Бизнес. 17 октября, 17:05
Депутаты хабаровской Гордумы повысили налог на землю для промышленников в пять раз. Фото: pixabay.com

Бизнесу во вред, да и ладно: налог на землю для промышленников Хабаровска вырос в пять раз

Депутаты городской думы большинством голосов одобрили новый законопроект, несмотря на массу возражений и критики

17 октября, AmurMedia. Крупным промышленным предприятиям Хабаровска придется потуже затянуть пояса в 2018 году: с 1 января вступает в силу новый городской закон. Бизнесменам придется платить налог на пользование земельными участками по новой ставке. Вместо 0,3 % кадастровой стоимости территории она составит 1,5 %. Возмущения бизнесменов и попытки объяснить негативные последствия нового закона остались за рамками решения депутатов Гордумы, сообщает корр. ИА AmurMedia.

Ваши предложения?

Решение, которое одобрило большинство народных избранников, принято на основании двух постановлений — правительства России в декабре 2016-го и правительства Хабаровского края 28 сентября 2017 года. Целью нормативных актов была оптимизация налоговых льгот и пониженных ставок: в случае ее невыполнения регион рисковал получить в 2018 году урезанную дотацию. Чтобы этого избежать, в Хабаровске создали специальную комиссию с участием представителей УФНС России по региону, проанализировали эффективность существующих в городе уступок и основательно перекроили действующий перечень "скидок" для предпринимателей. Теперь бизнесмены, которые возводят на земле промышленные объекты и административные здания, будут платить увеличенный налог на землю — в сравнении с прошлой ставкой, он вырос в пять раз.

"По результатам рассмотрения материалов, которые представили на рассмотрение городской комиссии по льготам, проектом решения предлагается исключить ряд подпунктов, предусматривающих пониженные льготные ставки по земельному налогу по отдельным видам разрешенного использования земельных участков. Расчет по данным участкам будет производиться в соответствии с 394-й статьей Налогового кодекса Российской Федерации по ставке 1,5 %, как и в отношении прочих земельных участков. Данные изменения не касаются граждан, налоговые ставки и льготы по земельным участкам, принадлежащим гражданам, остаются без изменений", — озвучила на заседании хабаровской городской думы заместитель финансового департамента администрации Хабаровска по доходам Наталья Федорова.

Чиновник уточнила, что речь идет о тех землях, которые относятся к промышленной категории участков. Это территории для размещения железнодорожных путей, для производственного строительства и размещения соответствующих зданий и сооружений. Сюда же отнесли земли, где размещают аэро— и железнодорожные вокзалы. Также из списка налоговых льгот вычеркнули территории, выделенные под места захоронения.

"Исключается подпункт, предусматривающий ставку в 0,1 % для кладбищ и крематориев. Эта ставка не востребована с 2008 года — по данным налоговой инспекции, ни одного участка, по которому выплачивался бы налог по такой ставке, не зарегистрировано", — уточнила Наталья Федорова.

Новое блюдо подают не всем

После отмены пониженных ставок, озвучила чиновник, доходы в бюджет Хабаровска увеличатся приблизительно на 100 млн рублей — и это только прогнозируемая сумма. При этом, на что Федорова обратила особое внимание, управляющие компании-резиденты ТОР в Хабаровске, наоборот, получат новые льготы.

"Рассмотрели обращение министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края по итогам совещания у заместителя правительства Российской Федерации — полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Вопрос был в части предоставления управляющим компаниям, которые работают на территориях опережающего развития, льгот по земельному налогу. Принято решение поддержать обращение и внести изменения в решение хабаровской городской думы, расширив льготную категорию, касающуюся резидентов ТОР, дополнив ее: "… и управляющие компании, осуществляющие функции по управлению процессом. За 2016 год сумма налога, которую выплатили управляющие компании, составила 180 тысяч рублей. В соответствии с действующим решением, льготы им дадут на три года", — объяснила заместитель финансового департамента администрации Хабаровска по доходам.

Есть возражения

Озвученный законопроект вызвал массу замечаний. В первую очередь, к новым поправкам критически отнеслись некоторые депутаты хабаровской городской думы. Первым свои ремарки высказал директор ОАО "Баджальский леспромхоз-2" Роман Синюков.

"Налог на землю для предпринимателя является постоянным налогом — его мы обязаны заплатить независимо от того, заработали эти деньги или нет. Даже если сработали в минус, все равно нужно заплатить, это фундаментальный налог. И повышение, вроде бы, незначительное, с 0,3 до 1,5 процента, где-то с 0,1 до 1,5 %. Но давайте с другой стороны посмотрим: налог повышают в пять раз для предприятий, связанных, в частности,с железнодорожным транспортом. Сложно утверждать, много это или мало, но ведь и предпринимателей нужно послушать тоже. А в данном случае даже обсуждения не было. И, я считаю, невозможно принять решение, когда мы не видим всей картины. В данном случае нужно смотреть на работу промышленных предприятий, с точки зрения маркетинга оценивать. Но мы ни разу не услышали никаких предложений. И я считаю, что в такой форме голосовать за законопроект рано", — высказался Роман Синюков.

Бессмысленно приравнивать Хабаровск к другим городам

Депутата поддержал и его сотоварищ Виктор Коновалов. Народный избранник по городскому округу № 28 по совместительству занимает пост генерального директора завода ЖБИ-4 — это предприятие производит и реализует бетон, цемент и сопутствующие строительные конструкции. По мнению Коновалова, когда разрабатывались новые налоговые поправки, финансисты сработали однобоко. Опираясь на тот факт, что в других городах России ставка земельного налога давно доведена до 1,5 %, чиновники не учли, что каждый город — это своя социальная среда, где есть четкие экономические обоснования для таких цифр.

"Как бы смешно и парадоксально не звучало, но картина такова, что произвести продукцию в Иркутске и привезти ее сюда дешевле, чем изготовить ее в Хабаровске. В других городах нет таких цен на электроэнергию и кадастровую стоимость земельного участка. Сегодня многие промышленные предприятия зарплату не могут людям выплатить, а мы увеличиваем налоги? Ну давайте добавим еще пени, штрафы. У нас и так осталось очень мало промышленности в городе", — высказался Виктор Коновалов.

Либо штат сотрудников перекраивать, либо заработную плату

Против предлагаемых изменений и повышения налоговых ставок высказались многие присутствующие на заседании хабаровской городской думы предприниматели. Все оппоненты едины в своем мнении: новый законопроект неизбежно приведет к увеличению стоимости товаров и услуг, а это непременно отразится на отношении с потребителями, и не в лучшую сторону. Уплату налогов в любом случае нужно чем-то компенсировать, и единственный выход — поднимать цены. А если отказаться от таких решений и платить в городской бюджет больше, работая по-прежнему, то закономерным итогом станет банкротство предприятий, уверены промышленники.

— Все компании заинтересованы в том, чтобы сэкономить и поддержать экономику. На заседании было сказано, что 2017-й год для нас по показателям такой же, как и 2014-й. Хотя никто не привел данные в разрезе, как изменялась ставка в 2015-м и 2016-м году. Вполне могли быть скачки и волнения. Кроме того, все мы люди и все мы каким бы то ни было образом становимся связанными с данным повышением. К примеру, повышения на железнодорожных тарифах быстро станут нам невыгодными. Тарификация вырастет в пять раз, это скажется на конечных потребителях. У нашей компании, например, будет повышение налога — нам нужно будет за счет чего-то это компенсировать. В связи с тем, что за налогом неизбежно последует повышение в остальных отраслях, соответственно, должна быть компенсация. То есть, нам придется либо штат сотрудников перекраивать, либо заработную плату. И мы, думаю, не одни такие. У большинства организаций, которые почувствуют это с 1 января 2018 года, будут такие же мысли, — объяснил корр. ИА AmurMedia юрисконсульт ООО "Дальпромснаб" Артем Васильев.

Три, два, один — принято!

Выступающих предпринимателей поддержала и депутат Законодательной Думы Хабаровского края от ЛДПР Елена Грешнякова. Она также обратила внимание на то, что равняться на другие города бессмысленно, разрабатывая подобные поправки.

