволяет выйти за рамки школы и даже региона. Но всё же наиболее значимой на сегодняшний день является всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам. Она дает возможность выявить способных ребят. При этом выявление идет несколькими этапами. На школьном уровне в олимпиаде принимают участие все желающие ребята для того, чтобы дать возможность каждому, не пропустить ни одной «жемчужины». Ребенок получает шанс проявить себя, а педагоги увидеть новую «звездочку». Но на муниципальный этап проходят уже только победители и призеры школьного уровня. Это позволяет «лучшим» идти дальше, а остальным сделать выводы и принять решения по изменению собственной образовательной траектории. Далее отбор продолжается: на региональный этап выходят победители и призеры муниципального, а на заключительный – регионального уровня (если интересно, то все требования и аспекты описаны в Положении о всероссийской олимпиаде школьников от 2.12.2009 № 695). Это позволяет выявлять наиболее талантливых ребят, и всем (не только лучшим из них) двигаться вперед в зоне ближайшего развития, создавая и проектируя собственную образовательную траекторию с прицелом на успех. Важно, что это не только стимул и ресурс развития для ребят, но и некие преференции. Дело в том, что, помимо безусловно значимого развивающего эффекта и опыта, ребята имеют в качестве результата участия в олимпиаде не только более высокий уровень знаний и развития интеллекта и мышления, мотивацию дальнейшего обучения на более высоком уровне, саморазвития, но и значимые льготы при поступлении в высшие учебные заведения Российской Федерации (особенно для победителей заключительного этапа олимпиады). Также очень важно, что олимпиада позволяет обеспечить взаимодействие ребят с преподавателями краевых вузов во время учебно-тренировочных сборов, которые проходят и в рамках регионального этапа и во время подготовки к заключительному этапу олимпиады, а также после заключительного этапа уже с преподавателями вузов России. Помимо этого приоритетность работы с одаренными детьми подчеркивается и тем, что преподаватели краевых вузов в 2013 году начали работу в краевой дистанционной школе «Виртуальный учебный центр», где аспиранты, кандидаты и доктора наук проводят занятия с ребятами по подготовке к олимпиаде по всем предметам, причем для ребят занятия абсолютно бесплатные (площадка дистанционной школы - сайт центра поддержки одаренных детей ХК Институт развития образования: http://cpod.ippk.ru).
      Сегодня работа с одаренными детьми - это не только констатация, но и развитие и сопровождение. Участвуйте и побеждайте! Желаю удачи Вам и Вашему ребенку:))!!!
  • #2. 14 ноября, 10:27
    Объясните, пожалуйста. разницу между одарённым и талантливым способным ребенком? Одарённость детей - это новый модный термин или за ним скрывается что-то, на что раньше родители и педагоги не обращали внимание?
    • Шаталова Оксана Леонидовна
      директор центра поддержки одаренных детей
      «Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет» (У. Шекспир).
      Ваш вопрос о терминах. Разница, конечно, есть. В связи с этим предлагаю Вам посмотреть интересную (на мой взгляд) лекцию «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками». Лектор: Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Образовательные стратегии развития одаренности» МГППУ. Вот ссылка на видео:
      http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=AZwWpyWei3s
      Думаю, что Вы посмотрели и поняли, насколько просто увидеть разницу в понятиях и как сложно в двух словах ее описать:). Если вопросы всё же остались, пишите…отвечу:).

      Утверждение, что одаренность – это новый модный термин, несколько удивительно для меня, поскольку это то же, что говорить, что дети – это сегодня модно. Согласитесь, странно звучит. Внимание же на «нестандартных», оригинальных детей обращали всегда. «Всё течет, всё изменяется»: сегодня система образования меняется, разрабатывают инновационные походы и технологии, которые в себе сочетают традиции, опыт и новый взгляд, новые тенденции и признание принципиальной ценности грамотного осуществления поддержки талантливых детей. Поэтому можно назвать трендом не детей, а инновационные направления и формы сопровождения одаренных детей в системе образования. Ведь сегодня (без преувеличения) это неотъемлемая часть проблемы повышения интеллектуально-творческого потенциала нации. Внимание этим вопросам, действительно, уделяется много, но это кроет в себе и риски. С одной стороны, мы понимаем, что способным, одаренным детям необходима постоянная поддержка (как педагогов, так и родителей), используем новые технологии и современные технические средства, проектируем, изучаем, внедряем... Но, с другой, не всегда происходит понимание мотивов, ценностей самого ребенка. Иногда родители и учителя действуют на основе своих интересов, увлекаются своими целями (хотя возможно они не всегда осознают это)…отодвигая на второй план цели и смыслы деятельности ребенка. А это - «провал». Индивидуальное непрерывное сопровождение развития личности талантливого ребенка (его самоактуализация) – это «вершина»: то, во имя чего…
      За «розой» надо ухаживать, создавать условия для роста и цветения…Но ее можно и погубить: чрезмерным вниманием (слишком часто и много поливаем) или недостаточным (завяла из-за недостатка воды и солнца).
      Необходимо аккуратно и вдумчиво сопровождать и поддерживать (а не навязывать и подавлять)…Дети сами делают выбор: надо - не надо, хочу - не хочу, буду - не буду.
      Главное знать: ЗАЧЕМ и КАК. Если вам нужно, мы поможем "не навредить", подскажем, "как лучше": http://cpod.ippk.ru/cpod/nashi-partnery/proekt-bez-granic.html. Нас, желающих ухаживать за «розами» грамотно, уже много. Присоединяйтесь!
  • #1. 14 ноября, 00:16
    Здравствуйте, ребенок изобретатель - это одаренность? Есть в Вашем центре инструменты для развития и поддержки таких детей?
    • Шаталова Оксана Леонидовна
      директор центра поддержки одаренных детей
      "Только те, кто предпринимает абсурдные попытки, смогут достичь невозможного" (А. Эйнштейн).
      «Ребенок-изобретатель»…в такой формулировке, скорее это замечательная норма, поскольку дети вообще очень изобретательны и креативны, как правило, демонстрируют высокую познавательную активность. Вопрос, скорее в том, о каком возрасте идет речь, какова специфика деятельности (в чем проявляется и как) и ее продуктов. Учитывая минимальность информации:), отвечу Вам обобщенно, но, надеюсь, достаточно полно. Замечательно, если Ваш ребенок изобретателен. Чтобы сделать первичный вывод, давайте оттолкнемся от классификации видов одаренности (их много, но мы будем опираться на ту, которую предпочитает Юркевич В.С.): 1. интеллектуальная, 2. академическая, 3. социальная, 4. художественная, 5. практическая, 6. психомоторная (спортивная), - и от концепции Дж.Рензулли (упрощенно: высокий уровень способностей + высокая мотивация + креативность). Тогда можно предположить в данном случае, что если мы видим, что ребенок демонстрирует высокие интеллектуальные (допустим) способности, ему нравится эта изобретательская деятельность (предположу технического направления) и он, действительно, в ней демонстрирует нестандартные решения, то можно смело говорить об одаренности:). Далее, если у Вас возникнет желание, можно обсудить более детально и предметно:).
      Для детей, которые "объединяют" в себе исследовательские способности и "техническую" интеллектуальную одаренность, сегодня в Хабаровском крае уже существуют возможности участия (и ребят и их педагогов) в инновационных проектах: "Изучение наномира - шаг в будущее", "Робототехника", "Построй свою историю: LEGO" и другие. Эти проекты позволяют работать с супер-современной техников и развивать способности. Это очень интересно, а ведь важно, чтобы деятельность приносила ребенку удовольствие и положительные эмоции. Преподаватели вузов, осуществляющие сопровождение ребят и педагогов в рамках этих проектов, утверждают, что инновационные формы работы и современные технические средства позволяют повысить мотивацию детей к исследовательской деятельности.

      И немного ко второй части вопроса. Есть методики и методы, позволяющие выявить одаренного ребенка и развивать его способности. Специалисты нашего Центра владеют ими и, безусловно, готовы «поддержать» в решении этого вопроса учителей, родителей, даже детей, в случае их обращения в наш Центр. Если Вас интересует деятельность именно нашего Центра, то можно познакомиться в ней на сайте Центра поддержки одаренных детей Хабаровского краевого института развития образования: http://cpod.ippk.ru и по телефонам, которые Вы там найдете.
      Наши реальные и виртуальные двери открыты всегда и для всех. Будем рады помочь!!!