Проблемы инвалидов в Хабаровском крае требуют комплексного подхода и пристального внимания. В рамках программы "Доступная среда" для инвадидов многое делается, но есть еще немало проблем, с которыми приходится сталкиваться людям с ограниченными возможностями, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Депутат ГД РФ от Хабаровского края
Автор фото: Из архивов ИА AmurMedia
По моему мнению, проект "Доступная среда" работает. В этом году действие программы даже продлили и выделили дополнительное финансирование. А проблему инвалидов надо рассматривать в комплексе. Построить пандус - это еще не значит, что мы обеспечим доступную среду. Надо шире смотреть на проблему, и проект это содержит. Доступная среда - это не только физически доступная среда. Это, к примеру, получать равные права на образование, на медицинское обслуживание.
Поэтому в рамках этого проекта "Доступная среда" мы проводим круглые столы, слушания не только с представителями минстерства, которые отвечают за обустройство тех же пандусов, но и с министерствами образования, соцзащиты. Еще, я считаю, что программу должен курировать человек, который знает проблему изнутри, например, руководитель краевого общества инвалидов.
Да, много людей с ограниченными физическими возможностями, которые даже просто не могут выйти из дома. Поэтому решать эти проблемы надо, начиная с квартиры, в которой проживает инвалид: обустроить те же дверные проемы, в которые не может проехать коляска. Иногда бывают трудности, устранения которых денег почти не стоит. Проехали с одним инвалидом в аптеку, больницу. Там коляска не может проехать. А стоит всего то бордюр набок положить.
председатель хабаровского краевого отделения всероссийского общества инвалидов
Автор фото: из архива Владимира Саржевского
Про инвалидов я не могу сказать, что ничего не делается. Особенно радуют дорогостоящие приобретения, на которые в нынешних сложных условиях муниципальные образования отрывают средства как от сердца. Это и трамваи со специальными подъемниками, и автобусы с аппарелями. В былое время таких замечательных вещей и в помине не было.
Вот у нас в Хабаровске, например, осуществляется специальная программа по безбарьерной среде. Это замечательно. Но совсем иное дело, это количество заложенных средств на реализацию такой программы, это освоение этих средств, в плане – на что именно и где именно.
Я считаю очень важным, чтобы нам, т.е. организациям, которые работают напрямую с инвалидами, на экспертизу предоставляли, причем на стадии проектов, все подобные программы и местные нормативно-правовые акты, принимаемые на каждой территории. Хотя в пределах тех средств, которые планируют заложить, с нами бы советовались. Это позволило бы серьезно оптимизировать расходы на данную программу, и применить средства более рационально.
Моя позиция такова – не стоит делать безбарьерную среду абсолютно везде, только для того, чтобы она была. Желательно, чтобы определили количество инвалидов на данный момент, и тогда бы это была адресная программа. Например, поход в театр. Ну, сколько раз человек туда ходит? Некоторые и здоровые-ходячие за год не бывают там не разу. А вот маршрут в продуктовый магазин, поликлинику или аптеку человек, который ездит туда на инвалидной коляске, известен до мелочей, до каждой ямки, до каждого камушка. И он точно может определить – где и что необходимо сделать, чтоб он мог передвигаться, действительно, без барьеров. Например, добираясь на своей коляске на работу, я вынужден некоторые участки маршрута преодолевать по проезжей части, потому что где-то мешает бордюр, а где-то тротуар пришел в негодность.
Но есть вещи и более масштабные, чем поход в театр два раза в год. Например, амбулифт в хабаровском аэропорту. Мы ведь за него бились очень долго. А сейчас – нарадоваться не можем, и не только мы, но и сотрудники аэропорта, и медики. Есть и другой пример - надземный переход на хабаровском железнодорожном вокзале – временная постройка, как нас всех убеждали – это настоящая проблема. И там бы вместо шагающего скаломобиля, или ручного подъемника, установить лифт, он там просто необходим, причем, не только инвалидам-колясочникам, но и тем, кого мы относим к маломобильной группой населения.
То же самое могу сказать и по поводу одной из главных проблем – это выход инвалида-колясочника из дома. Порой 3-5 ступенек делают вполне активного человека просто затворником в четырех стенах. Вот для него главное – пандус в подъезде и двери такой ширины, чтобы могла пройти инвалидная коляска. И уж только после этого он может говорить о бордюрах, подъемниках, спецтранспорте и т.д.
Мы готовы к сотрудничеству с любыми структурами. На стадии проектов мы готовы рассматривать все законы, нормативно-правовые и подзаконные акты, касающиеся инвалидов. Повторю - это было бы дешевле для всех уровней власти.
Депутат Законодательной думы Хабаровского края от ЛДПР
Автор фото: ИА AmurMedia
Я считаю, что проект "Доступная среда" оказался несостоятельным. Просто декларация, которая, как правило, ничем хорошим не заканчиваются. Яркий пример - тот же подъемник по улице Юбилейной, который ни дня не работал. Проблемы инвалидов необходимо решать систематически, и обязать людей и чиновников ведомств, которые за это отвечают, держать это на контроле и постоянно, а не от случая к случаю. Я хожу по Хабаровску и вижу, что эта самая "доступная" среда далеко не везде присутствует. А если присутствует, то за счет предпринимателей, которых обязывают возле своих торговых центров, организаций устанавливать пандусы, а государство самоустраняется.
А пандусы какие у нас? Инвалиды, порой, не могут ими воспользоваться. Потому что должны соблюдаться стандарты, нормативы, а у нас все разношерстное, и некоторые пандусы представляют даже опасность для инвалидов: где-то задраны сильно, а где-то пологие настолько, как будто их и нет.
Переломить ситуацию можно только в том случае, если будет государственный подход, четкий контроль. И заявлять надо о тех вещах, которые могут быть исполнены. Я в Хабаровске видела только один современный подъемник, который соответствует требованиям сегодняшнего дня - это на улице Комсомольской, 74.