Шикарные возможности для масштабного развития имею предприниматели российского Дальнего Востока. Главный плюс, который отличает наш регион от других, это близость к странам АТР, имеющим колоссальный рынок. Об этом в ходе интервью с корр. ИА AmurMedia рассказал член президиума общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Глеб Архангельский.
- Ваше впечатление от первой части данного форума? Что, по-вашему, получилось, а что нет?
- Я бывал на многих подобных форумах. И практически везде муниципалитеты не умеют себя грамотно подать потенциальным инвесторам. Когда люди, рассказывающие о своем городе или районе, начинают долго и нудно говорить о том, что у них начали свое дело 38 индивидуальных предпринимателей, и они поддержали 26 малых предприятий, то это вызывает страшную тоску, и инвестировать в такие проекты совершенно не хочется. Поэтому одной из главных тем сегодняшнего мероприятия будет обучение представителей муниципалитетов тому, как красиво "упаковывать" их город или район и грамотно подавать его потенциальным инвесторам. Когда инвестору предлагают развивать какой-то проект в Хабаровске, у него всегда встает логичный вопрос – а почему именно здесь, а не во Владивостоке, Калуге или Гонконге? Вот в этом и состоит главная задача властей – убедить инвестора в том, что именно на этой территории его бизнес будет чувствовать себя лучше всего.
- Как именно власти должны продвигать свои территории? Каким образом они должны привлекать к себе потенциальных инвесторов?
- Бизнес всегда ищет наилучшие условия для себя. Предприниматели в первую очередь выбирают те регионы, где более низкие налоги, где более адекватные государственные органы, которые всячески поддерживают бизнес, и так далее. И их интересуют предпринимательский климат в регионе, рыночные возможности, меры поддержки бизнеса со стороны властей. Соответственно, региональные и местные власти должны объяснять инвесторам, что нужно выбрать именно их регион, так как он находится близко к какому-то важному хорошему рынку, в нем есть хорошие производственные возможности и большой трудовой капитал. Все это надо уметь красиво подать, а для этого нужны навыки в области разрабатывания презентаций и многое другое. Обо всем этом я и буду подробно рассказывать во второй части сегодняшнего мероприятия. К примеру, многие интересуются, почему Калужская область и республика Татарстан сегодня могут привлекать большое количество крупных инвесторов, в отличие от большинства других регионов России. А на самом деле тут все очень просто и логично – в этих регионах есть совершенно понятные проекты, которые вызывают интерес у инвесторов. Вот опытом таких успешных регионов мы и будем делиться с другими территориями.
- В сегодняшнем голосовании победил Вяземский муниципальный район со своим упором на развитие сельского хозяйства. Как вы думаете, почему именно этот район больше других понравился членам жюри?
- В презентации Вяземского района было как раз то, чего обычно не хватает в других подобных презентациях. Я говорю о четком позиционировании себя Вяземским районом как сельскохозяйственной территории. Все регионы говорят общие вещи о поддержке бизнеса, а здесь мы услышали четкую формулировку – у нас развито сельское хозяйство, приходите к нам, вкладывайте в него деньги, а мы вам во всем поможем, да к тому же у нас есть колоссальный рынок сбыта продукции под боком. То есть пошла уже какая-то конкретика. Вот этим Вяземский район и выделился из других.
- Как вы оцените перспективы развития предпринимательства на российском Дальнем Востоке? Какие положительные и отрицательные стороны в нем можно отметить?
- Главный плюс Дальнего Востока – это, безусловно, соседство с такими огромными рынками как Китай, Япония, Южная Корея, Индия, юго-восточная Азия. В этом регионе проживает половина населения земного шара, и в ближайшие 100 лет именно Азиатско-Тихоокеанский регион будет центром развития мира. Европа уже находится в стадии стагнации, США тоже испытывают острый кризис, а страны Азии сейчас на подъеме, у них огромный потенциал. И России просто жизненно необходимо попасть в эту струю развития, стать неотъемлемой частью этого региона в экономическом плане. Если мы это сделаем, то у нас все будет очень хорошо. А если нет, то нам будет очень сложно развиваться дальше. На данный момент российские компании слабо представлены на рынках стран АТР, в том же соседнем Китае. Такую тенденцию надо исправлять. Да, попасть на этот рынок сложно, но все же это возможно, уже есть успешные примеры работы российских компаний на том же китайском рынке. И этот опыт нужно внедрять повсеместно. И кому как не дальневосточным предпринимателям завоевывать рынки стран АТР? К примеру, я недавно проводил в Тюмени "круглый стол" с местными фермерами как раз на предмет поставки их продуктов на экспорт в Китай. И они мне говорили, что, дескать, от их региона до Китая очень далеко. Но здесь-то, в Хабаровском крае, совсем другая картина, здесь Китай находится под боком, и местным бизнесменам сотрудничать с китайскими партнерами сам Бог велел.