Бизнес. 26 февраля, 12:15
. Фото: Алексей Тимиргалеев
Секреты бизнеса

Цветочный бизнес в Хабаровске: как превратить квартирную оранжерею в процветающее дело

Организаторы магазина «Botanic Craft» Дарья Ершова и Слава Панов о профессионализме, трудолюбии и отсутствии секретов

26 февраля, AmurMedia. Фитония, черный антуриум, хамелациум крючковатый, муррайя метельчатая — до встречи с магазином "Botanic Craft", корр. ИА AmurMedia даже названий таких не слышал. А уж то, как выглядят подобные растения, и в помине не представлял. Ему, как и многим, казалось, что цветочный бизнес краевого центра начинается в ларьках, которые держат коренные жители Кавказа и заканчивается в элитных салонах, где за три розочки придется отстегнуть половину месячной зарплаты бюджетника. Но, как выяснилось, это не так, и есть место, где можно найти редкие для Хабаровска срезанные или горшечные цветы и главное грамотную консультацию по их содержанию. Владельцы магазина "Botanic Craft" Дарья Ершова и Слава Панов поведали историю своего дела.

"Botanic Craft"

"Botanic Craft". Фото: скрин-шот сайта

Как оказалось, у этой "повести" есть две версии. Романтическая или как ее называют сами ребята – литературная, заключается в том, что Дарья всегда любила цветы. Да, вот так просто. Когда-то она начала с того, что высаживала косточки лимона, много читала про растения и способы их выращивания.

— С интернетом, конечно, было непросто, ведь там преобладает весьма противоречивая информация. Я открывала одну статью, читала, а после открывала другую и видела абсолютно противоположную информацию. Есть некоторые вещи, о которых в интернете вообще не написано, поэтому много пришлось выяснить на собственном опыте, путем проб и ошибок. Сначала я пробовала садить все, что растет из косточек: лимоны, манго, авокадо, мандарины, гуаву. Это то, что проклевывается практически у всех и даже плодоносит, правда не скоро.

1 / 3

К тому времени, когда Дарья перечитала о горшечных растениях всю информацию, до которой смогла дотянуться, квартира, в которой она жила, явственно начинала напоминать оранжерею. Ей явно удавалось растениеводство, посадки плодились и размножались, и девушка начала потихоньку их продавать. Сначала по знакомым и на сайтах бесплатных объявлений, а через какое-то время, ей стали звонить незнакомые люди из других городов и даже стран, чтобы задать вопрос или приобрести определенное растение. В этот момент, будущая владелица "Botanic Craft" поняла, что нашла свое дело.

1 / 3

Тут-то самое время поведать и вторую версию открытия магазина. Она звучит вполне себе прозаично и жизненно: на четвертом курсе института, у Дарьи начались проблемы со здоровьем, и она не смогла завершить обучение. Вполне закономерно встала проблема зарабатывания на жизнь и девушка решила делать то, что получается у нее лучше всего – выращивать цветы и продавать их. Так появился интернет — магазин "Botanic Craft".

— На тот момент в городе очень популярны были всякие суккулентики (суккуленты – растения способные долгое время обходиться без воды – прим.ред): розочки, необычные цветущие кактусики, эониумы. Многие мечтали обзавестись таким "зеленым любимцем", но это было достаточно непросто. Поэтому я была уверена, что смогу продать их, и мы заказали партию у одного отечественного поставщика.

1 / 3

По словам цветочницы, почти все растения пришли в ужасном состоянии, владельцам "Botanic Craft" пришлось срочно покупать специальные лампы и самостоятельно доращивать целую партию. Однако результат стоил всех потраченных трудов — неискушенные хабаровчане расхватали суккуленты как горячие пирожки, и Дарья решила заказать еще.

— Мы сделали настоящий склад из своей квартиры, благо, хоть у нас было четырёхкомнатное жилье и было где спать.

1 / 3

Слава, конечно, поддержал вторую половину, и экономист по образованию в экстренном порядке начал разбираться в ботанике. На тот момент у него было уже десять лет рабочего стажа, он знал, как работают бизнес-процессы и твердой рукой взялся за бухгалтерию тогда еще интернет-магазина цветов.

— Первая партия стоила нам порядка 25 тысяч, и это было не самое приятное знакомство с отечественными цветочными базами. Мы поняли, чтобы иметь возможность держать конкурентоспособную цену, нужно вести дела напрямую с производителями. Мы отыскали таких людей, подготовили документы, договорились с поставщиком и заказали уже большую партию цветов на 100 тысяч рублей.

1 / 3

Начинать всегда сложно, говорит Слава, особенно если не приобретать товар на местных базах, а возить его самостоятельно. Это очень затратно в плане "механики лома", другими словами цветы не всегда доезжают до адресата: перемораживаются, ломаются, гибнут. Поэтому, чтобы собрать деньги на стотысячные партии, которые надо возить постоянно, ребята продали имеющиеся золотые украшения, фотоаппарат, Дашино фортепиано и все возможные мелочи – вот тебе и первоначальный капитал.

— На первых порах ты несешь огромные потери, только потому, что пытаешься делать все сам. Особенно явно это ощущается, когда сам забираешь свою партию в аэропорту. Стоишь на выдаче и надеешься, что самолет не опоздает, документы будут в норме, груз не потеряется и придет в удобоваримом состоянии. Пару раз я наблюдал, как люди замораживали партии на 150 тысяч, просто из-за отвратительной работы нашего аэропорта.

1 / 2

По словам владельца "Botanic Craft", месяце на четвертом-пятом, цветочный бизнес стал выходить "в ноль", чуть позже пошли микроприбыли, однако ребята оставляли себе совсем немного, вкладывая все деньги в оборот.

— Сначала как кажется: сейчас я партию привезу, сразу все продам, себе денежку отложу и закажу еще. А в итоге, вы продаете только малую часть, остальное лежит, либо пропадает и надо везти еще. Чтобы везти еще, получить скидки и хоть как-то удешевить доставку, нужно заказывать большую партию. Поэтому деньги в обороте нужны были постоянно.

1 / 2

В общем, это был риск и немалый, но "ставка сыграла" — примерно за год "идейные цветочники" выросли до трех-четырех партий по сто тысяч рублей в месяц. За прошлый год "Botanic Craft" закупил растений на 6 миллионов рублей. Дарья уверена, что в этом году будет больше, ведь ребята, наконец, открыли оффлайн-магазин, что позволит поднять торговлю на новый уровень.

— Когда мы существовали в формате интернет-магазина, в какой-то момент стали понимать, что просыпаемся сразу на работе. Как говориться, утро начиналось не с кофе, а со звонков клиентов. Решено было нанять помощников, но приглашать людей работать в квартиру не очень удобно, как с одной, так и с другой стороны. Кроме того, одно дело, когда клиенты приезжают за заказом и спрашивают номер подъезда и квартиры, и другое, когда ты можешь пригласить людей в просторный светлый павильон.

"Botanic Craft"

"Botanic Craft". Фото: Алексей Тимиргалеев

И это у "ботаников" тоже получилось: магазин открылся в феврале и уже обзавелся поклонниками.

1 / 2

Назревает логичный вопрос: в чем же секрет такой успешности? Как у простых молодых ребят, получается поднимать такой непростой, хоть и красивый (даже благоухающий) бизнес? Все просто, объясняет Дарья, оказывается, в Хабаровске никто не занимается растениями всерьез, никому не приходит в голову, что цветы надо показывать, участвовать в мероприятиях и продвигать технологии их выращивания.

— Мы, правда, сильно заморочились: кучу денег вбухали в сайт, наняли профессионального фотографа для того, чтобы снимать каждую партию. Мы постарались сделать так, чтобы наш бизнес был на порядок выше цветочных ларьков и рыночных торговок. Ведь почему "Botanic Craft"? Первое – оно понятно – все, что связано с растениями, а "сraft" — это мастерство, искусство, сотворенное руками. Чтоб не просто охапку роз продать, а за те же деньги создать нечто невероятное, настоящее произведение искусства.

1 / 2

А для того, чтобы осуществить задуманное, Дарья и Слава пригласили себе в партнеры декоратора Елену Кирееву, которая ну очень серьезно относиться к флористике и способна создавать те самые "крафтовые" букеты.

— Мы, конечно, стараемся, чтобы букеты были стильными, но при этом не акцентируем свое внимание только на модных трендах, а все потому, что за цветами приходят не только молодежь, но и люди более старшего возраста.

1 / 2

Бывает, что цветочные композиции приходится составлять для пожилых дам или мужчин зрелого возраста, поэтому делать исключительно растрёпанные букетики из полевых цветов, которые сейчас на пике популярности, было бы неправильно – считает "художественный" партнер магазина. Посему, для Елены главное найти баланс между флористической классикой и модными тенденциями.

— Мне очень важно создавать разные букеты, разные по характеру, цветочному составу и внешнему виду и удовлетворять потребности всех клиентов, которые к нам приходят.

1 / 3

По словам Елены, одно из основных отличий "Botanic Craft" от других цветочных магазинов заключается в бесстрашной реализации дорогих растений. Пионовидные розы Дэвида Остина или анимоны, например, удовольствие не из дешевых, и многие торговцы не рискуют их приобретать. Вдруг придется списывать? Однако у "ботаников" такие "золотые" цветочки раскупаются махом, буквально в течение одного рабочего дня. Такой успех Елена объясняет просто: если цветок дорогой, то абсолютно не факт, что флорист сделает из него неподъёмный по цене букет.

1 / 4

— Мы всегда задаем клиенту вопрос: на какую сумму вы рассчитываете? Мы можем собрать букет на любой кошелек и главное, что он будет красивым, стильным и станет приятным подарком. Самая ходовая, это, конечно средняя ценовая категория – в районе 1500 — 2000 рублей. Те букеты, которые дороже – это уже цветы по особым случаям: юбилеи, свадьбы, памятные даты.

1 / 2

Основной "фишкой" своего магазина ребята выбрали профессиональное отношение к цветоводству и не прогадали. Дарья с гордостью говорит, что в "Botanic Craft", вам не просто продадут редкое домашнее растение, но и подробно расскажут, как с ним обращаться, чтобы оно не расстроило вас своей безвременной кончиной.

— Все дело в отсутствии знаний. Зайдите в любой цветочный салон города, спросите про домашние растения и вы поймете, что у нас никто не разбирается в "горшечке". Мы сами постоянно создаем материалы о растениях, я регулярно пополняю свою копилку знаний о цветах. С нами работает биотехнолог и доцент-биолог, которая пишет статьи для нашего сайта.

1 / 2

Корр. ИА AmurMedia — от природы не самый доверчивый человек, не мог не задать Дарье следующий вопрос: А может дело не в знаниях, в пресловутой "легкой руке"? Ведь бывает так, что некоторые обладают особенным талантом к цветоводсву? Есть же люди, у которых и веник цветет, так же как есть те, у кого любое растение гибнет, не прожив и неделю? На, что владелица магазина с улыбкой ответила, что не верит в подобные глупости:

— Все руки одинаково хороши для цветоводства, гораздо важнее определенный набор факторов для содержания растения. А то у нас сначала сажают цветок в какой-нибудь универсальный грунт, то потом удивляются, что он "загнулся". Поэтому, в идеале, неплохо хотя бы немного почитать про ваше растение, чтобы иметь минимальный список сведений о том, как за ним ухаживать.

1 / 2

Таким образом, если клиент приходит к "крафтовым ботаникам", то в первую очередь у него узнают, какие условия для содержания растения имеются в его доме: на какую сторону выходит свет, жарко ли или не очень. Плюс, немаловажен опыт ухаживания за цветами и возможность уделять этому время.

— Допустим, если у вас в квартире темновато, то ваша будущая оранжерея будет состоять из папоротника, фикусов, плющей. Если в доме жарко, то можно устроить настоящую пустыню и кактусовые заросли. А коли ваше жилище, имеет средние показатели по всем пунктам, то можно купить пальму или, например, орхидею.

1 / 2

В итоге, все обозначенные "заморочки" организаторов "Botanic Craft" с грамотным сайтом, прямыми поставками и серьезным подходом к цветоводству, приносят свои плоды: продажи только увеличиваются, доверие клиентов растет, и дела у цветочного бизнеса идут в гору. Только за прошлый год через интернет-магазин прошло более пяти тысяч человек, а за пару недель существования оффлайн-площадки, это количество увеличилось еще примерно на тысячу.

"Botanic Craft"

"Botanic Craft". Фото: Алексей Тимиргалеев

Владельцы "Botanic Craft" уверены, что у их дела есть вполне себе светлое будущее, даже несмотря на суровые российские реалии: сначала распространиться на весь Хабаровск, а после и по всей нашей необъятной Родине. В общем, ребята не просто нашли свою нишу в цветочном бизнесе, но смогли ее модернизировать, развить и сделать по максимуму прибыльной.

"Знаете, секрета успешности цветочного бизнеса не существует. Все просто: если работать по 12-14 часов в день, семь дней в неделю без отпуска и выходных в течение нескольких лет, то никакого волшебства или удачи абсолютно не потребуется"

— Постоянное повышение квалификации, профессионализм и желание помочь человеку, а не просто попытка, что-то продать и тут же забыть о клиенте. Самое ценное, это когда ты становишься клиенту добрым другом, к которому он приходит посоветоваться, обменяться опытом или просто поговорить – подвела итог Дарья.

"Botanic Craft"

"Botanic Craft". Фото: Алексей Тимиргалеев

Текст: Кристина Балкивская

Фото: Алексей Тимиргалеев

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia