"Ахимса" — так называется альбом, выпущенный недавно хабаровским рок-музыкантом Дмитрием Шакировым. На запись сборника ушло четыре месяца, а на создание самих песен — несколько лет. По словам музыканта, "Ахимса" — это материальное выражение его чувств и эмоций. Каких именно, он рассказала в беседе с корр. ИА AmurMedia.
— Дмитрий, ты занимаешь музыкой очень давно, но "Ахимса" — твой первый альбом. Ты ко всем проектам подходишь так основательно?
— Дело не в этом, музыкального материала, который я хотел бы реализовать у меня много. Только в Хабаровске это сделать не получится. У нас в городе много отличнейших музыкантов, открываются крутые студии с дорогущей аппаратурой, но почему-то совершенно невозможно записать акустику. Не звучит, хоть ты тресни! Я пробовал в нескольких местах, но все время получается мертвый звук. Электрогитару можно записать сочно, красиво, замечательно. С акустикой так не выходит. Поэтому в альбом "Ахимса" вошли семь композиций: пара композиций старого образца, одна песня 2014 года, и все остальное — написано уже в процессе.
Постоянного состава у "Восточного шоссе" нет. Фото: Из личного архива Дмитрия Шакирова
— А почему с записью акустики такие сложности?
— Я не знаю с чем это связано, возможно, с современными методами записи. Раньше записывали на пленку, сейчас — цифра. Это два совершенно разных звука. На цифру пишут в линию, при этом какие-то частоты теряются, а для акустики – это беда. Мне очень хотелось прописать хорошо акустическую гитару, банки, перкуссию, шейкеры. Но когда приходил на студию и начинал работать, звук не тот, сухой. Акустическая гитара, в отличие от электронной, живая, а живой звук сложнее материализовать.
— Твое знакомство с музыкой началась с акустической гитары?
— Да, но сначала была не музыка, а стихи. Я начал писать в 18-19 лет сначала для себя, а потом мне стало интересно, что скажут об этом другие люди. Показать свое творчество я решил по закону обращения денег. Переходя из рук в руки, денежная купюра в среднем через год, обязательно возвращается обратно к тебе. Вот и я, записал свои стихи в блокнот и отдал его в одному человеку в нашей большой, дружной компании. Я рассчитывал, что он передаст блокнот другому, тот еще кому-то. Я был убежден, что рано или поздно блокнот вернется ко мне, но уже с отзывами и комментариями на полях.
Прошел месяц, два, три — тишина. Я уже забыл про все, но однажды зашел к знакомому и случайно увидел свой блокнот под слоем пыли, то есть никуда он не передавался. Я понял, что, если хочешь высказаться, нужно делать иначе. Первое, что пришло в голову – взять гитару и переложить свои тексты на музыку. И вот, зимой 2007 года я купил свою первую гитару — на рынке, за 500 рублей. Гитара была просто банкой, я так и не смог ее нормально настроить. Кстати, она до сих пор у меня где-то лежит. Еще я раздобыл самоучитель. Когда я его открыл, было ощущение, что он написан на санскрите. Дело пошло, когда мене подарили тюнер — электронный камертон, чтобы настроить гитару. Сначала один аккорд, потом два, одна струнка, вторая струнка. Так все и случилось.
— В детской музыкальной школе ты не учился. Как формировался твой музыкальный вкус?
— Помню, что когда я был совсем маленьким, мне безумно нравилась группа "ABBA". Но это понятно, тогда она всем нравилась. Стопроцентно на мое формирование как музыканта повлияла группа "ДДТ". У них, как раз вышел альбом "Одиночество. Часть I", еще был сериал "Ледниковый период" и там звучала их песня "Осенняя". Она на меня просто поразила, я был влюблен в эту песню!
Потом волею судьбы мне досталась кассета Шевчука, 2002 года. Мне очень понравилась манера его изложения, его интонации, и, вообще, все, что делает Шевчук и как он это делает. Потом я нашел другой альбом — "Одиночество. Часть II". До сих пор считаю два эти альбома самыми сильными и необычными работами группы "ДДТ" Потом это все обросло "Кочегаркой", "Пропавший без вести". А в 2010 году осуществилась моя мечта — я побывал на живом концерте "ДДТ", здесь у нас в Хабаровске. Я увидел воочию, насколько Шевчук свободен, силен, легок в выражении своих чувств, и, самое главное, честен. Меня это просто поразило. Потом в мою жизнь ворвался "Аквариум", после чего добил Майк Науменко из "Зоопарка", я и понял, что писать можно и нужно легко и очень интересно. Огромное спасибо этим людям, что они есть.
Дмитрий Шакиров, музыкант. Фото: Из личного архива Дмитрия Шакирова
— А твоя группа "Восточное шоссе" как собиралась?
— Сама собой, как и все в моей жизни. Как музыкант я стал позиционировать с 2009 года. Тогда я уже чему-то научился, начал собирать квартирники. Но группы не было, я был один, но обычно кто-то сидел рядом и тряс баночку. Через год присоединился мой товарищ Петька Запорожец, он играл на флейте. Очень сильный музыкант, жаль, что играл недолго — потерял интерес и забросил все.
Долгое время я играл с интересной группой "Каледонский лес". У группы очень своеобразное звучание: играли фолк, шотландские баллады. Основатель группы, флейтист Женька Бурдыга помогал мне в записи альбома. "Восточное шоссе" — это уже моя группа, но постоянного состава у нее нет. Хабаровские музыканты, как правило, тусуются в одной компании. Кто-то кому-то спел, что-то кому-то понравилось, кто-то мне предложил сыграть — кому-то я. Даже если в конкретный момент времени, команды нет, "Восточное шоссе" все равно есть, ведь это дорога, а оно ни когда не кончается.
— Про что твои песни? Как они придумываются: сначала текст или музыка, или все одновременно?
— Мои песни — это личные измышления по разным поводам. Повод может быть любой. Выходишь на улицу, а там столько жизни, несвязанных событий переплетенных в одном пространстве. Специально я ничего не пишу. Бывает, сидишь дома, брякаешь на гитаре, если приходит гармония, то я ее запоминаю и записываю. А если на эту гармонию получится наложить текст, то выходит новая вещь. Я ничего из себя не выдавливаю, я же не тюбик с зубной пастой. Если сравнить творчество с простыми вещами, то музыка — это как прием пищи. Захотел, пошел и поел. Как сказал Боб Дилан, хорошая песня приходит сама. Я никогда не испытываю мук творчества: пришло, постучалось в дверь, ты ее открыл, и все вырвалось на бумагу.
— Как ты оцениваешь музыкальную жизнь Хабаровска? В этом году не будет "Простора". Это будет потеря для хабаровских поклонников рок-музыки?
— "Простор" ведь отменяют не первый раз, и раньше были года, когда фестиваль не проводился. Я трагедии не вижу. Лично я, как зритель, был на "Просторе" всего несколько раз, когда приезжали Бутусов и Кинчев. Остальное время он проходил мимо меня. Я считаю хорошей альтернативой "Простору" — "Рок над Амуром". Этим летом отличный музыкальный фестиваль RAVE-N-ROLL провела Мария Ивлева, вокалистка группы "Pаndora". По масштабу он ни сколько не уступал "Простору". Музыкальная жизнь Хабаровска, хоть и имеет небольшой налет провинциальности, но в целом, интересная и разнообразная. Мне здесь комфортно жить, писать и играть.