Общество. 21 декабря 2017, 12:10
Молоко. Фото: ИА AmurMedia

Молочный капкан для потребителя

Покупатели все чаще сталкиваются с различными суррогатами, не имеющими никакого отношения к натуральному молоку

21 декабря 2017, AmurMedia. Молоко и молочные продукты занимают одну из ведущих ролей в потребительской корзине практически любой российской семьи. Затяжной экономический кризис, опустошивший кошельки многих дальневосточников, заставил потребителей серьезно пересмотреть свои продуктовые пристрастия, однако нет сомнений, и цифры это подтверждают, что от молока вряд ли кто отказался.

Польза молока известна давно. Его издревле включают и в детский, и во взрослый рацион. Оно является ценным для организма продуктом, содержащим массу полезных элементов. Поэтому молоко люди пили и будут пить.

Тем не менее, факт налицо — покупатель стал приобретать гораздо больше продуктов из так называемого низшего ценового сегмента. Коснулся этот, вызванный в основном падением реальных доходов населения, тренд и молочной отрасли. Основные производители молока, как региональные, так и "федералы", всегда имеют в своей линейке продукты эконом-сегмента, однако и здесь есть свой ценовой предел. Итак, из чего же складывается стоимость молока.

Стоимость молока

Стоимость молока. Фото: ИА AmurMedia

Даже если производители предприняли максимум усилий для снижения издержек, разработали самые эффективные сбытовые стратегии и чуть ли не породнились с розничной торговлей, все равно настоящее молоко не может стоить ниже минимальной, экономически обоснованной цены, включающей в себя стоимость сырья, затраты на производство, логистику и другие расходы. Далее можно сколько угодно критиковать за ценовую политику торговые сети и магазины, но им тоже нужно как-то жить, а значит, и плюсовать свою долю к и без того изначально недешевому производству.

В итоге потребитель оказывается перед выбором – или он покупает натуральный продукт по относительно высокой цене, или же берет дешевое "молоко", которое по своему составу ближе к изделиям скорее химической, нежели пищевой промышленности. Правда, часто люди даже не подозревают о том, что за низкой ценой скрывается откровенно фальсифицированная молочная продукция.

Но вначале, собственно, о специфике молочного производства в Хабаровском крае. Другими словами, почему производители региона не могут бесконечно снижать цены.

Золотая буренка

Начнем с того, что животноводство относится к одному из самых сложных и трудоемких направлений сельского хозяйства. Для того, чтобы получить натуральное молоко заданного качества, нужны годы и большие инвестиции. Еще более сложная тема – климатические особенности региона. Нет нужды рассказывать жителям Хабаровского края, сколько месяцев в году пастбища покрыты снегом и сколько дней здесь длится отопительный сезон. Заготовка местных кормов сопряжена с серьезными рисками и стоит довольно дорого. А закупочные цены на фермерское молоко в регионе выросли почти на 20% и на сегодняшний день превысили 35 рублей за литр.

Производство на грани рентабельности

У нас много говорят о молоке как о социальном продукте, но дальше слов со стороны чиновников дело не движется. И если для сельского хозяйства предусмотрены хоть какие-то льготы, то производственники их вообще не получают. Например, льготных кредитов на модернизацию оборудования. Или дотаций на транспортные издержки.

Отдельно нужно сказать и о людях, которые работают в этой непростой отрасли. Только обслуживание сложнейшей техники требует профессионалов с многолетним стажем и опытом работы. А технологи? А специалисты по качеству? И еще десятки специальностей, без которых молоко не станет полезным и безопасным продуктом. Все это зарплаты. И немалые налоги, идущие в местные и региональные бюджеты, спецфонды. Позитивный момент, естественно, но это огромная нагрузка на предприятия.

Тем не менее, несмотря на все "но", в Хабаровском крае на сегодняшний день в производстве молочной продукции активно работают с десяток предприятий. В общей сложности они поставляют на региональный рынок до двухсот наименований различной продукции.

Ничего личного – только прибыль

Если касаться розницы и соответствующих издержек, то фактически можно говорить об отдельном бизнесе со своими запросами по части рентабельности. Тут мало кого интересует "социальный" статус товара. А то, что молоко является жизненно необходимым продуктом, вряд ли кто будет спорить. Для привлечения покупателей, правда, сети идут на красивые акции, снижая цены на популярные товары, но часто за счет доли прибыли производителя, который и так отдает продукцию в торговлю о цене, так сказать, на грани рентабельности.

И не удивительно, что все чаще на полках магазинов стало появляться молоко и прочая молочная продукция по уж слишком "социальным", а проще говоря, подозрительно низким ценам. Нормальному производителю, работающему с рентабельностью в жалкие проценты просто невдомек, как качественный товар может стоить так дешево. А ларчик просто открывался. Проверки, произведенные в специальных лабораториях, показывают, что содержание пакетов с подобной продукцией часто настолько далеко от натурального молока, что и слов-то не подберешь, чтобы обозначить название данной субстанции. В ход идут растительные жиры самого разного происхождения и качества, различные пищевые добавки. И это в лучшем случае. Бывает, что содержание пакета просто сложно определить. Таким образом некоторые недобросовестные "молочники" просто находят пути удешевления своей продукции.

Редакция провела опрос ряда производителей привычного всем натурального молока. На сегодняшний день можно смело заявлять, что низший ценовой порог в регионе на собственно молоко в привычном его понимании варьируется в пределах 56 рублей за литр. Мы не утверждаем, что всю остальную продукцию однозначно нельзя пить, но задуматься все-таки стоит. Тем более, что молоко — один из самых популярных продуктов в меню россиян.

Честная цена на молоко – не ниже 56 рублей за литр

У дальневосточников, к примеру, расходы на "молочку" достигают 20-30% от всех затрат в потребительской корзине. Молоко — просто обязательный элемент и в детском питании. Все это означает, что вопрос о безопасности в производстве этого продукта не просто выходит на первый план, а является буквально краеугольным камнем всего производства. "Молочники" не должны ни при каких обстоятельствах переступать грань между безопасностью и возможностью заработать на этом дополнительные средства. Ну а покупателям не стоит слепо вестись на молочные продукты, которые только лишь заманчиво дешевы.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia