Фитония, черный антуриум, хамелациум крючковатый, муррайя метельчатая — до встречи с магазином "Botanic Craft", корр. ИА AmurMedia даже названий таких не слышал. А уж то, как выглядят подобные растения, и в помине не представлял. Ему, как и многим, казалось, что цветочный бизнес краевого центра начинается в ларьках, которые держат коренные жители Кавказа и заканчивается в элитных салонах, где за три розочки придется отстегнуть половину месячной зарплаты бюджетника. Но, как выяснилось, это не так, и есть место, где можно найти редкие для Хабаровска срезанные или горшечные цветы и главное грамотную консультацию по их содержанию. Владельцы магазина "Botanic Craft" Дарья Ершова и Слава Панов поведали историю своего дела.
"Botanic Craft". Фото: скрин-шот сайта
— С интернетом, конечно, было непросто, ведь там преобладает весьма противоречивая информация. Я открывала одну статью, читала, а после открывала другую и видела абсолютно противоположную информацию. Есть некоторые вещи, о которых в интернете вообще не написано, поэтому много пришлось выяснить на собственном опыте, путем проб и ошибок. Сначала я пробовала садить все, что растет из косточек: лимоны, манго, авокадо, мандарины, гуаву. Это то, что проклевывается практически у всех и даже плодоносит, правда не скоро.
К тому времени, когда Дарья перечитала о горшечных растениях всю информацию, до которой смогла дотянуться, квартира, в которой она жила, явственно начинала напоминать оранжерею. Ей явно удавалось растениеводство, посадки плодились и размножались, и девушка начала потихоньку их продавать. Сначала по знакомым и на сайтах бесплатных объявлений, а через какое-то время, ей стали звонить незнакомые люди из других городов и даже стран, чтобы задать вопрос или приобрести определенное растение. В этот момент, будущая владелица "Botanic Craft" поняла, что нашла свое дело.
Тут-то самое время поведать и вторую версию открытия магазина. Она звучит вполне себе прозаично и жизненно: на четвертом курсе института, у Дарьи начались проблемы со здоровьем, и она не смогла завершить обучение. Вполне закономерно встала проблема зарабатывания на жизнь и девушка решила делать то, что получается у нее лучше всего – выращивать цветы и продавать их. Так появился интернет — магазин "Botanic Craft".
— На тот момент в городе очень популярны были всякие суккулентики (суккуленты – растения способные долгое время обходиться без воды – прим.ред): розочки, необычные цветущие кактусики, эониумы. Многие мечтали обзавестись таким "зеленым любимцем", но это было достаточно непросто. Поэтому я была уверена, что смогу продать их, и мы заказали партию у одного отечественного поставщика.
По словам цветочницы, почти все растения пришли в ужасном состоянии, владельцам "Botanic Craft" пришлось срочно покупать специальные лампы и самостоятельно доращивать целую партию. Однако результат стоил всех потраченных трудов — неискушенные хабаровчане расхватали суккуленты как горячие пирожки, и Дарья решила заказать еще.
— Мы сделали настоящий склад из своей квартиры, благо, хоть у нас было четырёхкомнатное жилье и было где спать.
Слава, конечно, поддержал вторую половину, и экономист по образованию в экстренном порядке начал разбираться в ботанике. На тот момент у него было уже десять лет рабочего стажа, он знал, как работают бизнес-процессы и твердой рукой взялся за бухгалтерию тогда еще интернет-магазина цветов.
— Первая партия стоила нам порядка 25 тысяч, и это было не самое приятное знакомство с отечественными цветочными базами. Мы поняли, чтобы иметь возможность держать конкурентоспособную цену, нужно вести дела напрямую с производителями. Мы отыскали таких людей, подготовили документы, договорились с поставщиком и заказали уже большую партию цветов на 100 тысяч рублей.
Начинать всегда сложно, говорит Слава, особенно если не приобретать товар на местных базах, а возить его самостоятельно. Это очень затратно в плане "механики лома", другими словами цветы не всегда доезжают до адресата: перемораживаются, ломаются, гибнут. Поэтому, чтобы собрать деньги на стотысячные партии, которые надо возить постоянно, ребята продали имеющиеся золотые украшения, фотоаппарат, Дашино фортепиано и все возможные мелочи – вот тебе и первоначальный капитал.
— На первых порах ты несешь огромные потери, только потому, что пытаешься делать все сам. Особенно явно это ощущается, когда сам забираешь свою партию в аэропорту. Стоишь на выдаче и надеешься, что самолет не опоздает, документы будут в норме, груз не потеряется и придет в удобоваримом состоянии. Пару раз я наблюдал, как люди замораживали партии на 150 тысяч, просто из-за отвратительной работы нашего аэропорта.
По словам владельца "Botanic Craft", месяце на четвертом-пятом, цветочный бизнес стал выходить "в ноль", чуть позже пошли микроприбыли, однако ребята оставляли себе совсем немного, вкладывая все деньги в оборот.
— Сначала как кажется: сейчас я партию привезу, сразу все продам, себе денежку отложу и закажу еще. А в итоге, вы продаете только малую часть, остальное лежит, либо пропадает и надо везти еще. Чтобы везти еще, получить скидки и хоть как-то удешевить доставку, нужно заказывать большую партию. Поэтому деньги в обороте нужны были постоянно.
В общем, это был риск и немалый, но "ставка сыграла" — примерно за год "идейные цветочники" выросли до трех-четырех партий по сто тысяч рублей в месяц. За прошлый год "Botanic Craft" закупил растений на 6 миллионов рублей. Дарья уверена, что в этом году будет больше, ведь ребята, наконец, открыли оффлайн-магазин, что позволит поднять торговлю на новый уровень.
— Когда мы существовали в формате интернет-магазина, в какой-то момент стали понимать, что просыпаемся сразу на работе. Как говориться, утро начиналось не с кофе, а со звонков клиентов. Решено было нанять помощников, но приглашать людей работать в квартиру не очень удобно, как с одной, так и с другой стороны. Кроме того, одно дело, когда клиенты приезжают за заказом и спрашивают номер подъезда и квартиры, и другое, когда ты можешь пригласить людей в просторный светлый павильон.
"Botanic Craft". Фото: Алексей Тимиргалеев
Назревает логичный вопрос: в чем же секрет такой успешности? Как у простых молодых ребят, получается поднимать такой непростой, хоть и красивый (даже благоухающий) бизнес? Все просто, объясняет Дарья, оказывается, в Хабаровске никто не занимается растениями всерьез, никому не приходит в голову, что цветы надо показывать, участвовать в мероприятиях и продвигать технологии их выращивания.
— Мы, правда, сильно заморочились: кучу денег вбухали в сайт, наняли профессионального фотографа для того, чтобы снимать каждую партию. Мы постарались сделать так, чтобы наш бизнес был на порядок выше цветочных ларьков и рыночных торговок. Ведь почему "Botanic Craft"? Первое – оно понятно – все, что связано с растениями, а "сraft" — это мастерство, искусство, сотворенное руками. Чтоб не просто охапку роз продать, а за те же деньги создать нечто невероятное, настоящее произведение искусства.
А для того, чтобы осуществить задуманное, Дарья и Слава пригласили себе в партнеры декоратора Елену Кирееву, которая ну очень серьезно относиться к флористике и способна создавать те самые "крафтовые" букеты.
— Мы, конечно, стараемся, чтобы букеты были стильными, но при этом не акцентируем свое внимание только на модных трендах, а все потому, что за цветами приходят не только молодежь, но и люди более старшего возраста.
Бывает, что цветочные композиции приходится составлять для пожилых дам или мужчин зрелого возраста, поэтому делать исключительно растрёпанные букетики из полевых цветов, которые сейчас на пике популярности, было бы неправильно – считает "художественный" партнер магазина. Посему, для Елены главное найти баланс между флористической классикой и модными тенденциями.
— Мне очень важно создавать разные букеты, разные по характеру, цветочному составу и внешнему виду и удовлетворять потребности всех клиентов, которые к нам приходят.
По словам Елены, одно из основных отличий "Botanic Craft" от других цветочных магазинов заключается в бесстрашной реализации дорогих растений. Пионовидные розы Дэвида Остина или анимоны, например, удовольствие не из дешевых, и многие торговцы не рискуют их приобретать. Вдруг придется списывать? Однако у "ботаников" такие "золотые" цветочки раскупаются махом, буквально в течение одного рабочего дня. Такой успех Елена объясняет просто: если цветок дорогой, то абсолютно не факт, что флорист сделает из него неподъёмный по цене букет.
— Мы всегда задаем клиенту вопрос: на какую сумму вы рассчитываете? Мы можем собрать букет на любой кошелек и главное, что он будет красивым, стильным и станет приятным подарком. Самая ходовая, это, конечно средняя ценовая категория – в районе 1500 — 2000 рублей. Те букеты, которые дороже – это уже цветы по особым случаям: юбилеи, свадьбы, памятные даты.
Основной "фишкой" своего магазина ребята выбрали профессиональное отношение к цветоводству и не прогадали. Дарья с гордостью говорит, что в "Botanic Craft", вам не просто продадут редкое домашнее растение, но и подробно расскажут, как с ним обращаться, чтобы оно не расстроило вас своей безвременной кончиной.
— Все дело в отсутствии знаний. Зайдите в любой цветочный салон города, спросите про домашние растения и вы поймете, что у нас никто не разбирается в "горшечке". Мы сами постоянно создаем материалы о растениях, я регулярно пополняю свою копилку знаний о цветах. С нами работает биотехнолог и доцент-биолог, которая пишет статьи для нашего сайта.
Корр. ИА AmurMedia — от природы не самый доверчивый человек, не мог не задать Дарье следующий вопрос: А может дело не в знаниях, в пресловутой "легкой руке"? Ведь бывает так, что некоторые обладают особенным талантом к цветоводсву? Есть же люди, у которых и веник цветет, так же как есть те, у кого любое растение гибнет, не прожив и неделю? На, что владелица магазина с улыбкой ответила, что не верит в подобные глупости:
— Все руки одинаково хороши для цветоводства, гораздо важнее определенный набор факторов для содержания растения. А то у нас сначала сажают цветок в какой-нибудь универсальный грунт, то потом удивляются, что он "загнулся". Поэтому, в идеале, неплохо хотя бы немного почитать про ваше растение, чтобы иметь минимальный список сведений о том, как за ним ухаживать.
Таким образом, если клиент приходит к "крафтовым ботаникам", то в первую очередь у него узнают, какие условия для содержания растения имеются в его доме: на какую сторону выходит свет, жарко ли или не очень. Плюс, немаловажен опыт ухаживания за цветами и возможность уделять этому время.
— Допустим, если у вас в квартире темновато, то ваша будущая оранжерея будет состоять из папоротника, фикусов, плющей. Если в доме жарко, то можно устроить настоящую пустыню и кактусовые заросли. А коли ваше жилище, имеет средние показатели по всем пунктам, то можно купить пальму или, например, орхидею.
В итоге, все обозначенные "заморочки" организаторов "Botanic Craft" с грамотным сайтом, прямыми поставками и серьезным подходом к цветоводству, приносят свои плоды: продажи только увеличиваются, доверие клиентов растет, и дела у цветочного бизнеса идут в гору. Только за прошлый год через интернет-магазин прошло более пяти тысяч человек, а за пару недель существования оффлайн-площадки, это количество увеличилось еще примерно на тысячу.
"Botanic Craft". Фото: Алексей Тимиргалеев
"Знаете, секрета успешности цветочного бизнеса не существует. Все просто: если работать по 12-14 часов в день, семь дней в неделю без отпуска и выходных в течение нескольких лет, то никакого волшебства или удачи абсолютно не потребуется"
— Постоянное повышение квалификации, профессионализм и желание помочь человеку, а не просто попытка, что-то продать и тут же забыть о клиенте. Самое ценное, это когда ты становишься клиенту добрым другом, к которому он приходит посоветоваться, обменяться опытом или просто поговорить – подвела итог Дарья.
"Botanic Craft". Фото: Алексей Тимиргалеев
Текст: Кристина Балкивская
Фото: Алексей Тимиргалеев