Примерно на треть снизилось количество участников городского конкурса "Хабаровская марка" по сравнению с 2008 годом. Соответственно снизилось и количество выставляемых на нем изделий. Корреспондент ИА AmurMedia попробовал найти ответ на вопрос: почему падает популярность конкурса.
В 2008 году, традиционный конкурс "10 лучших товаров" был переименован в "Хабаровскую марку". Тогда свою продукцию представили на нем 24 компании-производителя. Причина, побудившая организаторов переименовать конкурс – слишком большое количество конкурсных товаров, многие из них превосходного качества, выбрать 10 – просто нереально. Так появилась "Хабаровская марка", которая может назвать любое количество отличных товаров и подарить им свой знак отличия – логотип на упаковку.
Возможно, статистике не было бы места в данной публикации, если ни глянцевый буклет с итогами аналогичного конкурса, проходившего в 2012 году. Его организаторы выдавали присутствующим журналистам вкупе с материалами конкурса среди пищевиков. Оказалось, что в том году участников было побольше — 20. И из них до этого конкурса дотянули только "Мерилен", МЖК "Хабаровский", КДП "Молочный край", ИП Амирханов, ЛВЗ "Хабаровский", "Новоторг" и "ДВ-Ареал". Не заявили о своей продукции пивоварни, "Чашка чая", "Колос-Пром", "Печнов", "Три толстяка" и другие.
В результате в позиции "хлеб" был представлен всего один производитель, его продукция соревновалась, по сути, сама с собой. Кондитерская продукция "Новоторга" тоже боролась за звание сама с собой.
Морской капусте и кальмарам повезло в этом смысле больше – продукцию с этими составляющими представляли две компании – "Агапов" и "ДВ-Ареал". Колбасные изделия также были представлены двумя производителями – "Мясное дело" и ИП Жженых.
Из принимавших в конкурсе в 2012 году пивных производителей в этом не оказалось уже ни одного.
Возникает вопрос: почему количество участников значимого для бизнеса конкурса уменьшилось? Расходы на представление продукции собственной марки на данном мероприятии небольшие. Из производственного процесса выпадает на полдня всего 2-3 человека. Публичной дегустации не проводится, так что каждого изделия нужно представить немного — всего по маленькому кусочку формата канапе на 10 человек жюри. То есть разориться из-за этого невозможно.
Еще раз обратимся к статистике. И в самом деле оказалось, в 2009 году в конкурсе участвовало 21 предприятие, в 2010 – 24, в 2011 – 23, а вот в 2012 уже 20. В 2015 – 17, и еще чуть меньше – 16 – в этом году. Некоторой компенсацией снижающегося числа участников в 2015 году стало резкое увеличение количества представленных на конкурс товаров – 100 (сравните с 68 в 2017).
Вариантов ответа на этот вопрос рождается два: или игроков на рынке производства продуктов питания реально становится все меньше, или дополнительный логотип на этикетке продукта "Хабаровская марка", свидетельствующий об отличном качестве и рекомендованный к покупке, уже не так привлекает потребителя.
Последнему практически вторит Андрей Тищенко, руководитель отдела продаж ООО "Колос-Пром". По его словам, как потребителю ему важен вкус продукта и насколько ярко смотрится его упаковка или этикетка.
— На мой взгляд, в последнее время покупатели перестали реагировать на значки на упаковке. Выхлопа от этого особого нет, — заявил Андрей Тищенко.
Новинок у "Колос-Прома" много. И медалей немало – 5 штук за участие в различных выставках. Правда, за большинство из них надо было платить — от 50 тысяч рублей за каждый. Сегодня этот производитель хлеба старается выбирать бесплатные конкурсы. И более внимательно выбирает сами конкурсы, стараясь сосредоточиться на более весомых.
— Например, "Выбор-27". Его символ – самолетик – очень хорошо смотрится и заметен на полках гипермаркетов. Это привлекает внимание к продукту, — продолжил Андрей Тищенко.
За три года работы в ООО "Лесные продукты" руководитель отдела маркетинга Надежда Глибенко трижды была свидетелем того, что компания принимала участие в "Хабаровской марке". Но, поскольку новинок производитель не выпускал в прошлом году и в этом еще не успел, то смысла выходить на конкурс в этом году не было. Процесс вывода на рынок нового продукта — от лаборатории до промышленного производства — занимает год, а то и больше. И сегодня эта скорость меньше всего, по словам Надежды, зависит от наличия идеи "какой продукт создать".
— Мы сегодня больше сосредоточены на другом – оптимизации бизнес-процессов. Необходимо удержать цены на продукцию, не дать пойти им в рост. Стараемся найти внутри предприятия ресурсы, которые позволят выполнить эту задачу. Ну, и надо сказать, что формат конкурса, к сожалению, за те три года никак не менялся.
КФ "Хабаровская" старается не пропускать таких мероприятий. Собираются принимать участие в этом году в "Наш выбор — 27". А вот про "Хабаровскую марку" коммерческий директор кондитерской фабрики Валентина Колобова ничего не слышала.
— Обычно нам письма-приглашения приходят. Но об этом конкурсе ничего не приходило. Если бы пришло, мы бы обязательно приняли участие, — уверила Валентина Колобова.
Мало значим логотип "Хабаровская марка" и для Олега Герасимов, уполномоченного по защите прав предпринимателей.
В завершении хочется сказать еще вот о чем: бросилось в глаза, что не все участники конкурса подготовились к конкурсу в достаточной мере. Глядя на некоторых, представлялось, что узнали они о предстоящем конкурсе за пару часов до его начала. Не привезли с собой одноразовых тарелочек и приборов для дегустации членами жюри, не подготовили презентационного текста о представляемых изделиях, да и внешне выглядели, как будто собрались в долгую поездку или на субботник. Если бы в оценочных листах судей были отметки о форме подачи конкурсных блюд, то некоторые получили бы желтую карточку еще на старте.
Впрочем, без критического взгляда и погружения в вопросы бытия современного бизнеса, все было не так уж грустно. Компания "Агапов" отличилась ярким выступлением, сопровождающим вынос дегустационных порций. Представители ликеро-водочного завода не только красиво оформили свой демо-стол, рассказали о напитках, которые привезли с собой, но и выглядели сами очень торжественно: белый верх, темный низ, галстуки и пиджаки, аккуратные подносы для фужеров – очень впечатлило.
"Новоторг" подкупил не только красотой своих тортов, но и названиями, одно из их сладких изделий названо в честь нашего города — "Вечерний Хабаровск".
По мере приближения к концу конкурса становилось всё больше жаль членов жюри. Ведь им надо практически без перерыва попробовать 68 различных продуктов. Причем подбор очередности выноса блюд осуществлен не с точки зрения их пищевой совместимости и последовательности, а в разнобой. Начало отдано было хлебу, завершилось все мороженым. В промежутке между ними вперемешку подносили морскую капусту, водку, пельмени, котлеты, торты, сыр, варенец, колбасу… Специалисты по здоровому питанию и диете просто бы ужаснулись такому "меню"!
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае
Автор фото: пресс-служба мэрии Хабаровска
Думаю, все зависит от престижности конкурса. Возможно, причина в том, что основной упор сегодня, на мой взгляд, делается на "Выбор-27". Это краевое мероприятие. Как потребитель скажу, что не знаю таких продуктов, которые носят звание "Хабаровская марка". Вот вы сказали, что в конкурсе участвовал "Новоторг". Я знаю "Новоторг", но не потому, что он является обладателем этого логотипа на упаковке, а потому, что его торты вкусные. Насчет статистики, сколько предприятий ушло с рынка… Ко мне обращаются с проблемами еще до ухода с рынка. Как правило, проблемы связаны с нововведениями. Со "старыми" проблемами ко мне не приходят, так как либо предприниматели уже научились сами как-то с этими проблемами справляться, либо они уже перестали быть актуальными. Но движение в предпринимательской среде всегда происходит. Сейчас это укрупнение бизнеса, появление гипермаркетов типа "Самбери" и федеральных сетей, как "Леруа Мерлен". Это мировая тенденция. Для меня очень важно, как со своими проблемами справляется микробизнес. Важно дать ему возможность выживать.