"Это решение напрямую повлияет на жизнь и качество жителей Хабаровска и всего края. Мы понимаем преемственность принятия этого решения и изменение себестоимости качества услуг. Сравнивать положение Хабаровска с другими городами неправильно, так как каждый город существует в своих социально-экономических условиях. Мы должны оценивать, как это ударит по нашему экономическому сектору и нашим гражданам, и во сколько в итоге вырастут цены для потребителя", — прокомментировала предложенный законопроект депутат Елена Грешнякова.

Несмотря на критические замечания предпринимателей и некоторых депутатов, поправки к положению о местных налогах на территории Хабаровска приняли большинством голосов. Из всех народных избранников, которые участвовали в обсуждении, 19 проголосовали за изменения, трое озвучили протест, а еще шестеро воздержались. Таким образом, с 1 января 2018 года промышленники, которые размещают свои мощности на земельных участках в черте города, будут платить впятеро больше налогов за пользование этой территорией.

На фоне печальных известий о том, что крупные предприятия в Хабаровске одно за другим объявляют о банкротстве, новое решение депутатов городской думы вряд ли можно назвать оптимистичным. А уж о поддержке крупных производств можно и вовсе не упоминать, уверены представители крупного промышленного бизнеса.

Наше банкротство — вопрос времени

Самое очевидное решение — поднимать цены на свои товары и услуги, но это палка о двух концах, утверждали предприниматели. В рядах противников нового законопроекта выступил и генеральный директор АО "Хабаровское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" Сергей Пищатский.

"У моего предприятия сейчас около 30 гектаров земель. Это выливается в 700 млн кадастровой стоимости. Грубо говоря, умножьте на 0,3 и еще на пять — сколько в итоге получится? Добавьте расход на дизельное топливо, которое у нас в цене поднялось почти на 10 %. Еще материалы верхнего строения пути, одна шпала в 1,6 раза подорожала. Я уже не говорю о тепловозе, он 80 млн стоит. Подъем налога на землю увеличит наши тарифы на 7-8 %. Мы сегодня обслуживаем больше 100 предприятий и, если суммировать все наши повышенные расходы, получается огромная сумма. Выходит, что предприятие, которое я возглавляю, вынуждено будет баснословно задирать цены, поднимая тарифы, которые наши клиенты просто не выдержат. Мы уже не будем их обслуживать. Либо мы просто-напросто банкротимся, китайцам сдаем наши рельсы и уходим в сторону", — обрисовал картину Сергей Пищатский, аргументируя свои возражения к законопроекту Гордумы.

Кроме того, гендиректор АО "Хабаровское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" озвучил недоумение по поводу разделения участков на категории. Новые поправки касаются земель, которые относятся к промышленной группе. Это территории для размещения железнодорожных путей, производственного строительства и размещения соответствующих зданий и сооружений. Туда же отнесли земли, где размещают аэро— и железнодорожные вокзалы, в соответствии с Налоговым кодексом России. Но аналогичное положение Земельного кодекса противоречит данным, которые зачитал представитель финансового департамента администрации Хабаровска. Как следствие, возникает вопрос к расчетам.

"Я не понял, почему мы вошли в категорию "Прочие"? Согласно 394-й статье Налогового кодекса? Но, извините, Земельный кодекс нас относит к землям транспорта. Я готов привести некоторые цифры, не совсем по налогам, а по арендной плате. В РЖД за пути общего пользования аренда составляет порядка 41,1 рубля за 1 гектар. А пути не общего пользования, к которым мы относимся — 91,1 рубля, но почему-то за квадратный метр. Это, извините, 911 тысяч рублей за гектар. Это в 26,5 раза больше, чем пути общего пользования. И я поддерживаю выступивших тут: нам придется повышать цены, а потом мы обанкротимся. Потом "Железная дорога" наши рельсы под пути общего пользования возьмет. И все налоги, которые худо-бедно приходили в край и город — они уйдут. Сами понимаете, куда. Вот и вся картина", — резюмировал Сергей Пищатский.

ВАЖНОЕ НА AMURMEDIA.RU в WhatsApp

Твой Ха. Группа для обсуждения городских новостей, обмена мнениями и просто поболтать

Канал AmurMedia в Telegram. Быстрые, свежие и разные новости

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia