Для мониторинга вскрытия реки Тумнин спасатели прибыли в Ванинский район Хабаровского края
10:30
Пока вы спали: запрет на станки и розетки, ВОЗ обеспокоена, средневековая дикость
10:00
Солянка, как в детстве: этот суп сметали за секунды - легенда советских семей
09:30
Даже самый умный знаток СССР не ответит правильно на 12/12 вопросов — ТЕСТ
09:10
19 апреля в календаре: дeнь poccийcкoй пoлигpaфии и шутливый дeнь
09:00
Утро в Хабаровске:+5°С, возможен дождь, 12 домов без света, 2 дома без отопления
07:50
Гороскоп на 19 апреля: соблазн для Раков и борьба со страхами у Рыб
07:00
Итоги дня: авария на ТЭЦ-3, капитальный ремонт в школах, подъем р. Амур
18 апреля, 21:00
Ваша главная черта характера по месяцу рождения
18 апреля, 19:30
Контроль от вылова до полки: хабаровские рыбопромышленники начнут маркировать продукцию
18 апреля, 19:00
Андрей Пынзару: Мои родители — вот мои супергерои
18 апреля, 18:30
17,5 млн рублей перечислили мошенникам жители Хабаровского края
18 апреля, 18:15
До неблагоприятных отметок поднимется Амур у Хабаровска
18 апреля, 18:00
38% хабаровчан сменили бы род деятельности, если бы можно было выбрать профессию вновь
18 апреля, 17:30
Пчеловоды Хабаровского края нарастили объемы производства
18 апреля, 17:00
Военнослужащий ВВО проявил мужество и героизм в ходе проведения СВО 18 апреля, 16:00
Банк "Открытие": в топ-20 популярных подержанных авто впервые вошли "китайцы" 18 апреля, 15:15
Кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" подтвердил на уровне ruAA 18 апреля, 11:20
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 09:10
В Хабаровске откроется "самый восточный" филиал компании “ПромМаш Тест Инжиниринг” 17 апреля, 15:10
В Хабаровске открыли мемориальные доски погибшим военнослужащим Росгвардии 17 апреля, 11:30
Михаил Дегтярев обсудил с главами районов подготовку к предстоящим выборам в краевой парламент 16 апреля, 14:00
Военнослужащий УЦ ВВО из Хабаровского края проявил мужество и героизм в ходе СВО 16 апреля, 13:00
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:15
Жара на улице и в доме, электросамокаты против пешеходов, пирожное со сложной судьбой 15 апреля, 18:30
Военнослужащий ВВО из Хабаровского края спас боевых товарищей в ходе проведения СВО 15 апреля, 15:00
Партию новых истребителей Су-35С ОАК передала Минобороны России 12 апреля, 16:00
Военнослужащую танкового батальона УЦ ВВО из Хабаровского края наградили медалью 12 апреля, 13:00
Российско-японский банк из Владивостока покупает банк на Камчатке 12 апреля, 10:10
Военнослужащий ВВО из Хабаровского края награжден медалью "За Отвагу" 11 апреля, 14:00

Ольга Курилова: Наша задача - сделать Дальний Восток лучшим регионом для ведения бизнеса

ИА AmurMedia представляет интервью руководителя дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив
7 декабря 2017, 12:55 Бизнес
Ольга Курилова ДВ АСИ
Ольга Курилова
Фото: ДВ АСИ

Агентство стратегических инициатив в пятницу, 8 декабря проведет в Хабаровске мероприятие, на котором подведет итоги и обсудит планы работы в Дальневосточном федеральном округе. В преддверие события руководитель дальневосточного представительства Агентства Ольга Курилова дала эксклюзивное интервью корр. ИА AmurMedia.

— Ольга Сергеевна, расскажите про деятельность АСИ на Дальнем Востоке. Какие сегодня приоритеты у АСИ? В каком направлении вы двигаетесь?

— Приоритеты у нас остаются прежними – улучшение инвестиционного климата в регионе. И перед нами стоит масштабная задача – к 2020 году вывести Дальний Восток в число регионов с лучшими в стране условиями ведения бизнеса, войти в ТОП-30. Сегодня ни один из дальневосточных регионов не входит в эту тридцатку по национальному рейтингу. Лучший из них, Хабаровский край, занимает 40-е место.

— Что нужно сделать регионам, чтобы улучшить свои показатели?

— Нужно перестроить свою работу, уйти в проектный формат, и как можно быстрее снизить административные барьеры, перевести все межведомственное взаимодействие в электронную форму. Это то, что поможет субъектам сократить количество процедур для бизнеса и сроки их проведения – ведь зачастую мы видим, что сроки получения различных разрешений сокращаются, но в то же время увеличивается количество шагов, которые необходимо предпринять бизнесу для налаживания полноценной работы. И власти стремятся нарастить это количество, что никак не идет на пользу бизнесу.

— Такая практика распространена только в регионах или это общефедеральный тренд?

— Год от года мы видим разную практику правоприменения федерального законодательства. Вроде бы вот он – закон, и на первый взгляд все понятно. Но внутри него есть масса отступлений, подзаконных актов, которые каждый субъект трактует по-своему, а дальше на региональном и муниципальном уровне появляются свои нормативные акты, отступления, регламенты и прочее, которые выгодны какому-то конкретному направлению. Отсюда возникают барьеры. Мы же просим исключить избыточность в этом плане. Для бизнеса важна скорость, темп работы, для него время – это деньги. Есть предприниматели, которые пытаются зайти в регион по два года, ждут различных согласований и разрешений, а потом разворачиваются и уходят. В итоге мы видим где-нибудь на Урале новую медицинскую клинику, которая должна была быть построена на Дальнем Востоке.

— И много таких случаев?

— Достаточно. Но за последние два года их количество уменьшилось, потому что региональные власти развернулись к бизнесу. На различных совещаниях мы говорим о том, что властям на местах нужно выполнять социальные обязательства, улучшать качество дорог, строить инфраструктуру и так далее. Для чего это нужно? Деньги в бюджет идут не только от того, что в регионе реализуются крупные инвестпроекты, а еще и от того, что здесь есть хорошие условия для малого и среднего бизнеса. Эти небольшие предприятия дают работу людям, платят налоги, заботятся о городах и их привлекательности: кто-то облагораживает двор, строит спортивную площадку, кто-то улучшает скверы и так далее. Одни показывают свою работу – в СМИ, в соцсетях, а другие нет, потому что считают, что так и должно быть. Когда наше агентство работает по части благотворительности, то зачастую узнаем, что бизнес уже помогает тем, кто нуждается. Есть вещи, которые нужно менять в сознании людей. Безусловно, для любого дела важна прибыль, даже, к примеру, для государственного медицинского учреждения – им важно заработать на коммерческой деятельности, разрешенной им законодательно, чтобы впоследствии улучшить оснащение и материально-техническую базу. Но для успешной работы бизнеса в социальной сере нужно ликвидировать избыточность контрольно-надзорной деятельности, пресечь кляузничество в отношении предпринимателей. И власти зачастую не замечают этих моментов. Наша же цель – создать условия для развития предпринимательства. Решил человек открыть кофейню – ему должно быть предельно понятно, какие шаги предпринять и какие результаты это принесет. Он заходит на портал и видит, как получить субсидию, какие документы собрать и какие отчеты подготовить. А то получается так: там приостановили, здесь неправильно документ заполнили, ошиблись, и так далее – и вместо недели процедура растягивается на месяц. Если мы хотим создать условия для развития предпринимательства, то должны понять, что время посредников уходит. Электронный документооборот позволяет это сделать. Нам важно, чтобы бизнес получил услугу быстро. Сейчас возникло много вопросов по долевому строительству, и наше представительство тоже принимало участие в разрешении проблем. Так вот, я скажу – строителям тоже должны много денег – региональные, муниципальные власти, другие структуры. И процедуры получения технических условий везде разные. Я сижу на совещаниях и слышу, какие недобросовестные у нас предприниматели, что перестали строить. Наверное, нужно понять, почему они это перестали делать?

— Как правило, это происходит тогда, когда органы власти не дорабатывают и пытаются списать свои неудачи на население либо на бизнес. И наоборот.

— Конечно. И это очень плохо, когда такой футбол происходит. Почему у Дальнего Востока были низкие позиции в рейтинге инвестпривлекательности? Мы три года слышали "рейтинг для нас не подходит, он неправильно считает, потому что наш регион особенный". В итоге время потеряно. Кавказ тоже был особенным, но работал. Северо-Запад, Калининград, Псков, Сибирь, Ямал – все считают себя особенными. Но на самом деле – в чем особенность? Географическое положение субъекта не влияет на его позиции в рейтинге. Разве другие правила регистрации прав собственности? Почту голубями доставляют? Законы по-другому работают? Нет. Когда стали разбираться, то выяснилось, что большая часть показателей, влияющих на рейтинг, зависит от работы местных властей. Важно захотеть поменять ситуацию. Но власти не всегда готовы признавать свои недоработки. Три года назад мы проводили совещание с губернатором и правительством Хабаровского края, и Вячеслав Шпорт сказал: "коллеги, есть моменты, в которых мы не дорабатываем". Когда мы поняли, в какой точке находится Хабаровский край, работа кардинально поменялась. Важно понять, где находится субъект, провести аудит и начать работать.

— То есть по сути губернатор изменил формат взаимодействия?

— Самым важным в истории успеха стал момент, когда в работу включились губернаторы. Бизнес – это же тоже часть населения. Экономика, бюджет. Это то, что формирует социальную инфраструктуру. Поэтому когда губернаторы стали заниматься, к примеру, глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт и глава Амурской области Александр Козлов, чьи регионы существенно улучшили свои позиции в рейтинге, у нас вообще перестали возникать вопросы. Александр Левинталь, когда возглавил правительство Еврейской автономии, сразу погрузился в проблему. Олег Кожемяко понял, что без его решения процедура реформирования запущена не будет, и результаты появились. Бизнес должен видеть отклик в глазах властей, а не поручения, которые остаются на бумажке. Почему предприниматели перестали обращаться к властям? Потому что они не видели результатов. Сейчас, когда власть развернулась в их сторону, и бизнес видит результаты этого взаимодействия, картина стала меняться.

— АСИ на Дальнем Востоке реализует проекты и в социальной сфере. Хотелось бы узнать более подробно о них. Для чего это нужно АСИ?

— Когда создавалось агентство, 6 лет назад, у нас было три направления работы. Первое направление касалось нового бизнеса – его появление неизбежно в связи с возникновением новых трендов. Второе направление – молодые профессионалы, подготовка кадров, "World skills", который сейчас популярен во всей стране. Третье направление – социальные проекты. Так была сформирована повестка агентства. Сейчас социальные проекты выходят на первый план. Раньше было сложнее.

— С чем это связано?

— Появился 422 закон по социальному обслуживанию граждан. Появился доступ СО НКО в социальную сферу. Обсуждается статус социального предпринимательства, возникает необходимость законодательно утвердить понятие "социальный предприниматель". Это связано с тем, что федеральные власти увидели ресурс в НКО и предпринимателях, занятых в социальной сфере, увидели, что они смогут создать конкуренцию тем структурам, которые находятся в государственном ведомстве, взять полномочия для того, чтобы сэкономить бюджетные средства и обеспечить качество услуг. К примеру, по полису ОМС вы можете получить услуги и в негосударственной медицине – многие частные клиники идут на это. Вам выдали сертификат – вы отправили ребенка в лагерь на лето. И не важно, в какой – государственный или частный. Деньги возместит бюджет. По сути, не важно, куда пойдут деньги, важно, чтобы человек получил качественную услугу. Это и президент подчеркивал в своем послании Федеральному собранию еще в 2014 году.

— Есть ли риски этой системы? Многие государственные учреждения во многом не готовы конкурировать с бизнесом. Они привыкли работать больше на потоке денег, который идет от государственных структур. Есть ли в этом риск?

— Время продиктовало, что пора меняться. Без конкуренции развиваться никто не будет. Во всем мире так принято. Мы можем приехать в больницу и не понять, частная она или нет. Получаете услугу и потом узнаете, то больница принадлежит субъекту. Это показывает, что в регионе существует конкуренция между социальными учреждениями. Законодательство меняется. И перестраивается вся система. Мы также видим, что бизнес может оказывать более качественную социальную услугу, нежели государственное учреждение. Речь идет о том, что 10% таких услуг нужно передать СО НКО и бизнесу. Остальное остается в государственном ведомстве.

— Выгодно ли бизнесу заходить в эти сферы и начинать развиваться, предоставлять социальные услуги?

— Если в конкурентном поле — то выгодно. По большей части — нет. Если в крупных городах идет развитие в этом направлении, то в небольших муниципальных районах есть проблемы. Когда мы начинали проект по рейтингу инвестпривлекательности, увидели исключения. Мы поняли, что региону необязательно находиться в центральной части России и иметь огромный бюджет, чтобы эффективно работать. Оказалось, что можно сокращать административные барьеры для предпринимателей, улучшать качество предоставляемых им услуг, предотвращать их отток из региона и без дополнительных вливаний. Та же история и с социальной сферой. Сейчас много в прессе информации о том, что государство уходит из социальной сферы. Но этого никогда не будет. Бизнес не сможет взять на себя государственные обязательства, так принято во всем мире. Но есть проблемы, с которыми государство без помощи бизнеса не справится.

— Какие проекты социального направления планируется реализовать в Хабаровском крае?

— Буквально недавно обсуждали, и нас поддержал губернатор, проект для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он связан с сопровождением людей с ОВЗ по принципу "одного окна" при установлении инвалидности и обеспечением техническими средствами реабилитации. Здесь необходимо сокращать сроки прохождения процедур и получения медицинских заключений. Получение инвалидности у людей занимает несколько месяцев, и наша задача – совместно с министерством социальной защиты населения Хабаровского края сделать так, чтобы эти сроки сократились. Подобный проект реализуется в Самарской области.

— Можно ли назвать АСИ мостиком между властью и обществом?

— Изначально мы задумывались как площадка для диалога власти и бизнеса. Но мы сейчас стали партнерами, как с органами власти, так и с бизнесом. У нас есть возможность донести до властей проблемы бизнеса. У нас очень много проектов в сфере образования, социальной сфере, национальной технологической инициативы. Наша задача – донести до регионов важность реализации проектов и добиться, чтобы агентство было не только площадкой для диалога, но и партнером для решении социально-экономических проблем. Мы – за доверие между нами, властью и бизнесом. Если мы объединим усилия, то достигнем совершенно других результатов.

1512640539