Пассивная позиция хабаровского бизнеса не оставит ему шансов в конкурентной борьбе с серьезными российскими и зарубежными компаниями. Только уход от "дедовских" принципов ведения дел может исправить ситуацию. Такое мнение в беседе с корр. ИА AmurMedia высказал эксперт по продвижению бизнеса Константин Скрипников.
Повсеместное сужение рынков товаров и услуг подталкивает бизнес Хабаровского края задуматься о новых формах работы по продвижению своей продукции.
Местным производителям поучаствовать в процессе импортозамещения и нарастить долю рынка наверняка не получится, потому что конкуренция "дедовскими способами" с серьезными иностранными и российскими компаниями не имеет под собой перспектив.
Многие местные предприниматели при организации бизнеса не умеют работать в конкурентной среде, именно поэтому в регионе большую долю занимают товары и услуги из других регионов России. Об этом свидетельствуют бизнес-планы большинства компаний – большое внимание в них уделяется чему угодно, но только не конкуренции.
В начале 90-х в России как такового рынка не существовало и основным средством продвижения продукции или услуг была реклама. Тогда реклама действовала как инструмент экспансии и захвата в формировании определенной доли рынка.
И сегодня, по прошествии десятилетий большинство предпринимателей по-прежнему видят продвижение своей продукции или услуг только в рекламе. Нет понимания у бизнеса, что если хочешь продвинуть на рынок товар или услугу, то сначала надо ослабить позиции конкурентов в действующем сегменте рынка, а лишь потом проводить рекламную кампанию.
Поэтому с начала надо расчистить "поляну" и четко понимать, на какую долю рынка будешь претендовать. Аналогию можно провести с работой дачников. Сначала они выбирают место и площадь под будущую культуру (сегмент и доля на рынке), затем вырывают сорняк или культуры, которые мешают, и перекапывают почву (ослабление конкурентов на территории) и лишь потом сеют семена (реклама). Только в бизнесе предприниматели порой нарушают порядок этих действий. При ведении своего бизнеса реклама запускается прежде, чем была проведена работа по ослаблению конкурентов, соответственно, эффект от этих действий снижается
Повышение качества товаров или предоставление услуг на рынке Хабаровского края местными производителями в условиях кризиса становится невозможным при таких обстоятельствах. Успех ждет только тех, кто придумает что-то новое, не похожее на уже существующее на рынке, но им вряд ли удастся избежать серьезных финансовых трат на продвижение. Как правило, новые идеи и финансовые средства находятся в разных руках и объединить их порой не представляется возможным. Остается только или придумывать новое и искать средства, или учиться эффективно конкурировать в существующем сегменте рынка.
На начальном этапе бизнес-проект выходит на уже существующий рынок, где у каждого участника уже сформировалась своя доля, и начинает рекламировать свою продукцию. Но основные конкуренты на рынке укреплялись 10-20 лет подряд. В таких условиях молодая компания, порой с более качественным товаром или услугой в сегменте, часть рынка может и занять с помощью рекламы, но эта доля будет в зоне нестабильности, так как у каждого продукта и услуги уже есть свой покупатель. А в такой зоне трудно планировать и заниматься развитием бизнеса. Поэтому часто происходит так, что только фирма вышла на рынок, и через какое-то время она исчезает. Вполне все логично, ведь реклама - это не волшебная палочка, а инструмент, которым надо научиться пользоваться вкупе с другими.
Агрессивная борьба за рынок товаров и услуг Хабаровского края – единственный выход местных предпринимателей на пути выживания в условиях кризиса. В понятие "агрессивное поведение" бизнеса в экономике не вкладывается отрицательная эмоциональная окраска, присущая политической сфере. Фирма-агрессор – это фирма, ведущая рыночное наступление и интенсивно расширяющая свои рынки сбыта за счет вытеснения конкурентов, и ничего более.
Особенно актуален агрессивный путь развития для выхода молодой компании, и это единственный путь для ее закрепления на рынке.
Еще очень важно понимать, что для фирмы, вставшей на путь агрессивного развития, недостаточно ввести новые мощности, они будут простаивать, ведь "недостающих" клиентов взять неоткуда, кроме как одного – отобрать их у конкурентов.
Региональное Правительство создает конкурентные отраслевые площадки для участников различных рынков, но эти площадки они создают как для "своего местного бизнеса", так и для бизнеса из других регионов. Сложно бороться за отвоевывание долей на рынке у конкурентов нашему региональному бизнесу. Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт дал посыл местному производителю: "Бизнесу надо вести агрессивную политику по продвижению своей продукции". Тем самым руководитель региона говорит, что необходимо жестко осваивать рынки местным производителям, что при такой борьбе выживут сильнейшие, которые и будет владеть рынками товаров и услуг в Хабаровском крае.