До начала

Политика. 02 февраля, 21:05
Деньги. Фото: ИА AmurMedia

На Дальнем Востоке губернаторов больше всего пугает не отставка, а безденежье - политологи

Сейчас самое время перекраивать морально устаревшие межбюджетные отношения центра и регионов

2 февраля, AmurMedia. Дальневосточным губернаторам стоит переживать не из-за угрозы отставки, но из-за дефицита средств, нужных для развития. Сейчас регионам во многом мешает развиваться морально устаревшая система межбюджетных отношений, закрепляющая неравенство в распределении и получении бюджетных средств, сообщили корр. ИА AmurMedia политологи.

Политологи высказали свое отношение к выводам, которые сделала Наталья Зубаревич, известный в стране экономист-регионовед, оценивая качество бюджетных отношений центра и периферий. Она в частности полагает, что сверхцентрализованная модель управления привела к серьезнейшим перекосам в развитии регионов: зарабатывают регионы по-разному, а получают непропорционально заработанному.

Государство поддерживает одни регионы, вкладывая колоссальные средства в их развитие, и забывает о других. А крупный бизнес, опираясь на пример центра, видит, что вкладывать деньги надо либо в крупные перспективные агломерации, либо в добывающие регионы.

Отвечать же за издержки сложившейся системы бюджетных отношений, уверена Наталья Зубаревич, придется губернаторам, которые в случае ухудшения социально-экономической ситуации в своем регионе и станут козлами отпущения.

— Я согласен с мнением Зубаревич, что губернаторам придется расплачиваться за ошибки федерального центра в распределении бюджетных средств. Другое дело, насколько серьезным может быть наказание для губернаторов окраин. Кадров-то не хватает, никто сюда, на Дальний Восток, в губернаторы не рвется, так что, если нет серьезных прегрешений, то это может быть почетная отставка. Просто переведут на другую должность, менее ответственную, менее заметную, — считает социолог Григорий Говорухин.

Однако его мнение не разделяет коллега по цеху политологов Илдус Ярулин.

— Мне кажется, что в рассуждения Зубаревич закралась ошибка, губернаторам вовсе не грозит стать козлами отпущения. Разве губернатор свободен в своих действиях? Нет, губернаторы повязаны по рукам и ногам законами, постановлениями и инструкциями, которыми расписан каждый их шаг. Поэтому, думаю, в сложных случаях будет применяться схема, которая уже сейчас апробирована в Республике Хакасия и Костромской области. Там уже введено внешнее управление, то есть за распределение и использование бюджетных средств будет отвечать Центробанк и уполномоченные на то структуры. Не губернатор, а уполномоченные Центробанком и правительством внешние управляющие, в руках которых и будет контроль за расходованием средств. Пока это два региона, а дальше могут последовать и другие, — не исключает и такого развития событий Илдус Ярулин.

В чем профессор Зубаревич права, говорит политолог, так это в том, что нужно пересмотреть всю систему межбюджетных отношений. Об этом не так давно вновь заявили главы многих регионов, в том числе таких крупных субъектов, как Татарстан.

Нулевые, напоминает политэксперт, были посвящены тому, чтобы приструнить региональных баронов и сохранить территориальную целостность страны, в связи с чем и был подписан федеративный договор, соответствующим образом закрепляющий обязанности и полномочия регионов, и под эти цели была выстроена система межбюджетных отношений. Сегодня другие времена, требуется ревизия устаревших межбюджетных отношений.

— Сейчас эта система не может решать те задачи, которые стоят перед регионами. Мы видим, что центр зачастую решает свои фискальные задачи, подщипывая бюджет регионов-доноров, как это случилось с Сахалином. Хабаровский край, насколько я знаю, отдает порядка 64% налоговых сборов, а потом часть из них в виде субсидий и субвенций в край возвращается. С другой стороны, когда регионы обязывают выполнять те задачи, которые не подкреплены финансово, как например, получилось с "майскими указами" президента, то они что могут сделать? Поэтому Зубаревич абсолютно права, когда говорит о несбалансированности межбюджетных отношений, — говорит Илдус Ярулин.

По словам Григория Говорухина, федеральный центр привык играть в неравные игры не только с властью в регионах, но и с населением.

— В чем суть игры? В том, что федеральная власть заявляет четко и ясно, что выделяет на некие благие дела деньги в регионы, которые и должны распределить их, как надо, — рассказывает Григорий Говорухин. — Если население задает вопросы федеральной власти, где деньги, те только громко удивляются: ну как же, мы же всё уже отправили в регионы! И всё это — игра на население, так как любой сколько-нибудь опытный человек отлично знает, что никаких денег по факту не поступало, их просто не было.

Какие способы есть в распоряжении губернаторов, чтобы решить вопрос? Первый способ — самый известный и простой. Это кредит в коммерческих банках, но серьезные проценты по кредиту в условиях и без того выросшего в регионах госдолга часто делают его недоступным. Также возможно перекладывание этих обязательств на какие-нибудь общественные группы, которые будут самостоятельно выбивать те же средства в виде, допустим, грантов, но уже по другим статьям.

Третий способ постепенно набирает популярность, но действенен только там, где сильные бизнес, губернаторы и главы городов.

— Можно попробовать "окучить" предпринимателей. То есть бизнес приглашают, уговаривают, ну давайте, коллеги, вот эту часть территории купите да давайте вот отсюда земли в частную собственность вам переведем. Для Хабаровского края, где нет таких сильных бизнес-игроков, как, например в Сибири, третий вариант не годится, — поясняет Григорий Говорухин.

А если вдруг регионам, точнее губернаторам не удается провернуть ни один из этих и других вариантов, то возможны два исхода в зависимости от того, как тот или иной ответственный федеральный чиновник относится к тому или иному губернатору. Либо просто погрозят пальчиком, взяв обещание, что вопрос он таки решит, либо инициируют полное расследование с подключением прокуратуры и прочих надзорных органов.

Учитывая выстроенную вертикаль власти, межбюджетные изыскания давно выродились в настоящую игру в поддавки, говорят политологи. В этой системе заранее расписаны роли всегда виноватого и всегда невиноватого. Но сейчас ситуация в каком-то смысле переломная, и раз уж регионы открыто заговорили о том, что не хотят, чтобы игра шла только в одни ворота, значит время перемен действительно пришло.

— Думаю, многое станет понятно после того, как президент выступит с традиционным посланием Федеральному Собранию, которое намечено на 6 февраля. В послании он по обыкновению обозначит векторы развития страны на 2018 год, и вполне вероятно, что он затронет тему реформирования межбюджетных отношений, — сказал Илдус Ярулин.

Кстати

В своем выступлении Наталья Зубаревич отметила три момента, которые федеральный центр должен пересмотреть в пользу регионов:

— Во-первых, надо что-то делать с законом о консолидированных группах налогоплательщиков, потому что так теряют часть налога на прибыль более развитые регионы. Во-вторых, федеральный бюджет должен отдать регионам 3% налога на прибыль. И третье. Хватит перераспределять акцизы в пользу федералов.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia